Поиск по сайту

Автор: Старикова Алла Юрьевна, методист японского центра школы, учитель японского языка школы №83 с углубленным изучением японского и английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


Школа № 83 – образовательное учреждение с углубленным изучением японского и английского языков. Уже более двадцати лет здесь можно изучать японский язык как учебный предмет, причем выпускники школы получают оценку по японскому языку в аттестат. Наряду с общеобразовательными дисциплинами школьники изучают страноведение, японскую и английскую литературу, историю Японии и Англии.

Дополнительное образование в школе также представлено широким спектром кружков, учитывающих специфику школы, в том числе секциями оригами, икэбаны, клубом изучения японского чайного искусства, секцией кюдо (стрельбы из японского лука) и другими.Кроме того, существует кружок «Японский через песню», где самые маленькие ученики впервые знакомятся с японскими традициями, праздниками и детскими песенками.

Преподавание японского языка с начальной школы привлекает в школу многих родителей, желающих, чтобы их ребенок изучал этот редкий язык. Однако не все дети одинаково мотивированы на изучение языков, поэтому задача учителя – пробудить в детях интерес к своему предмету.

Трудности в изучении японского языка

Если английский язык изучается в большинстве школ нашей страны, то японский язык, являясь предметом необычным и практически уникальным, представляет своеобразную «визитную карточку» школы №83. Японский язык обоснованно считается одним из наиболее сложных иностранных языков. Такие особенности, как наличие иероглифической письменности, одновременное употребление трех видов письменных знаков в одном тексте, отличные от русского языка принципы построения фразы, употребление различных стилей речи в зависимости от языковой ситуациии другие позволяют считать этот предмет материалом повышенной сложности.

Помимо этого, существуютопределенные трудности с внедрением нестандартной программы, имеется проблема недостаточного выбора учебных пособий и материалов на русском языке, кроме того, отсутствие государственной формы итоговой аттестации также является проблемой.

Эти особенности могут вызывать необходимость дополнительной мотивации учащихся. Поэтому учителя японского языка применяют на уроках игровые и другие методики, повышающие интерес ребенка к предмету.

Изучение культуры Японии

Занимаясь японским языком, нельзя не изучать традиции и культуру Японии. Менталитет японцев формируется под влиянием реалий, отличных от тех, что привычны жителям России. Таким образом, общение на японском языке невозможно без знания географии, климата и других природных особенностей, правил поведения, календарных праздников, основных понятий религиозно-философской мысли, структуры японского жилища и так далее. Поэтому на уроках обязательно уделяется внимание традициям и культуре Японии.

Учителя рассказывают о жизни в Японии, показывают тематические видеофильмы и электронные презентации, знакомят учеников с японскими играми и т.д.

Внеурочная деятельность

Согласно ФГОС, неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность.

Программа по японскому языку предполагает 2 часа в неделю, и это, безусловно, очень мало, учитывая многоаспектность и уже упомянутую сложность этого предмета.

C 1-го по 4-й класс в школе проводится внеурочная деятельность, посвященная изучению японской культуры и традиций Японии. Это дает возможность затронуть аспекты, на изучение которых не хватает времени на основных уроках по японскому языку. Среди аспектов, обучение которым проводится внеурочно, присутствуют география Японии, обычаи и праздники годичного цикла, анимэ (японская мультипликация) и манга (японские комиксы), традиционные игры и другие. Благодаря внеурочной деятельности появилось дополнительное время для подготовки праздников и репетиционного процесса.

Внеурочная деятельность дает возможность создать такую среду, в которой ребенок сможет реализовать свой творческий потенциал, будь то художественные, музыкальные или артистические способности, а кроме того, повышает мотивацию учеников к предмету «Японский язык».

Детские праздники Японии

В Японии особое внимание уделяется детям и их воспитанию. Среди календарных событий года имеется большое число праздников, посвященных детям: праздник девочек (хинамацури), день мальчиков (кодомо-но хи), праздник звезд (танабата), праздник девочек 3-х и 7-ми лет и мальчиков 5-ти лет (ситигосан) и другие.

С целью повышения мотивации учащихся, в школе проводятся школьные детские праздников. По традиции, такие праздники проводятся с 1996 года, то есть с момента внедрения в школе японского языка.

Праздник – яркое событие, которого дети ждут с нетерпением и для которого они готовят сценки на японском и русском языках, традиционные и современные песенки, танцы, загадки и многое другое.

Внеклассная работа в школе

В школе с 1996 года успешно работает структурное подразделение под названием «Японский центр», которое объединяет не только учителей японского языка, а также руководителей секций дополнительного образования, но и всех преподавателей, интересующихся культурой Японии. Японский центр школы проводит активную внеклассную работу, в рамках которой – переписка с учениками из школ городов Токио, Киото, префектуры Тиба и др., организация приемов делегаций из Японии, сотрудничество с туристическими компаниями. Одна из форм такого сотрудничества – прием японских гостей в семьях учеников (homestay).

Кроме того, в последнее время старшеклассники все чаще имеют возможность посетить Японию, как в качестве туристов, так и по приглашению с японской стороны, а именно благодаря таким организациям, как МИД Японии и Японский Фонд.

Школа №83 является коллективным членом Общества дружбы «Россия - Япония», поэтому активно участвует в проведении городских фестивалей «Японская весна» и «Японская осень», в других мероприятиях Общества. Такая работа, способствующая популяризации культуры Японии, также повышает мотивацию к изучению японского языка.

Методы повышения мотивации к изучению японского языка

Таким образом, в школе №83 с углубленным изучением японского и английского языков существует такой подход к предмету «Японский язык», благодаря которому учителя с самого начала изучения этого предмета, а именно с начальной школы, стараются заинтересовать учащихся и помочь им найти те аспекты японского языка, которые им захочется узнать глубже.

Для этого используются следующие пути повышения мотивации к изучению предмета «Японский язык»:

· игровые технологии, применяемые на уроках,

· работа кружков и секций дополнительного образования,

· внеурочная деятельность по японскому языку,

· внеклассная работа структурного подразделения «японский центр».

В результате такого подхода к обучению, учащиеся ГБОУ школы №83 в процессе обучения японскому языку регулярно занимают призовые места в региональных олимпиадах по японскому языку и страноведению Японии, а также в городских конкурсах ораторского мастерства на японском языке, успешно сдают международный экзамен по определению уровня японского языка. Среди выпускников школы около 20 человек продолжили изучение восточных языков в высших учебных заведениях.


Поделиться:


Назад в раздел