Поиск по сайту

Создание поликультурной образовательной среды в школе (из опыта работы коллектива ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга)

Автор: Кириллова Ольга Анатольевна, учитель истории ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга; Поддубная Ирина Евгеньевна, учитель английского языка ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга


Внутренний мир каждого человека уникален. Есть закономерности, характеризующие познавательные интересы людей, взаимоотношения, способствующие взаимопроникновению разных культур. Знание восточной и западной культур, многосторонний обмен и знакомство со всем многообразием и специфичностью Востока и Запада позволяют молодому человеку обогатить свое собственное развитие. Гармонизация взаимодействия культур – путь конструктивного диалога разных народов.

Одной из целей Программы развития ГБОУ школы № 83 является повышение качества образования на билингвистической и поликультурной основах с учетом специфики школы с углубленным изучением иностранных языков. Реализация поставленных перед образовательным учреждением задач строится на следующих принципах:

· Гуманизм

· Индивидуализация

· Системность

· Гармонизация

· Открытость

· Поликультурность

· Созидательность

Миссия школы представлена четырьмя основами: образовательной, лингвистической, профессиональной и социокультурной.

Образовательная основа школы заключается в соединении усилий всех участников образовательного процесса для выбора содержания и способов обучения с целью:

· снижения или нейтрализации негативных факторов на процесс обучения;

· развития мотивации к обучению;

· поиска и выявления ресурсных возможностей, а также опыта и творческого потенциала педагогов и учащихся для обогащения учебного процесса.

Лингвистическая основа школы состоит в том, чтобы изучение традиций восточной и западной культур, их языка и стиля мышления способствовали:

· открытому диалогу культур;

· пониманию своеобразия национальных традиций и образа мыслей;

· свободе выражения и признанию за другими права на собственное мнение;

· воспитанию любви к своему языку, людям и Отечеству.

Профессиональная основа школы заключается в формировании мотивации к приобретению профессиональных навыков, обогащении кругозора опытом мировой культуры, что позволяет учащимся и педагогам:

· приобретать навыки в разработке алгоритмов решения неизвестных ранее задач при моделировании различных ситуаций;

· обучаться различным способам адаптации и приемам рационального выбора в постоянно меняющихся социально- экономических условиях;

· стимулировать критическое мышление учащихся;

· развивать поисковую и экспериментальную деятельность для разработки бесконфликтных стратегий и тактики взаимодействия с окружающим миром, тем самым способствуя социализации личности ребенка.

Социокультурная основа школы заключается в соединении субъектов образовательного процесса, участвующих в налаживании контактов между восточной и западной культурами на различных уровнях (семейном, школьном, городском, отечественном, международном), а также в создании новых коммуникаций между школой и внешним миром.

Попытка рассмотреть взаимовлияние культур Востока и Запада через призму российских традиций и образа жизни способствует формированию в школе уникального образовательного пространства.

Школа № 83 – образовательное учреждение с углубленным изучением японского и английского языков. Наряду с общеобразовательными дисциплинами школьники изучают зарубежную литературу, элективные курсы страноведческой направленности, оригами. В процессе изучения этих предметов у детей развивается интерес к культурам Востока и Запада, к культуре и традициям своей страны. На уроках истории и культуры Санкт- Петербурга ученики получают знания о родном городе как о наследнике мировых цивилизаций, центре мировой культуры.

Ведущей идеей воспитательной работы школы является «Изучение традиций и культуры стран изучаемых языков и России через праздник». Праздник – это всегда радость, возможность раскрыть свой творческий потенциал, узнать новое. Традиционные японские праздники «Сити- го-сан», «Хинамацури» привлекают внимание не только родителей учащихся школы, но и гостей из Генерального консульства Японии, Японского фонда в России. Гостями и участниками таких праздников нередко являются граждане Японии, приезжающие в Петербург с деловым или культурным визитом. В Приложении представлена игровая программа «ИГРЫ СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА», разработанная для учащихся 5-6 классов учителем японского языка Саватюгиной Н.Ю. и учителем музыки Садовской Е.Ю. Данная игровая программа была представлена на Пятом петербургском открытом конкурсе игровых программ «Созвездие игры» и в номинации «Играй класс» была отмечена Дипломом II степени.

Дополнительное образование, являющееся неотъемлемой частью образовательного пространства, представлено широким спектром кружков, в том числе:

· Чайная церемония

· Кюдо

· Икэбана

· Оригами

· Народное творчество

· Туризм и др.

Традиционным в школе стало проведение фестивалей «Английская осень», «Русская зима», «Японская весна».

Невозможно представить поликультурную школу без организации активной международной работы, включающей в себя:

· прием делегаций из различных общественных и правительственных организаций Японии, представителей учебных заведений, а так же средств массовой информации;

· переписка с учащимися школ англоязычных стран и Японии;

· проведение праздников в соответствии с традициями англоязычных стран и Японии, на которых присутствуют как официальные лица, так и зарубежные семьи, проживающие в Санкт-Петербурге;

· участие в международных детских конкурсах и проектах;

· прием в семьях учащихся из зарубежных школ и университетов;

· участие в международных дружеских спортивных встречах;

· участие в различных акциях, проводимых Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге;

На базе школы создается модель, в центре которой находится личность ребенка, развивающегося в специально организованной образовательной среде. Образовательное пространство, сформированное таким образом, развивает интерес детей к культуре как Востока, так и Запада, к культуре и традициям своей страны, к взаимному влиянию культур.

Именно такой путь создает условия для формирования образовательной среды, в которой гармонично развивается образованная, нравственная, патриотичная, культурная, социализированная, толерантная личность ребенка.


Приложение: игровая программа «Игры Страны восходящего Солнца»


Создание поликультурной образовательной среды в школе (из опыта работы коллектива ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга)

Назад в раздел