Поиск по сайту

Успешный педагог - многоликий идеал


Авторcтво: Еремеева Валентина Дмитриевна, к.б.н., доцент СПбАППО


 В.Д.Еремеева

Идеал - понятие теоретическое. Исследуя проблему идеального педагога, мы должны определить, каким бы мы хотели его видеть, что мы имеем в действительности и что нужно сделать, чтобы приблизиться к желаемому идеалу.

 Что мы понимаем под определением «идеальный педагог»?

1. Высокая результативность образовательной деятельности.

Обычно эта характеристика выражается в успешности освоения учениками школьной программы.

2. Высокая оценка как профессионала руководителями, коллегами и детьми.

Чаще всего во внимание принимается оценка руководителей, оценке же педагога детьми значения не предается, а ведь именно они - главный субъект образования, ради них создаются программы и методики, обучаются учителя и воспитатели. Но трудность состоит в том, что дети не способны оценить профессионализм педагога, не могут облечь свои чувства в слова, а могут только любить или не любить.

3. Высокая самооценка.

Если педагог в душе считает себя плохим профессионалом, вряд ли он близок к идеалу.

  Попробуем нарисовать портрет идеального педагога, приблизив его к реальности. А возможно ли это?

  Представим себе хорошего воспитателя детского сада, хорошего учителя начальной или основной школы, педагога, работающего со взрослыми. Мы обнаружим, что это разные люди. Вряд ли профессор ВУЗа сможет стать хорошим воспитателем детского сада или учителем начальной школы. И дело не только в полученном образовании. Не зря один человек становится школьным учителем, а другой - воспитателем детского сада или преподавателем, работающим со взрослыми. Это разные типы людей.

  Два хороших педагога один и тот же урок проведут по-разному, так как каждый их них имеет свой тип мышления, эмоций, коммуникации, свой индивидуальный жизненный опыт. Портрет идеального педагога зависит от того, кто его оценивает. ("А судьи кто?") Важно и то, по каким критериям отбирают лучшего педагога.

  Итак, портрет идеального педагога зависит следующих факторов:

· в каком звене образовательной системы педагог работает,

· какова его индивидуальность,

· кто его оценивает,

· какие качества оцениваются.

   В чем же выражаются индивидуальные особенности педагога? Одна из важнейших особенностей - стиль его педагогической деятельности. С.А. Шейн (1989) определил семь типов стилей деятельности педагога:

1. Доверительно-диалогический

2. Альтруистический

3. Конформный

4. Рефлексивно-манипулятивный

5. Авторитарно-монологический

6. Конфликтный

7. Пассивно-индифферентный

  Последние два стиля совершенно не приемлемы для педагога и непрофессиональны. В образовательных учреждениях мы часто наблюдаем два противоположных стиля деятельности: авторитарно-монологический и доверительно-диалогический. Почему же у одних педагогов преобладает один из них, а у других другой? Давайте разберемся, о каких педагогах мы говорим.

   Кроме социальных причин различий в стиле деятельности педагога, есть различия, связанные с организацией его мозга, специализацией двух полушарий мозга.

   Тогда значит, мозг у воспитателя и учителя разный? Да. Мы обследовали педагогов 3 детских садов и 5 школ, выясняя особенности их психики и функциональной организации мозга. Мы знаем, что левое полушарие ответственно за рационально-логическое, аналитическое, алгоритмическое, линейное мышление. Правое полушарие отвечает за эмоционально-образное, целостное, панорамное, интуитивное мышление. С помощью правого полушария мы схватываем основной смысл, главную мысль, но не способны разобраться в деталях. Значит, педагоги, у которых преобладает активность левого полушария (левополушарники) или правого полушария (правополушарники) имеют разное мышление.

  Среди воспитателей ДОУ левополушарников всего 5,9%, среди учителей начальных классов 11,1%, а среди учителей основной школы 29,4%, то есть в пять раз больше, чем среди воспитателей и почти столько же, сколько среди инженеров (33,3%). Правополушарников, наоборот, больше в ДОУ (58,8%), и в начальной школе (51,9%), тогда как в основной школе они встречаются реже (17,6%).

  Восприятие у педагогов данных трех групп тоже разное. Оказалось, что у большинства воспитателей детского сада ведущий канал восприятия – кинестетический (для них важны телесные ощущения, «память руки»), среди учителей начальных классов тоже преобладают те, для которых важен кинестетический канал, а для педагогов основной школы и кинестетический, и слуховой каналы. У инженеров, для сравнения, ведущим является слуховой канал.

  Наше исследование позволило составить психологический и нейропсихологический портреты трех групп педагогов.

Портрет воспитателя детского сада

Асимметрия сенсорной сферы в сторону доминирования правого полушария - почти половина воспитателей имеют левый ведущий глаз.

Низкая степень праворукости, в двуручных действиях часто употребляют в качестве более активной левую руку, что также указывает на большую роль правого полушария мозга в организации психических функций.

Правополушарный стиль психической деятельности.

Высокая подвижность нервных процессов.

Художественный тип высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову).

Ведущим каналом восприятия является кинестетический, что указывает на большую роль телесных ощущений.

Для знаковых систем наиболее важен зрительный канал восприятия, на втором месте слуховой канал.

Речь не гладкая, с паузами, запинками, иногда с грамматическими
неточностями.

Трудно запоминают длинные тексты.

Не слишком любят дискуссии.

Не любят писать.

Пишут довольно грамотно, но если задумаются о правилах написания, то это их сбивает.

Не слишком критичны.

Недостаточно самостоятельны в действиях и поступках.

Терпимы к беспорядку.

Склонны к сомнению.

Тревожны.

Живут сегодняшним днем.

Итак, это люди, живущие скорее чувствами, чем рассудком, уступчивые, терпимые к окружающим, типичные правополушарники.

Портрет учителя начальных классов

1. Асимметрия сенсорной сферы чаще смешанная, преобладают люди с левым ведущим глазом или левым ведущим ухом.

2. Низкая степень праворукости, т.е. высока роль правого полушария мозга в организации психических функций.

3. Преобладает правополушарный стиль психической деятельности.

4. Инертность нервных процессов.

5. Художественный тип высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову).

6. Ведущий канал восприятия кинестетический, но и зрительный тоже играет большую роль.

7. Для знаковых систем одинаково важны кинестетический и зрительный канал.

8. Речь обычно эмоциональная, экспрессивная, богатая интонациями и жестами.

9. Любят писать.

10. При письме ориентируются на правила правописания, постоянно держат их в уме.

11. Увлекаются дискуссиями.

12. Критичны.

13. Слабая выдержка в сложных ситуациях.

14. Склонны к смене привязанностей и увлечений.

15. Не выносят беспорядка.

16. Теряются при волнении.

  Итак, с одной стороны, это эмоциональные и общительные люди, а с другой, живущие во многом по правилам, ориентированные на речевую деятельность и речевую ("черно-белую") оценку: "это хорошо, а это плохо". По-видимому, профессия, связанная с обучением чтению и письму, правилам, оцениванием детей и их успехов в баллах, откладывает свой отпечаток на психику и поведение педагога.

Портрет учителя основной школы

1. Праволатеральны, т.е. ведущие рука, глаз и ухо у большинства правые, что говорит о левополушарном доминировании для моторных и сенсорных функций.

2. Высокая степень праворукости, что указывает на большую роль левого полушария в организации психических функций.

3. Преобладает левополушарный или смешанный стиль психической деятельности.

4. Слабые процессы торможения.

5. Много представителей мыслительного типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову).

6. Ведущий канал восприятия слуховой и кинестетический.

7. Для знаковых систем выраженное доминирование зрительного канала восприятия.

8. Речь гладкая, грамматически правильная.

9. Речь подчеркнуто эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестами.

10. Любят писать.

11. Увлекаются дискуссиями.

12. Критичны.

13. Не склонны к общению с незнакомыми людьми.

14. Трудно перестраивают свои отношения с людьми.

15. Устойчивы в своих отношениях с людьми.

16. Часто оценивают людей по манере одеваться.

17. Непрактичны.

18. Вспыльчивы.

19. Непосредственны в выражении чувств.

20. Импульсивны.

21. Составляют для себя планы и живут по ним.

22. Считают себя гуманитарами.

  Итак, эти педагоги ближе к левополушарному мыслительному типу. Они ориентированы на речевые виды деятельности (слуховой тип восприятия в быту и зрительный для процесса обучения). Речь рассчитана на собеседника своей выразительностью, но эмоции не оказывают влияния на гладкость речи, как у воспитателей и учителей начальных классов. Общение базируется на знаковой оценке собеседника, и один раз данную оценку эти педагоги меняют с трудом. Они могут быть трудными в общении (особенно с теми, кто ниже их по возрастной, социальной лестнице - в первую очередь, с детьми) из-за слабости торможения и, как результат – вспыльчивыми и импульсивными. Это пленники речевых стереотипов.

   Значит, ребенок, переходя из детского сада в школу, из начальной школы в основную, попадает к педагогам другого типа, с другим типом мышления, речи, эмоций, коммуникации.

   Конечно, внутри каждой из этих групп педагоги могут быть очень разными, но в целом картина различий между педагогами разных этапов образовательной системы сохраняется.

  Но ведь и дети тоже относятся к разным типам. А если нейропсихологические типы педагога и ребенка не совпадают? Наши исследования в детском саду и школе показали, что существует закон нейропсихологической совместимости. Оказалось, что если тип ребенка близок типу педагога, то педагог характеризует данного ребенка более положительно, а если типы противоположны, то данный педагог оценивает этого ребенка более отрицательно. Вот как выглядят характеристики одного и того же ребенка глазами двух разных педагогов.

« Черты личности - оценка поведения ребенка ».

учитель С.Г. учитель Е.А. учитель С.Г. учитель Е.А.

Тимур И. 1 класс Лида К. 1 класс (левша)

1. боязливый

храбрый

1. храбрая

боязливая

2. неуверенный в себе

уверенный в себе

2. терпимая

нетерпимая

3. застенчивый

незастенчивый

3. застенчивая

незастенчивая

4. серьезный

веселый

4. ловкая

неловкая

5. неловкий

ловкий

5. спокойная

неспокойная

6. несдержанный

владеющий собой

6. в лад. собой

несдержанная

7. медлительный

быстрый

7. быстрая

медлительная

8. равнодушный

чувствительный

8. стойкое настроение

капризная

9. пассивный

деятельный

9. деятельная

пассивная

10 нерешительный

решительный

10. решительная

нерешительная

11. переменчивый

настойчивый

11. старательная

неряшливая

12. внушаемый

критичный

12.настойчивая

переменчивая

13. ведомый

лидер

13.стойкая

нытик

ранговый номер в классе

№29

№1

№9

№24

  Тогда получается, что все фатально? Конечно, нет. Профессионализм учителя в том и состоит, чтобы понять и принять ребенка любого типа. Но для этого нужно знать, что не только для педагога есть «трудные дети», но и для ребенка есть «трудный учитель» или даже «трудный воспитатель». И не потому, что кто-то из них плохой, а потому, что просто другой. Поэтому педагогу очень важно знать не только об особенностях детей, но и о себе: к какому типу я принадлежу, какова специфика моего восприятия, мышления, эмоциональной сферы, каковы особенности моей коммуникации с детьми и взрослыми, какими глазами я смотрю на ребенка.

  Во взаимодействии педагога с ребенком важно не только, как педагог оценивает ребенка, но и каким хотят видеть педагога его ученики. Учеников 3, 5 и 9 классов двух школ мы попросили нарисовать портрет идеального учителя.

  Независимо от возраста, все дети на первое место поставили доброту (от 46 до 69% учащихся). Мальчики 3-5 класса ценят в учителе ум, а девочки, как ни странно, и в 3, и в 5, и в 9 классе считают, что идеальный учитель должен быть строгим (21-39%). При этом многие из них добавляют «строгим, но справедливым». Кроме того, дети 3-5 классов хотят видеть своего учителя веселым и красивым. Возраст для них не имеет значения. В 9 классе уже и девушки, и юноши ожидают от идеального учителя строгости (31-33%). Все остальные качества называются реже, хотя девятиклассники хотели бы видеть своего учителя веселым. Внешние данные учителя для них не так важны (0%), но зато каждый третий юноша предпочитает, чтобы его учителя были молодыми. Если сравнивать пожелания детей, касающиеся личностных качеств учителя и отношения его к ученикам, то мальчики и девочки-третьеклассницы чаще называют личностные качества, тогда как все ученицы 9 класса в первую очередь назвали отношение учителя к ученикам. Итак, идеал учителя для его учеников меняется с возрастом. Неизменным остается лишь одно: учитель, даже строгий, должен быть добрым.

  Какие же личностные качества называют ученики? По мнению детей, учитель должен быть ласковым, заботливым, мягким, вежливым, воспитанным, вести себя пристойно, быть терпеливым, спокойным, сдержанным, скромным, отзывчивым, ответственным, честным, независимым, выполнять обещания.

  Каким, по мнению детей, должно быть отношение учителя к ученикам? Идеальный учитель – это человек, на которого можно положиться, которому можно задать вопрос и он ответит, любит своих учеников, не завышает отметки за ласковые слова, понимает и знает учеников, помогающий, не заваливает, не имеет любимчиков, соблюдает интересы ученика, любит детей.

  Это касается портрета педагога вообще. А какой тип педагога чаще положительно оценивается остальными участниками образовательного процесса? Ведь ученики, учителя и администрация, по-видимому, по-разному представляют себе то, каким должен быть идеальный, а точнее, успешный, учитель.

  Мы попробовали связать оценку успешности учителя с объективными показателями его индивидуальности: функциональной специализацией двух полушарий его головного мозга. Оказалось, что оценка экспертов (администрация и психолог), оценка детей (мой любимый учитель или воспитатель) и самооценка значительно различались. Эксперты – в основном администрация, - отдает предпочтение людям рационально-логического типа: четким, последовательным. Так, среди самых успешных воспитателей в 83% случаев они называли левополушарников. Но ведь среди воспитателей ДОУ преобладают правополушарники.

  Оценка экспертами учителей начальных классов практически не имела связи с их лево- или правополушарностью. Среди учителей основной школы эксперты отмечали как самых успешных левополушарников или тех, у кого не было выраженного предпочтения правополушарной или левополушарной стратегии.

  Однако анализ самооценки педагогов показал, что положительно оценивали собственную успешность чаще всего правополушарники или те, у кого предпочтений не было выявлено (учителя основной школы). Дети среди самых любимых также чаще (но не всегда) называли правополушарников.

Итак, администрация благоволит к четким и последовательным левополушарникам, но сами левополушарники не считают себя успешными. Что же, учителя левополушарники действительно неуспешны? Возможно, они излишне критичны и занижают свою самооценку. Надо учесть и то, что оценка администрации не совсем объективна. Самооценка же зависит от типа.

  Правополушарников мало, но их любят дети, у которых в данном возрасте тоже преобладают правополушарные функции. Правополушарники эмоциональны. Они могут или завышать или занижать самооценку. Оценка детей тоже субъективна, не всякий педагог, которого любят дети, особенно маленькие, во всем может считаться идеальным педагогом.

   Итак, портреты идеального педагога, которые представляют себе администрация, сами педагоги и дети, различаются. Значит, единого идеала нет? Но есть определенные качества, без которых педагог не сможет стать не только идеальным, но и успешным.

1. Умеет учить и сам учится. Учить – передавать детям понимание мира во всех его взаимосвязях и отношениях к этому миру. Учиться – не отставать от меняющегося мира и меняющегося ученика. Каждый тип личности идет к этому своей дорогой.

2. Умеет взаимодействовать с детьми и взрослыми. «Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю» (Сюньцзы).

  Путь к ребенку у каждого свой. С одним учеником нам легче, с другим – труднее. Но, может быть, другому учителю труднее с первым и легче со вторым. Не менее важно и умение строить отношения с коллегами и родителями. Не может хороший учитель перессориться с коллегами и настроить против себя родителей.

3. Адекватно и положительно оценивает свои индивидуальные особенности, свой профессионализм. А если эта оценка отрицательна, то, видимо, не стоит учить и воспитывать детей. «Педагог с заниженной самооценкой проявляет установки, способные не только снизить качество обучения, но и причинить вред своим ученикам» (Commins, 1960).

4. Каждый педагог - индивидуальность. Необходимо знать плюсы и минусы своей психики, чтобы оптимально выстроить свою профессиональную деятельность.

  Идеальных педагогов, как и вообще идеальных людей, не бывает. Но без стремления к идеалу трудно стать хорошим педагогом и даже просто хорошим человеком.


Поделиться: