Поиск по сайту

Формирование произвольной психической саморегуляции у детей с проблемами в развитии

Автор: Кошулько Марина Алексеевна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 120 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В ГДОУ Детском саду № 120 комбинированного вида есть как общеобразовательные, так и коррекционные группы (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей со сложными дефектами).

Я веду работу с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющими диагноз ДЦП.

Детский церебральный паралич – это группа симптомов, которые являются следствием поражений мозга, возникших в перинатальном периоде (это весь период внутриутробного развития, период родов и ранний период после рождения ребенка).

Характерная особенность ДЦП – нарушение моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные расстройства часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой развития речи и психического развития. ДЦП относятся к непрогрессирующим резидуальным состояниям. Частота ДЦП – 2.5- 5.9% на 1000 родившихся.

Хочется отметить, что в последнее время дети с диагнозом ДЦП часто не передвигаются самостоятельно. Практически не встречаются дети с диплегией (незначительными парезами в нижних конечностях, которые начинали ходить позже обычных детей – после полутора - двух лет, или после незначительного оперативного вмешательства такие дети имели нормальный интеллект и имели возможность посещать обычные школы). Сейчас к нам попадают дети с тяжелыми двигательными нарушениями или полностью обездвиженные дети, но имеющие неплохой интеллектуальный потенциал.

Наблюдая этих детей в течение достаточно длительного времени, мною был накоплен большой опыт по взаимодействию с детьми, их родителями; исследованы особенности формирования у них когнитивной и эмоциональной сферы; отслежены особенности их поведения; накоплен опыт по диагностике и составлению коррекционных заданий и упражнений.

Обобщая накопленный педагогический опыт по результатам исследования особенностей эмоционально-волевой и когнитивной сфер дошкольников, с использованием разработанного функционально-уровневого подхода, мною, в соавторстве с Ивановой Татьяной Борисовной и Илюхиной Валентиной Александровной было написано методическое пособие “Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР”.

Цель моей коррекционной работы, с детьми, имеющими диагноз ДЦП: адаптировать и социализировать детей с ограниченными возможностями к условиям нашей жизни; помочь научиться им преодолевать собственные негативные состояния; заявлять о себе и проявлять себя в обществе, занять в дальнейшем, достойное место в жизни.

Моя работа состоит из нескольких направлений. Я представляю два – диагностическое и коррекционное.

В диагностике когнитивный сферы я использую уровневый подход Домишкевича. Для исследования эмоционального состояния использую цветовой тест Люшера помогающий оценить эмоциональный фон, уровень тревоги и вегетативный показатель, оценивающего состояние энергетических ресурсов у этих

Коррекционные занятия моей работы направлены на формирование саморегуляции в различных сферах деятельности.

Выбранная мной тема: «Формирование произвольной психической саморегуляции детей с проблемами в развитии» чрезвычайно актуальна.

Произвольная психическая саморегуляция – это возможность управлять своими действиями и эмоциями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Учитывая, что у детей с ДЦП наряду с двигательными нарушениями есть и задержка психоречевого развития, а также и эмоциональная незрелость, очень важно на фоне формирования нейро-психических процессов помогать и в формировании и созревании эмоционально-волевой сферы, а именно учиться развивать самоощущение, саморегуляцию в двигательной, эмоциональной и коммуникативной сферах и поведении.

Произвольная саморегуляция осуществляется на уровне слов, понятий, волевых императивов, внутренних планов, представлений конечного результата своих действий. Поэтому первый этап тренировки психической регуляции – развитие самоощущения, самопонимания, самосознания.

Второй этап – научиться изменять свою психическую активность в желаемом направлении. Произвольность психической регуляции тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов и именно эти образы способны вызвать у человека реальные ощущения, включающие непроизвольные механизмы его психофизической регуляции.

В детском возрасте способность подчинить свою психическую жизнь ярким живым образам фантазий совершенно естественна, во-первых потому, что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, и, во-вторых, потому, что слово у детей очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Метод произвольной психической саморегуляции опирается на представления о механизмах саморегуляции, законах их формирования в разных сферах психики в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизическом единстве деятельности организма как единой целостной системы. Этому исследованию посвящены труды академика П.К.Анохина о теории функциональной системы. Это означает, что изменение в деятельности какого-либо одного элемента этой системы вызывает изменения в работе других ее звеньев.

Например, если человек видит пугающий его объект, его охватывает чувство тревоги (эмоциональный компонент), это немедленно вызывает мышечное напряжение (двигательный компонент), изменение характера его мыслей (когнитивный компонент) и выбор дальнейших действий (поведенческий компонент). Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных функций, используя те функции, которые больше подвластны нашему волевому контролю.

Для того чтобы управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения, нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно самому человеку не видны. Значит, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать, сравнивать эти ощущения и потом произвольно менять их характер.

У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции их психической жизни преобладают непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. Ребенок направляет свое внимание туда, где яркие, громкие, новые и необычные стимулы. Он способен продуктивно сосредоточиться лишь на том, чего хочет, что ему нравится, а не на том, что надо нам, окружающим.

По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов, у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.

Новизна данного опыта заключается в следующем – ребенок мною рассматривается как цельная личность, – ему оказывается помощь не только в формировании познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, но и эмоциональной, коммуникативной сферах и поведения в целом.

В литературе накоплен огромный опыт по работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП, но в основном, авторы занимаются коррекцией когнитивных процессов, а исследование и формирование эмоциональной сферы освещено недостаточно, с моей точки зрения.

Мною обследуются дети с 3-7 лет, посещающие наше учреждение, имеющие диагноз ДЦП.

Сущность разработанной мной педагогической технологии «Формирование произвольной психической саморегуляции у детей с проблемами в развитии» заключается в следующем:

1. Всесторонняя диагностика когнитивной сферы ребенка при помощи уровнего подхода, предложенного Домишкевичем;

2. Коррекционная работа, направленная на формирование сохранных функций;

3. Выпуск детей в школы, соответствующие уровню их актуального развития

Педагогические технологии, используемые в работе с детьми с нарушениями в развитии

Моя работа заключается в следующем: наблюдение за ребенком, желающим поступить в наше дошкольное учреждение при первичном обследовании, до комиссии; объяснение родителям трудностей адаптационного периода, беседа об особенностях развития ребенка и наилучших путях взаимодействия с ним. Далее ребенок отправляется на городскую комиссию, и, после решения комиссии, поступает в наше образовательное учреждение.

На период адаптации, родителям рекомендуется оставлять ребенка в группе на небольшое количество времени, отслеживается эмоциональное состояние ребенка и принимается коллегиальное решение - оставлять ребенка на более длительный срок пребывания.

После периода адаптации, проводится диагностика когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, заполняется разработанная в нашем ДОУ карта индивидуального развития ребенка, отражающая уровень актуального развития. Карта заполняется всеми специалистами ДОУ.

1. Функционально-уровневый подход в диагностике

Диагностический материал педагога-психолога разнообразен и основывается на «функционально-уровневом подходе к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии» С.А. Домишкевича.

Этот подход заключается в следующем: все компоненты познавательной деятельности разделены на 5 блоков:

1.Мотивационно - энергетического блока (включает в себя внимание, продуктивную деятельность, познавательный интерес);

2.Информационно - содержательного блока (сенсорно-перцептивные процессы, зрительную и слуховую память);

3.Операционального блока (мыслительные операции);

4.Формально - языкового блока (эспрессивная и импрессивная сторона речи);

5.Регулятивного блока (тип мотивации, волевые и личностные особенности).

Спектр применяемых методик:

По первому разделу – мотивационно-энергетический блок используются методики для исследования внимания – «найди отличия», для исследования продуктивной деятельности – «рисунок человека», для исследования познавательного интереса – «нелепицы».

По второму разделу – информационно-содержательный блок – используются нестандартизированные методики – доски Сегена, «цветные фоны», методика Лурия, методика исследования образной памяти.

По третьему разделу – операциональный блок исследуются мыслительные операции (т. Равена, «4 лишний», установление причинно следственных связей по серии картинок).

По четвертому разделу – формально-языковый блок ребенка просят составить рассказ по картинке и выполнить простые действия.

По пятому разделу – регулятивный блок применяется метод наблюдения, и на основании ранее примененных методик и полученных данных, делается заключение о ведущем типе мотивации, волевых проявлениях и личностных особенностях ребенка. Кроме этого, для полного исследования эмоционального состояния детей применяется т. Люшера, который помогает отследить эмоциональный фон ребенка, его уровень тревоги и состояние вегетативной нервной системы.

2. Составление индивидуальной карты развития ребенка

Индивидуальная карта развития ребенка разработана в соавторстве со всеми специалистами ГДОУ №120, работающими с детьми с диагнозом ДЦП: врачом-неврологом, учителями-дефектологами; воспитателями. В карте отмечается уровень актуального развития ребенка и дальнейшее его сопровождение.

3. Коррекционно-развивающая программа

После разносторонней диагностики и заполнения индивидуальной карты развития ребенка, начинаются коррекционные занятия с детьми.

Благодаря функционально-уровневому подходу и специальным знаниям о ведущей психической функции в определенном возрасте, строится коррекционно-развивающая программа.

В таблице 1 представлено тематическое планирование коррекционно-развивающей программы.


Приложение: тематическое планирование коррекционно-развивающей программы; формы взаимодействия с детьми


Поделиться:


Назад в раздел