Авторcтво: Богданова Екатерина Игоревна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детского сада № 95 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Подвижные игры - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий. Посредством любой игры ребенок развивается, обучается, а через подвижные игры развиваются физические и морально-волевые качества. Так или иначе, но ребенок дошкольного возраста познает этот мир через игру. В детских садах, во всевозможных кружках и центрах раннего развития педагоги играм уделяют большое внимание и большую часть времени. А что происходит в семьях? Играют ли родители со своими детьми или же подвижные игры уже становятся пережитком прошлого? Спрашивая у родителей в личной беседе, играют ли они в подвижные игры с детьми - получила следующие ответы: "...нет времени", "...устаем на работе", "...дети предпочитают планшет" и прочее. Я задумалась. Может сейчас время такое? Кризис на дворе? Вернулась на 25 лет назад и стала вспоминать свое детство. Взрослые также работали, время, кстати, тогда было куда пострашнее, чем сейчас - "лихие 90-е". Но я помню, что родители организовывали нам досуг постоянно, мы и на площадке играли со взрослыми и дома "дурачились" с родителями. А в летнее время на даче собирались все родители с близлежащих домов и вечерами играли с детьми, строили палатки и шалаши, разжигали костры, пекли картошку на углях...
Возможно, свой отпечаток наложил прогресс, возможно, социальные сети забирают у нас свободное время, а, вероятнее всего, банальная лень. У него же столько игрушек - почему он не играет? А ребенок не рождается со знанием игр, его надо этому научить. Раньше мал-мала меньше гуляли во дворе днями напролет, старшие братья и сестры следили за младшими, друг у друга учились играть, наперебой объясняли правила той или иной игры. Сейчас появились детские площадки, как сказочные города, но гуляют там две три мамочки с детьми до 2-х лет, в выходные подтягиваются сознательные родители с детьми.
Сколько ребенку нужно времени, чтобы нагуляться и наиграться на улице? Часа два или три! Выдержит ли взрослый на улице столько времени без действия? Как альтернатива прогулки в торговых центрах с детскими площадками - и тепло и посидеть можно и с детьми аниматоры играют. Пользуются спросом рестораны и кафетерии с детскими комнатами, в которых присутствует воспитатель. Общение и игры с детьми уходит на второй план и иногда сводится к бытовому. Отсюда вытекает дефицит внимания у детей и отклонения в поведении. Средства массовой информации оказывают очень большое влияние на наших детей, в современных мультфильмах столько скрыто подтекста. То, что смотрят дети надо очень внимательно отслеживать, знать, что смотрят, спрашивать о чем этот мультик, и разговаривать об увиденном. Я, например, столкнулась с таким понятием как лидер. Дети очень хорошо знают это слово и что оно означает. Это понятие в последнее время постоянно на слуху, оно проникло в нашу жизнь, пропитало фильмы, мультфильмы, передачи и даже печатные издания. Недавно спросила сына, знает ли он, что это слово обозначает, и, к моему удивлению, получила точную формулировку и в конце заявление, что он не является лидером, и расстроенный сын ушел в комнату. Целый вечер я потратила на то, чтобы объяснить своим детям, кто такие лидеры, почему их так называют, почему все не могут быть лидерами и как с этим теперь жить. Другую же ситуацию, связанную с этим понятием я наблюдаю на работе уже несколько лет. Работаю я инструктором по физкультуре в детском саду и с ребятами мы играем на каждом занятии. Во время подвижных игр меня удивляет в детях стремление быть первым, быть водящим, возвыситься над остальными детьми и достигается это любыми способами, вплоть до "поддавков". Возникает проблема - все хотят водить, а убегать и прятаться никто не хочет! Таким образом многие игры теряют смысл и свое прямое значение.
Целью моей статьи является не упреки в адрес родителей за бездействие по отношению к своим детям, а напоминание о важности подвижных и активных игр в семье. Многие родители не равнодушны, занимаются и играют со своими детьми, мало того еще и пропагандируют это. А я, в свою очередь, тоже хочу поделиться простыми советами, как вовлечь ребенка в активную игру дома, времени это займет у вас не много - зато польза колоссальная! Время уделили своему чаду - раз, поиграли - подвигались - два, эмоционально пообщались с ребенком – три, одни только плюсы.
ФОРМИРУЕМ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
Начнем с утренней гимнастики. Заранее обговариваем с ребенком, что каждое утро начинаем с гимнастики и договариваемся по очереди придумывать упражнения: одно утро сын (дочь), другое родитель. Отвести на гимнастику 5 минут, можно даже завести таймер. Выполнять элементарные упражнения. Вы заметите, что со временем у вас выработается к этому потребность и это станет привычкой. Гимнастика утром перед завтраком полезна тем, что организм просыпается, активируются обменные процессы в организме, за счет работы мышц повышается выработка гормонов, что повышает настроение.
ИГРАЕМ ДОМА
Вспомните себя в детстве, какие игры были любимыми. Дома вы не сможете играть в игры большой подвижности. Но есть такие игры, например, как «прятки», «съедобное и несъедобное», «раз, два, три – стоп!» (водящий стоит спиной и пока считает до трех – дети подходят к нему, водящий произносит стоп и поворачивается – все должны замереть, кто первый дойдет до водящего и дотронется до него – тот водит), и прочее, в которые вы легко сможете играть в любой квартире. С детьми дошкольного возраста можно играть в такие игры как: тачка (ходьба на руках, взрослый держит за ноги), самолетик (кружить ребенка), обезьянка (ребенок держится за руки со взрослым, шагает по ногам и туловищу взрослого, а затем делает кувырок), лошадка (в роли лошадки мама или папа в упоре стоя на коленях и ладонях), паучок (тоже, что и лошадка, только упор сзади на ладони и стопы) и многие другие, знакомые нам с детства игры.
С детьми младшего школьного возраста также необходимо играть, они еще маленькие детки, хоть уже и школьники. У них и адаптация к школе пройдет гораздо лучше и безболезненно. Можно даже играя учить уроки! Например, я с сыном учу английский с помощью игры в съедобное несъедобное, только я ему называю слово по-русски и кидаю мяч, а он мне его по-английски. Есть также очень интересная игра, которая хорошо развивает ловкость и координацию, называется она "Sock"(в переводе на русский язык - носок). Так называется она потому, что мячик, набитый маленькими шариками, подбрасывают к верху носком ноги. Такой мячик можно изготовить и самим дома из обычного носка и наполнить крупой (рис, греча) или песком. Мячик отбивают ногой (можно любой частью ноги - носок, пятка, колено) и передают друг другу пас, главное, чтобы мяч не упал на землю. У кого падает мяч, выбывает из игры или теряет балл. В этой игре может быть сколько угодно игроков. В такую игру можно играть на переменах.
ИГРЫ НА ПРИРОДЕ
За городом масса всевозможных вариантов активных игр - это и бадминтон, и волейбол, и футбол, и салки, и вышибала, и горячая картошка, и али-баба.
Нет, что ни говорите, а подвижные игры, забавы, как их называли когда-то – штука очень полезная, и нам взрослым и нашим детям.
Поделиться: