Поиск по сайту

Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу

Автор: Батурко Татьяна Всеволодовна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №127 Выборгского района Санкт-Петербурга


Лето – самое благоприятное время для совместного отдыха родителей с детьми. Не забывайте, что ребенок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждет своего «отпуска». Это время, когда спадает эмоциональное напряжения и можно расслабиться. Но это не означает, что развитие ребенка останавливается. Летом он получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Если вашему ребенку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие-то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, ее выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счета. Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребенка. Все время подводите его к той цели, которую вы поставили. Подберите соответствующую литературу – методическую и детскую.
Каждая семья предпочитает отдыхать по-разному. Давайте, подумаем, как использовать различные виды отдыха для полноценного развития ваших детей.

Чаще всего детей везут на море. Самолет, поезд, теплоход – неважно,
можно поговорить о транспорте и о тех, кто на нем работает. Рассмотрите части самолета, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов. На теплоходе ребенок познакомится с новыми словами. Помогайте ему их проговаривать.
Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову вода: какая? – теплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д;

море: какое? – синее, теплое, красивое; «камушки» /какие?/ мелкие, крупные, мокрые; песок: какой? – сухой, влажный, желтый.
Для укрепления легких и других органов дыхания наберите воды в какую-нибудь емкость. Дуйте на воду. Можно положить небольшой нетонущий предмет. Ребенку будет интересней дуть на игрушку. Пусть сам пробует надуть (не до конца) спасательный круг, нарукавники, надувной матрас.

Нюхайте безопасные цветы со словами, например «Ах, какой запах!», заодно отрабатывая выразительность речи.
Камушки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.

Ваш ребенок недостаточно хорошо запомнил буквы – также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова – пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку. Камушками обозначьте гласные. Спросите, какой гласный слышится сильнее (ударение). Палочками разделите слово на слоги, придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились в тексте.
Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребенком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно (сопряженно), потом ребенок пробует повторить самостоятельно, после вас (отраженно).
Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребенка. Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. Дайте ребенку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он сопровождает речью свои действия. Спросите: «Что ты построил?», «Там кто-нибудь живет?», «Как его зовут?» (с именем можно пофантазировать), «Что он там делает?». По ходу диалога сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если ребенок захочет, можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.

Вы повезли отдыхать ребенка в деревню. Замечательно. Можно вспомнить все, о чем он узнал в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт.
А уж в деревне жизнь богата возможностями для познания мира и отработки самых разнообразных навыков.
В огороде – что только не растет! Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветет и дает плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания, составьте с ребенком описательный рассказ. Наблюдайте и действуйте.
В саду – фрукты. Расскажите ребенку побольше о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ.
Закрепляя летнюю тему «овощи-фрукты», поиграйте в игру «Что лишнее?»
Цветы. Их названия (порой трудные) помогут тренировать слоговую структуру слова, определять место звуков в слове, делить слова на слоги.
Домашние животные, хоть какие-то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребенок их детенышей? Спросите в единственном и множественном числе. Вместе с ребенком постарайтесь подробно описать животное. Обратите особое внимание, чем его кормят, какую пользу оно приносит. Расскажите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребенку составить описательный рассказ. Закрепите образование прилагательных от существительных (молочные, мясные), согласование числительных 2 и 5 с существительными (две коровы, пять коров), глаголы в игре «Кто как голос подает» (мычит, ржет, блеет).
В деревне местные жители часто держат уток, гусей, кур, индюков. Это – замечательная тема для наблюдений, новых совместных переживаний. Расскажите ребенку все об этих домашних птицах. Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.
Если вы с ребенком пошли на речку купаться – ему там раздолье. На рыбалку собрались – ребенок узнает много новых слов. Научите малыша последовательно излагать произошедшие события.
В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды. Из листьев сделайте гербарий. Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, в чем их различие.
В ходе общения с ребенком можно закреплять различные грамматические формы. Собираете ягоды – не забудьте спросить, какой сок и какое варенье получатся из черники, брусники и т.д. Вместе варите, раскладывая по банкам.
Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребенку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите с ним о том, как выращивают хлеб и спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.
Понаблюдайте за различными явлениями природы и опишите их словами
(гроза, радуга, закат и т.д.). Повторяйте части суток, называйте время в разных вариантах, времена года.

Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребенку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.
Читайте ребенку книги. Если он читает сам – пусть еще и пересказывает (небольшие рассказы, сказки).

А самое главное, где бы ни проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребенку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
И самый важный, настоятельный совет:
Если ваши дети посещали логопедическую группу и у них у них остались проблемы со звукопроизношением, постарайтесь закрепить нужный звук в речи, проговаривайте слова с трудным звуком, предложения, учите стихи, тексты с использованием этого звука. Обязательно поправляйте ребенка, когда он говорит неправильно, чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!


Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу

Назад в раздел