Поиск по сайту

Диагностика мотивационной готовности детей к школьному обучению с помощью проективных методик


Авторcтво: Маркушева Мария Евгеньевна, педагог-психолог ГДОУ № 12 Выборгского района Санкт-Петербурга


  Мотивация является сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желание обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться. Некоторые дети хотят идти в школу не потому, что они готовы обучаться, а потому, что для них это новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, новая позиция в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы учения). Некоторые дети реализуют мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, испытывают потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как это позволит ему занять определенную позицию в обществе людей и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома или в детском саду. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового формирования, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». «Внутренняя позиция школьника» может служить одним из важных критериев готовности к школьному обучению.

Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника, и особые экспериментальные приёмы (например, преобладание у ребёнка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивание сказки или игры с игрушками). Несмотря на многообразие существующих методик, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Одной из причин необходимости новых разработок являются временные рамки – обследование не должно быть слишком длительным и в то же время выделять достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Что в школе интересного?

Однако в ходе практической деятельности, мы заметили, что дети подготовительного возраста достаточно хорошо усваивают социальные нормы, ориентируются на оценки их поведения другими и стараются дать одобряемые со стороны значимого взрослого ответы. На вопрос: «Что тебе больше нравится: ходить в школу или играть дома в компьютерные игры?» многие «компьютерозависимые» дети отвечают: "Ходить в школу". Поэтому мне в работе понадобился диагностический инструмент, позволяющий за короткий промежуток времени выявить детей, у которых не сформировано положительное эмоциональное отношение к учебе. Этим инструментом стали проективные методики. Само обследование проводится в ходе совместной игровой деятельности с детьми. На занятиях, посвященных формированию умения проявлять агрессивное поведение в социально допустимых формах, мы проводим игру «Кошечка». Дети сидят в кругу на ковре, в центре круга находится водящий. Каждый из детей по очереди должен побывать в роли «кошечки», которую гладят остальные играющие. Гладя кошечку, дети произносят любые приходящие им в голову слова, на которые "кошечка" эмоционально реагирует – если слово ей нравится, она мурлычет, если нет – фыркает. Дети с удовольствием включаются в игру, а я, гладя «кошечку», произношу слова, имеющие отношение к школьному обучению: школа, учительница, тетрадь, книга, перемена. Образ другого существа, в которое превращаются дети, позволяет им избавиться от субъективного контроля ответов. Неудобства возникают при протоколировании результатов – мне приходится, сидя в кругу вместе с детьми, отмечать в протоколе знаками «+» или «-» эмоциональную реакцию ребенка. Полученные данные можно проверить в ходе другой игры, которую мы проводим на занятиях, посвященных изучению эмоционального состояния «радость». Игра так и называется – «море радости». Дети находятся на песке, мы выделяем линию «моря», а затем я называю любые события, имеющие для ребенка определенную значимость. Если они нравятся детям, дети «выходят плавать в море», а если нет – остаются на песке. Вначале я даю детям понять, что одно и то же событие кому-то может нравиться, а кому-то – нет. «Дед Мороз подарил на праздник куклу» - девочкам это событие приносит радость, а мальчики дружно реагируют: «нет, нет». Реакцию детей на события типа: «надо идти в школу», «похвалила учительница» и так далее также можно отмечать в протоколе. Данные методики изучения мотивационной готовности к школе нравятся мне тем, что не занимают много времени и являются включенными в основной цикл занятий по социально-эмоциональному развитию детей. С помощью данных методик можно выявить эмоциональную оценку любых событий и фактов, интересующих педагога (например, отношение к другим детям или взрослым, отношение к занятиям, проводимым в детском саду и так далее). В ходе данного пилотажного обследования выделяются дети, мотивационно неготовые к систематическому обучению в школьных условиях.

Далее проводится комплексная работа специалистов детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе. Основные направления данной работы:

  • Формирование у детей правильных представлений о школе у учении.
  • Формирование положительного эмоционального отношения к школе.
  • Формирование опыта учебной деятельности.
  • Формирование готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав.
  • Работа с родителями детей, так как дети воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Данная работа включает индивидуальную консультативную работу и просветительскую работу с родителями в форме лекций во время групповых собраний.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы:

  1. Экскурсии в школу (ежегодно дети нашего детского сада посещают открытые занятия первоклассников в школе № 112, присутствуют на уроках, знакомятся со школой).
  2. Беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание и обсуждение картинок, отражающих школьную жизнь.
  3. Рисование школы и себя в роли школьника.
  4. Игра в школу.

Именно внутренняя мотивация является определяющим моментом успешного обучения будущего школьника. Следовательно, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи.


Поделиться: