Поиск по сайту

Внедрение исследовательских мини-проектов в школьный курс естественных наук как способ повышения экологической грамотности учащихся.


Авторcтво: Гаманькова Варвара Анатольевна,учитель биологии и химии, высшая категория; Светлова Екатерина Васильевна, учитель биологии и географии, высшая категория, ГОУ лицей № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга


Экологическая грамотность, признаками которой являются сформированные у учащихся представления о роли человека в окружающем мире, о взаимосвязи общества и природы и сознательной необходимости эту природу сохранять во всем многообразии и стабильности, должна быть неотъемлемой и полноправной частью результатов школьного образования, но при этом следует учесть, что отведенных на изучение экологии часов учебного времени явно недостаточно для ее формирования. Именно поэтому необходимо использовать как можно больше методик, позволяющих не только максимально разнообразить способы получения экологических знаний, но и показать их практическую направленность. В этой статье мы хотим рассмотреть некоторые проблемы экологического образования, а так же предлагаем ознакомиться с некоторыми вариантами небольших заданий на экологическую тематику, способных не только заинтересовать учащихся, но и, что важно, не требующих длительной подготовки.

Роль современного школьного образования заключается не только в формировании предметных знаний, но и в воспитании функционально-грамотной, всесторонне образованной личности. Школа не может ограничиваться только лишь теоретическими занятиями и предусмотренными учебным планом единичными лабораторными работами, для проведения которых, к несчастью, не во всех учебных заведениях даже находится соответствующее оборудование. Кроме того, количество часов, отведенных в учебном плане на предметы естественно-научного цикла сильно сократилось за последние годы, а потребности в развитии ребенка, наоборот, возросли.

Одной из типичных расширяющих экологическую образованность форм работы является научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках специальных ученических обществ, но у нее, помимо преимуществ, есть и свои недостатки. Исследования, включающие в себя лабораторные эксперименты и регулярные наблюдения, требуют не только серьезной теоретической подготовки, но и массы времени, которого зачастую у учащихся нет. Подобные проекты рассчитаны на три-четыре месяца, и старшеклассники, занятые подготовкой к выпускным экзаменам, отказываются от участия в УНИО, так что данная форма работы становится возможной только в средней школе. Еще одним недостатком, как нам кажется, является именно объемность исследовательских проектов, лишающая учащегося возможности делать несколько интересных ему работ одновременно. Значит, ученик будет выбирать то направление (гуманитарное, естественно-научное, техническое) и тот учебный курс (литература, биология, физика, география и т.д.), которые ему ближе. Это верно и оправданно, но лишает педагога возможности использовать научно-исследовательские проекты как способ обучения, если предмет, который он преподает, не является в школе профилирующим и подобные проекты не включены в учебный план как обязательные. Наша же цель – достижение всеобщей экологической грамотности – не может быть осуществлена, если в ней задействована лишь малая часть учащихся.

Таким образом, с одной стороны ощущается явная нехватка практических работ экологической направленности в учебное время, с другой нельзя занимать все свободное время учащихся объемными исследованиями. Как же решить возникающую проблему учителям естественно-научного профиля, ведь именно они в первую очередь отвечают за формирование экологической грамотности учащихся?

Система мини-проектов позволяет вести продуманную работу учителя по формированию у учащихся экологических знаний. Во-первых, небольшие задания разного уровня сложности можно включать отдельными модулями в каждый предмет естественно-научного цикла, во-вторых, не требующие больших временных затрат задания учащиеся выполняют с большим энтузиазмом, в-третьих, важна практическая направленность заданий, их связь с окружающим каждого ребенка миром, упор на то, что ребенок видит вокруг себя ежедневно, что делает сам, в-четвертых, выполненное задание вполне в состоянии заставить ребенка задуматься и осознанно изменить поведение в вопросах бережного отношения к окружающей среде.

Рассмотрим несколько примеров мини-проектной деятельности, успешно апробированной и внедренной в систему предметов естественно-научного цикла в нашем лицее № 623 (медицинский профиль) им. И.П. Павлова.

Общий анализ анкетирования среди 5-9 классов показывает, что самый высокий уровень заинтересованности и позитивного отношения к природе наблюдается у учащихся 5-х классов, в 6-7 классах интерес к вопросам экологии заметно падает, и снова возрастает к последнему году обучения в основной школе. При этом наблюдаются возрастные различия и в темах, которые учащиеся считают для себя важными. Так, в 5-6 классах учащимся интереснее познание окружающего мира, а в 8-9 учеников больше волнуют вопросы охраны окружающей среды. Следовательно, тематика проектных заданий так же должна различаться, усиливая интерес к изучению окружающей среды и желание ее сохранить.

В начальной школе и 5-х классах мы предлагаем учащимся различные творческие конкурсы – изготовление поделок из натурального материала и вторсырья, рисунков на экологическую тематику, написание сказок о природе.

В 6-7-х классах, в рамках изучения таких предметов как ботаника, зоология и физическая география, учащимся предлагается создать экологический дневник. Это задание рассчитано на весь учебный год и выполняется постепенно. При этом каждый месяц ребятам дается новое небольшое задание, которое оценивается независимо от остальных, но позволяет в конце учебного года оформить полноценный альбом экологического дневника.

Задание включает:

  1. Выбор объекта – любимого, самого привлекательного для ученика места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, или в любом другом месте, но с учетом того, что придется посещать объект не один раз. Если экологический дневник планируется вести и в шестом, и в седьмом классе, то удобнее разделить и объекты исследований, например, в 6 классе все объекты будут находиться в черте города (скверы, дворы жилых домов, участки в парковой зоне), а семиклассники будут изучать пригородные объекты (дачные участки, курортные зоны и т.п.).
  2. Историческая страничка – рассказ о том, как формировалась эта местность. Подобные исторические справки могут весьма сильно различаться по своему содержанию, в зависимости от требований и источников для поиска материала. В рамках урока географии больший упор можно сделать на геологическую историю местности, но так же интересен и краеведческо-исторический аспект. Если же задание дает учитель биологии, то, например, можно изучить, как изменился растительный покров за последние годы.
  3. План местности. Составление плана местности является одной из стандартных практических работ курса географии 6 класса, но в большинстве случаев это умение остается невостребованным, в работе над экологическим дневником на план наносятся наблюдаемые объекты, создаются разнообразные тематические схемы (например, схема растительного покрова).
  4. Фотогалерея.
  5. Описание природы, общие сведения.
  6. Ботаническая характиристика – гербарий или фото. Это задание развивает умение работать с определителем растений, в том числе, узнавать редкие виды растений.
  7. Животные, которых удалось увидеть.
  8. Биоиндикация. Несколько несложных заданий по оценке экологического состояния территории по состоянию растительного и лишайникового покрова.
  9. Заключительное задание «Что я могу сделать, чтобы это место стало лучше?» включает различные творческие разработки - рисунки, макеты, презентации.

Таким образом, помимо познания окружающего мира, что для жителя мегаполиса так же является весьма основательной проблемой, выполняющий задание ребенок формирует ответственность за состояние окружающей среды.

Для экологических мини-проектов, которые выполняют учащиеся 8-9-х классов, предлагаются достаточно узкие темы, сохраняющие обязательное условие - практическую направленность выполняемых работ. В частности, такие исследования позволяют узнать, на каком уровне можно решить различные экологические проблемы, сумеют ли дети помочь окружающей среде самостоятельно, или необходимо привлечение местных или даже федеральных властей, различных общественных экологических фондов и организаций.

Общий план выполнения мини-проекта включает как обоснование важности изучения темы, ее актуальность для изучаемой местности. Так, логично предположить, что тема, связанная с влиянием наводнений, будет более актуальна и интересна петербургским школьникам, чем изучение солончаков, в то время как в южных регионах России ситуация может быть обратной, так и тезисное описание сути рассматриваемой проблемы, создание краткого тематического словаря, отражающего основные понятия и термины.

Практическую часть работы составляет собственное исследование, анализ данных и заключение, в котором ученик не только отражает данные о сегодняшнем состоянии изучаемых объектов, но и делает прогноз, предлагает пути решения проблемы, в том числе описывает, что может сделать сам.

Приведем несколько примеров тем исследований, с которыми работали ученики лицея в течение года:

  • Вредит ли уплотнительная застройка.
  • Как снизить транспортную нагрузку.
  • Виды озеленения городских улиц.
  • Мусор в городе.
  • Энергия впустую.

Важно отметить, что место проведения исследования ученик выбирает сам, ориентируясь на удобное для него месторасположение объектов, обычно в том микрорайоне, где живет сам. Такой пространственный разброс объектов среди нескольких десятков учащихся позволяет создавать пространственные модели состояния окружающей среды, сравнивать территории по их состоянию, а накопленные за несколько лет данные можно использовать для оценки временной динамики состояния объектов изучаемой территории.

Еще раз хотим отметить возможную вариативность заданий в общем цикле работы, которая позволяет учитывать не только интересы и общий уровень образованности учащихся, но так же и немаловажные факторы окружающей среды, такие как затяжная зима или слишком дождливая, неблагоприятная для длительных полевых наблюдений осень.

Учащиеся 10-11 классов не только выполняют наши задания, но и с удовольствием участвуют в различных городских и международных экологических проектах. Так, например, команда лицея в 2009 году заняла второе место в российско-датском конкурсе экологических газет. В 2008 году приняли участие во 2-ом городском фестивале портфолио. В 2008-2009 учебном году участвовали в российско–германском проекте для старшеклассников «Сименс» под названием «Чистая планета для нашего будущего».

В 2010 году мы стали участниками российско – британский проекта - «Климатическая переменка», команда лицея заняла второе место. Сейчас наша команда принимает участие в российско–финский проекте «Вода, Россия, Финляндия - взгляд молодежи!» и в конкурсе комиксов и анимационных роликов «Вода, которая нас объединяет!»

Расширить представления детей об окружающей среде, выйти за рамки привычных уроков, показать практическое значение полученных на уроках знаний, подчеркнуть взаимосвязь человеческой деятельности и состояния окружающей среды, решить проблему воспитания бережного отношения к природе и ответственности за ее состояние – вот те задачи, которые позволяет решить систематическое использование экологических мини-проектов в школьном курсе естествознания.

Поделиться: