Авторcтво: Курочкина Елена Александровна, учитель физкультуры гимназии №105 |
Из практики реализации обучающих программ по разделу «Лыжная подготовка»
(начальная школа 1-3 классы)
I. Одновременный бесшажный ход
1. Описание техники.
Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;
б) нужно выполнять законченный толчок палками;
в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;
г) нельзя широко ставить палки на снег;
д) нельзя приседать при толчке;
е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.
Учащиеся должны уметь:
а) имитировать лыжный ход на месте без палок и с палками.
Серия учебных заданий
|
Действия
|
Упражнения
|
Контрольное упражнение
|
Первая
|
Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация).
|
И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.).
|
Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах.
|
Вторая
|
Имитация хода на месте с палками.
|
И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.).
|
Уметь выполнять законченные маховые движения палками.
|
Третья
|
Передвижение на лыжах по учебному кругу.
|
1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м).
2. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в быстром темпе одновременные толчки палками (3-4 р. по 10-20м).
3. Передвижение по ровной лыжне при хорошем скольжении. Выполнять одновременные толчки палками (3-5 р. по 10-15 м).
|
Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища.
Уметь быстро выполнять одновременные толчки палками.
Уметь продвигаться, не делая остановок, за счет усилия нажима на палки.
|
Четвертая
|
Передвижение на лыжах по учебной лыжне.
|
Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход.
|
Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку.
|
Пятая
|
Передвижение на лыжах по дистанции.
|
Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход.
|
Уметь правильно применять ход с учетом рельефа.
|
3. Игровые задания.
1) На отрезке 10-20 м выполнить наименьшее количество отталкиваний палками (лучшее отталкивание, законченное движение руками и больший прокат на лыжах).
2) На скорость «Кто быстрее?» Быстрое отталкивание палками на отрезке 20 м. Кто первым придет к финишу.
СПУСКИ НА ЛЫЖАХ
1. Описание техники спусков.
Существует три разновидности стоек: основная, высокая и низкая.
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;
б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;
в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;
г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.
Учащиеся должны уметь:
а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;
б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;
в) проходить весь спуск без особого напряжения.
Серия учебных заданий
|
Действия
(информационный кадр)
|
Упражнения
(операционный кадр)
|
Контрольное упражнение
(контрольный кадр)
|
Первая
|
Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок.
|
Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз).
|
Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.
|
Вторая
|
Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок.
|
1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз).
2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз).
3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз).
|
Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку.
Уметь правильно применять положение низкой стойки. Выполнить на оценку.
Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку.
|
Третья
|
Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок.
|
1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз).
2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз).
3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз).
4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз).
5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз).
6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза).
7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза).
8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз).
То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз).
9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.).
|
Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку.
Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж).
Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи.
Уметь удержать равновесие.
Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую.
Уметь удержать равновесие в составе группы.
Уметь согласованно действовать в группе.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
|
Четвертая
|
Выполнение на склонах заданий с использованием предметов.
|
1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза).
2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком (рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза).
3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза).
4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз).
5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза).
6. Во время спуска бросать снежки в цель.
|
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие.
Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения.
Уметь удерживать равновесие и попасть в цель.
|
Пятая
|
Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками.
|
Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз).
|
Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.
|
Шестая
|
Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками.
|
1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз).
2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз).
3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз).
4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха».
|
Выполнить упражнение на оценку.
|
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ
Описание техники
Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;
б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;
в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).
Серия учебных заданий
|
Действие
|
Упражнения
|
Контрольное упражнение
|
Первая
|
Подъем ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнений на ровной площадке.
|
1. Передвигаясь в медленном темпе по лыжне (шеренгой), выполнить упражнение ступающим шагом (ходьба) (3-4 раза) (20-25 м).
2. Передвигаясь в медленном темпе по целине (глубокому снегу), выполнить упражнения ступающим шагом (3-4 раза) (10-15 м).
3. Передвигаясь вперед по мягкой лыжне, быстрыми шагами, поднимая лыжи.
|
|
Вторая
|
Передвижение на лыжах – подъем по отлогому склону.
|
1. Передвижение «в подъем» «ступающим шагом» (3-5 раз) (15-20 м).
2. Выполнить подъем «ступающим шагом» в виде бега короткими шагами до 10-15 м (3-5 раз).
3. Опробовать подъем (крутизна 5 °, длина 10-15 м) скользящим шагом (3-5 раз).
|
Выполнить упражнение на оценку.
Выполнить упражнение как соревнование. Игра «Кто быстрее добежит до флажка?»
Ученикам 3 кл. выполнить упражнение на оценку.
|
Проверка готовности учащихся к обучению подъемом «елочкой» и «полуелочкой».
Учащиеся должны знать, что:
а) нужно лыжи ставить на внутреннюю часть;
б) должна быть достаточная опора на палки;
в) при подъёме «ёлочкой» носки лыж нужно достаточно широко разводить в стороны;
г) нельзя низко наклонять туловище.
Серия учебных заданий
|
Действие
|
Упражнения
|
Контрольное упражнение
|
Первая
|
Подъем «елочкой» и «полуелочкой». Выполнение упражнений на ровной площадке.
|
1. Стоя на месте, по команде принять положение «полуелочки», «елочки» (3-5 раз).
2. Передвигаясь в медленном темпе (разомкнутой шеренгой), выполнить «елочку», «полуелочку» (3-5 раз по 10-15 м).
|
Уметь правильно разводить носки лыж, палки ставить сзади.
|
Вторая
|
Выполнение упражнений на склоне крутизной до 10 ° протяженностью до 15-20 м.
|
1. Выполнить подъем «елочкой» и «полуелочкой» в медленном темпе (3-5 раз каждый).
2. Выполнить подъем в виде медленного бега короткими шагами (3-5 раз).
|
Выполнить на оценку.
Учащимся за правильно (техника) выполненный подъем поставить оценку.
|
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЫЖАМИ
Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) торможение «плугом» применяется для уменьшения скорости на спусках или полной остановки;
б) во время торможения носки лыж должны быть вместе, пятки лыж разведены в стороны;
в) лыжи необходимо поставить на внутренние ребра, вес тела распределить равномерно на обе лыжи;
г) положение туловища и рук с палками должно быть, как при спуске в основной стойке.
Учащиеся должны уметь:
а) принимать положение «плуга» на месте и при спуске со склона;
б) снижать скорость при спуске;
в) делать полную остановку после спуска.
Серия учебных заданий
|
Действие
|
Упражнения
|
Контрольное упражнение
|
Первая
|
Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.
|
Из основной стойки принять положение «плуга» (8-10 раз).
|
Уметь правильно поставить лыжи и равномерно распределить вес тела.
|
Вторая
|
Разучивание торможения «плугом» при спуске по пологому склону.
|
1. Во время спуска сохраняется принятое положение, как и на равнине (5-7 раз).
2. Во время спуска несколько раз изменить ширину «плуга», из узкого перейти в широкий и наоборот (5-7 раз).
3. Начав спуск в основной стойке (лыжи параллельно) и проехав в таком положении 3-5 м до ориентира (флажок или палка) перейти в «плуг». После этого снова принять основную стойку до следующего ориентира, затем опять плуг (5-7 раз).
4. При спуске по команде «Быстрее!», «Медленнее!» регулировать скорость движения (3-4 раза).
5. Соревнования на быстроту торможения (при определенной длине разгона).
|
Уметь ставить лыжи на ребро и правильно выполнять стойку при спуске.
Не допускать перекрещивания носков лыж.
Научиться регулировать движения за счет сведения и разведения лыж.
Выполнить упражнение на оценку.
|
Третья
|
Разучивание торможения «плугом» на выкате после спуска.
|
1. После спуска на выкате принять положение «плуга» до полной остановки (4-6 раз).
2. После спуска на выкате до установленного ориентира выполнить полную остановку «плугом» (3-5 раз).
|
Уметь достаточно широко разводить пятки лыж и выполнять равномерное давление на обе лыжи.
Выполнить упражнение на оценку.
|
Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) при торможении нельзя выводить нижнюю лыжу далеко вперед, создавая перекрещивающиеся лыжи.
б) нельзя выпрямлять ногу с верхней лыжей, на которой происходит скольжение, и, наоборот, нельзя сгибать отведенную в сторону (в упор) ногу с нижней (упоровой) лыжей.
Учащиеся должны уметь:
а) принимать положение «полуплуга» на месте и при спуске правой и левой лыжей;
б) уменьшать или увеличивать величину упора в движении на спуске, регулируя тем самым скорость передвижения.
Серия учебных заданий
|
Действие
|
Упражнения
|
Контрольное упражнение
|
Первая
|
Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.
|
Из основной стойки принять положение упора («полуплуга») (5-7 раз).
|
Уметь правильно поставить лыжи и распределить вес тела.
|
Вторая
|
Разучивание стойки упора на пологом ровном склоне.
|
1. Учащиеся стоят боком к склону. При движении перейти к положению торможения упором, правой и левой ногами (5-7 раз).
2. При медленном, на середине спуска, спуске перейти на торможение упором, затем снова принять положение основной стойки и продолжить спуск (5-7 раз).
3. Начав медленно спускаться по склону и проехав до ориентира (лыжная палка), перейти в упор «полуплуг», затем снова продолжить спуск в основной стойке до следующего ориентира и т.д. (5-7 раз).
|
Уметь выполнять торможение правой и левой лыжей.
Уметь регулировать движение в зависимости от величины угла сведения упоровой лыжи.
Прочувствовать, как меняется скорость в зависимости от упора лыжей. Выполнить упражнение на оценку.
|
Поделиться: