Авторcтво: Тринадцатко Ольга Алексеевна, старший преподаватель, Логвина Альбина Сергеевна, преподаватель ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск |
Развитие и совершенствование ИКТ-компетенции педагогов позволяет не только качественно реализовывать образовательный процесс, но и решать вопросы воспитания, применяя актуальные формы и методы воспитательной деятельности. Например, при разработке внеклассных мероприятий педагог может использовать как печатные материалы и опыт коллег, так и современные компьютерные технологии.
В настоящее время невозможно представить внеурочную работу педагога без использования проектора, видеокамеры, фотоаппаратов, а также без использования ресурсов сети Интернет. Применение педагогами в воспитательной деятельности современных ИК-технологий ставит своей целью повышение качества воспитательной работы. ИКТ позволяет усиливать мотивацию не только к обучению, но и к внеурочной деятельности, например, к участию в творческих проектах, конкурсах, фестивалях и т. п. Можно выделить следующие показатели эффективности использования ИК-технологий в воспитательной работе:
уменьшение времени на выработку идеи, концепции и т. п. внеклассного мероприятия;
возможность хранения больших объемов информации, в том числе, видео, фотографии, аудиозаписи;
наглядная демонстрация идей, сценариев внеклассных или воспитательных мероприятий при помощи презентаций, видео, фотографий;
возможность проведения оперативного исследования, социологического, психологического и
др. при помощи электронного тестирования или анкетирования;
творческое развитие личности обучающихся, их творческой инициативы, самореализации и самодеятельности. Также ИК-технологии могут выступать в качестве инструмента при организации воспитательного
процесса:
создание информационно-методических материалов: планов, конспектов, разработок и пр.;
поиск информации, необходимой для проведения внеклассного или воспитательного;
обработка информации: текстовая информация, фото, видео, анкеты, графики, диаграммы и пр.;
возможность оперативного общения при помощи сайтов, электронной почты, форумов, чатов и т. п.
Проблема использования ИК-технологий в воспитательном процессе учителя находит свое отражение в трудах следующих ученых: Л.Г. Зверева [2], А.А. Сафонова [2], Л.Н. Сафина [4], М.Ю. Рословцева [3], Т.З. Амиров [1], Р.Р. Гильванов [1], О.В. Яковлева [5], Т.Н. Носкова [5]. Л.Г. Зверева [2], А.А. Сафонова [2] отмечают, что внедрение ИКТ в воспитательную деятельность позволяет перейти от объяснительного метода к деятельностному, где обучающийся становится активным субъектом воспитательной деятельности. ИКТ приходит на помощь учителю в осуществлении различных видов воспитательной деятельности: посещение виртуальных музеев; создание портфолио обучающихся; организации игр, конкурсов, викторин. Применение ИКТ при проведении различных тематических или внеклассных мероприятий оживляет мероприятие, повышает интерес у обучающихся.
Л.Н. Сафина [4] отмечает, что с целью совершенствования воспитательного процесса, учителем в свою работу вводятся информационно-компьютерные технологии. Применение ИКТ в воспитательной работе позволяет вовлечь обучающихся в активную деятельность: научную, творческую, исследовательскую и т. д.
М.Ю. Рословцева [3] в своем исследовании утверждает, что ИК-технологии в современной системе образования успешно применяются не только в обучении, но и в воспитательной деятельности и направлены на повышение мотивации и активизации самостоятельной работы обучающихся в разработке и проведении различных мероприятий, в том числе, творческих, научно-исследовательских и пр.
Т.З. Амиров [1], Р.Р. Гильванов [1] отмечают, что каждому учителю необходимо не только качественно применять, но и самостоятельно создавать личные педагогические технологии в своей воспитательной работе, с учетом специфики образовательного учреждения и контингента обучающихся. В данном случае на помощь учителю приходят современные ИК-технологии, которые позволяют изучать различные источники и научные труды, проводить анализ существующих педагогических технологий и методик, а также разрабатывать авторские методики и технологии проведения воспитательной работы.
О.В. Яковлева [5], Т.Н. Носкова [5] отмечают, что современные учителя осознают необходимость применения возможностей ИКТ в воспитательной деятельности, тем самым совершенствуя свой педагогический опыт. Перспективными направлениями в работе учителя можно назвать работу над расширением спектра применяемых в процессе воспитательной деятельности цифровых ресурсов; постоянным самосовершенствованием в области использования ИКТ в воспитательной работе.
Таким образом, делая вывод из всего вышеизложенного, необходимо отметить, что использование в воспитательной работе ИК-технологий, несомненно, дают целый ряд преимуществ, как то:
делают процесс воспитания процесс более современным и насыщенным;
оказывают воздействие на память, воображение, мышление при работе с большими объемами информации;
обеспечивают наглядность и эстетику в оформлении воспитательных или тематических мероприятий;
делают воспитательный процесс более понятным для детей, повышают интерес к воспитательным мероприятиям;
содействуют формированию информационной культуры обучающихся;
повышают качество
педагогической работы, в том числе, в области воспитательной деятельности.
Поделиться: