Поиск по сайту

Становление предпосылок толерантного сознания у учащихся (из опыта работы коллектива ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга)

Автор: Белых Нина Григорьевна, педагог-психолог ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга


Воспитание толерантности является одной из важнейших задач современной школы. Толерантность рассматривается как путь к самосохранению и культурному развитию человечества. Это признание и понимание человеком представителей других культур, носителей иных традиций и ценностей, это способность взглянуть на мир глазами других. По определению известного психолога А.Г. Асмолова, «Толерантность – есть искусство жить среди непохожих людей и идей». Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд, который возможен только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Поэтому уровень толерантности личности тесно связан с самопринятием и самоуважением.

Построение толерантной среды актуально для процесса формирования новой модели образования.

Развитие толерантной личности ребенка может осуществляться только в организации взаимодействия, имеющего характер сотрудничества, сотворчества учителя и учеников.Ребенок может свободно общаться только с теми, от кого не исходит угрозы, когда он не боится наказания. Только безусловное принятие ребенка взрослым формирует его базовое доверие к миру и создает условия для развития толерантных качеств. Таким образом, толерантность ребенка начинается с толерантности взрослого.

Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Педагог, признающий воспитание толерантности у учащихся, начинает с себя: с самоанализа, преодоления стереотипов, принятия установок толерантного сознания и поведения. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен.

В своей практической работе мы активно используем следующие формы и методы:

· проведение круглых столов, практических семинаров, лекций;

· использование игровых методик;

· сюжетно-ролевые игры;

· диалоговые формы работы(дискуссии, групповое обсуждение)

· метод моделирования ситуаций;

· применение притч.

С классными руководителями мы успешно внедряем интерактивную технологию кейс-стади. Сущность ее состоит в том, что весь материал подается в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активного анализа и творческой деятельности по выработке решений. Использование данного метода помогает формулировать проблемы и определять возможные пути их решения.

Эффективным и эмоционально воздействующим средством развития и обучения является притча. Это не просто аллегорический и поучительный рассказ, а повествование, которое передавалось из поколения в поколение и не утратило своей простоты, мудрости и актуальности. Притчу можно использовать для того, чтобы задать тему дискуссии, побудить учащихся к обсуждению услышанного (увиденного, в случае демонстрации притчи на экране). Прочитать притчу необходимо очень проникновенно или голосом мудреца. Очень важно именно эмоциональное воздействие, так как притча должна «проникать в сердце подобно семенам». В определенное время они «прорастут и дадут всходы».

Примером могут служить притчи:

· «Притча о гвоздях и обидах». Рекомендуется применять при работе с младшими подростками. В этот возрастной период в связи с психологическими особенностями дети становятся эмоционально неустойчивыми, нетерпимыми друг к другу, возрастает количество конфликтов в классе. (Текст притчи представлен в Приложении.)

· «Притча о любви и времени». Целесообразно использовать в работе со старшеклассниками в рамках духовно-нравственного воспитания. Подлинная толерантность – это прежде всего, воспитание нравственных ценностей, и наша задача работать над тем, чтобы эти общечеловеческие ценности (любовь, дружба, милосердие, честность, преданность, уважение к человеку и признание его прав) стали основой мировоззрения наших учеников. (Текст притчи представлен в Приложении.)

Поддержание на занятиях атмосферы доброжелательности, открытости и доверия положительно сказывается на психологическом климате и системе межличностных отношений в школьном коллективе.


Приложение: «Притча о гвоздях и обидах», «Притча о любви и времени»


Становление предпосылок толерантного сознания у учащихся (из опыта работы коллектива ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга)

Назад в раздел