Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Способы оценки результатов обучения в государственном общеобразовательном учреждении
Директор ГОУ Научно-методический центр Выборгский район Санкт-Петербурга,
Следует также отметить, что в логике развития Федерального Государственного Образовательного Стандарта[iii] (ФГОС) ЕГЭ сможет в настоящем его виде обеспечить только оценку усвоения учащимися инвариантной, фундаментальной составляющей знаний. В тоже время механизм оценки сформированности компетенций практически не разработан. Сформировались два основных направления разработки методов оценки результатов обучения учащихся помимо ЕГЭ:
Выявление выдающихся учебных результатов сегодня реализуется средствами различных олимпиад, конкурсов и фестивалей. Надо отметить, что в последние два года существенно упорядочена процедура проведения предметных олимпиад в школах и установлена единая система учета результатов. Вместе с тем, описанная система все еще не стыкуется с системой олимпиад, практикуемых высшими учебными заведениями для выявления узкоцелевых групп абитуриентов. Отдельным направлением является возрождающаяся в настоящее время система организации научно-исследовательской деятельности учащихся[iv]. Учитывая, какое внимание руководство страны уделяет вопросам развития инновационной экономики, игнорировать результаты учащихся, полученные в ходе НИД, не представляется возможным. Результаты по крайней мере общероссийских конкурсов, таких как, например, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского также следует включить в систему оценки образовательных результатов учащихся. В ближайшей перспективе для развития данного направления следует:
Как уже было сказано, комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся должна стать приоритетной задачей совершенствования механизмов оценки качества образования. В качестве одной из самых перспективных технологий называется технология портфолио. В настоящее время портфолио является часто упоминаемой и частично применяемой технологией фиксацией достижений учащегося. Однако однозначного определения термина портфолио, как и содержания понятия, до сих пор не существует. Педагоги-практики, использующие технологию портфолио в повседневной педагогической деятельности, пытаются самостоятельно локализовать значение слова портфолио для педагогической действительности. Рассмотрим некоторые из них. На сайте пермской гимназии им. С. П. Дягилева (http://diaghilev.u-education.ru/node/1056) приведено следующее определение: Портфолио – это форма накопительной оценки достижений учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные, но и неучебные достижения, а также сформированность компетентностей и социального опыта, адекватных возрастным особенностям учащегося. Всемирная сетевая энциклопедия – «Википедия» содержит весьма общее определение: Портфо́лио — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). В той же словарной статье содержится ссылка на портфолио как на «Активный метод обучения, получивший распространение в рамках проектной методики (метод проектов); рассматривается портфолио ученика, студента, преподавателя (как методическая копилка); в том числе веб-портфолио». В положении о портфолио МОУ «Большешатьминская СОШ им. Героя Советского Союза Васильева В.В.» приведено следующее определение: Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Таких определений можно привести еще множество. Все они будут неполными и неточными. Каждый из авторов выделяет в составе понятия портфолио те черты и свойства, которые наиболее полно соответствуют задачам, решаемым на практике. Вместе с тем уже сегодня можно выделить из всего многообразия свойств портфолио наиболее специфические. Свойства, характеризующие портфолио как образовательную технологию для учреждений школьного образования. Портфолио – это… Совокупность. Во всех определениях портфолио, встреченных автором в различных источниках, подчеркивается, что портфолио имеет сложносоставную структуру, то есть объединяет в себе различные по форме представления и по содержанию документы. Разнородность. В портфолио фиксируются как формализованные (оценки по предметам, дипломы, сертификаты и т.д.), так и представленные в свободной форме (текст исследования, художественные произведения, информация об участии в социальных проектах и т. п.) достижения учащихся. Комплексность. Портфолио отражает развитие различных сторон личности учащегося. Однако для решения поставленных руководством страны задач недостаточно определить структуру и содержание портфолио. Необходимо разработать универсальную методику формирования портфолио в каждом образовательном учреждении. Эта задача вплотную примыкает к задаче, реализуемой в рамках президентской инициативы «Наша новая школа», по созданию высокотехнологиченой среды в образовательном учреждении. Необходимо организовать информационное пространство образовательного учреждения таким образом, чтобы все результаты учебной и внеучебной деятельности каждого учащегося принудительно фиксировались в портфолио учащегося. Нам также представляется важным, чтобы в портфолио учащегося фиксировались результаты саногенетического мониторинга как отражение соответствия результатов обучения и функциональной нормы развития. Обобщая все только что сказанное, можно определить портфолио следующим образом: Портфолио – структурированное отражение всех результатов деятельности учащегося, принудительно фиксируемое средствами высокотехнологичной среды образовательного учреждения.
Безусловно, методику реализации портфолио и технологию фиксации результатов в информационном пространстве школы еще предстоит разработать. Но уже сегодня администрации образовательного учреждения и педагогическому коллективу следует задуматься над рядом непростых вопросов:
Мы полагаем, что педагогическому сообществу следует в режиме открытого диалога искать ответы на эти и на еще не сформулированные вопросы для формирования легитимной с точки зрения социального договора системы комплексной оценки образования. [i] Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена (http://www.rg.ru/2007/02/14/ege-dok.html) [ii] Результаты работы специальной Комиссии при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Блог президента (http://www.kremlin.ru/news/6414) [iii] Сайт федерального государственного образовательного стандарта (http://standart.edu.ru) [iv] Электронный научно-практический журнал «Р.О.Н.О.», № 4: «Научно-исследовательская деятельность учащихся» (http://www.erono.ru/) Поделиться: |