Поиск по сайту

Общешкольный проект «Детство без границ» как системообразующий элемент в деятельности ОУ

Автор: Шустикова Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания ГБОУ средней общеобразовательной школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга; Яблоков Сергей Анатольевич, учитель истории и обществознания ГБОУ средней общеобразовательной школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга


Если взглянуть на карту Выборгского района, то мы увидим, что его очертания похожи на стрелку, устремленную к центру Санкт-Петербурга. Вот как раз на самом острие этой стрелки, в окружении Военно-медицинской и Военно-артиллерийской академий, Финляндской железной дороги, старейших в городе фабрик и заводов, у самой излучины Невы и стоит наша школа № 560.

Ее особенность можно почувствовать, уже подходя к ней мимо Дворца культуры «Выборгский», или отеля «Санкт-Петербург», или завода «Русский дизель». Самое старое школьное здание в районе и в то же время одна из самых молодых школ района.

Особенность нашего микрорайона заключается в том, что основную массу жилого фонда здесь составляют коммунальные квартиры и общежития, в которых проживают более 75% учеников школы. Это рабочий район, где преобладают старые промышленные предприятия, сотрудники которых и составляют основу родительского контингента школы. Уровень благосостояния большинства семей значительно ниже среднего по городу. Очень разнообразен национальный состав микрорайона. В просторечье эту часть Выборгского района называют Ташкент, и это не случайно. Здесь проживает множество мигрантов из южных республик, что накладывает особый отпечаток на состав учеников. Многие дети, приходящие в первый класс, зачастую плохо говорят или совсем не говорят по-русски. У нас есть классы, которые на 70% состоят из детей-инофонов. В то же время, на сегодняшний день в связи с закрытием школы № 142 на Арсенальной набережной и школы № 108 на Нейшлотском переулке, мы остались единственной общеобразовательной школой на пространстве от метро Горьковская до Пискаревского проспекта и от Литейного проспекта до Литовской улицы. Таким образом, резюмируя, можно сказать, что наш среднестатистический ученик это ребенок из семьи мигрантов с низким уровнем достатка, проживающий в условиях коммунальной квартиры или общежития. Конечно, не все дети таковы, но мы говорим о среднестатистическом. Это необходимо знать, чтобы понять актуальность для нашей школы такого понятия как «толерантность».

Так набившее всем нам оскомину слово «толерантность» для нас не является чем-то искусственно привнесенным, оно является жизненно необходимым условием.

Прежде чем говорить на эту тему, хотелось бы определиться с понятиями. Словари русского языка XX века определяли «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называли «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости. Но что такое терпимость и где ее границы? Понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щеку. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Нам ближе определение, которое дала ООН в Декларации принципов толерантности в 1995 году: это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Одной из главных характеристик толерантности, по мнению ООН, является способность проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи.

В одном из своих интервью писательница Людмила Улицкая сказала так: «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома».

Именно такое осознание понятия «толерантность» близко нам, так как такая черта общества позволяет комфортно сосуществовать самым разным людям. Это и есть наш социальный заказ, этого ждет от нас социум, сложившийся в нашем микрорайоне.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», положенная в основу Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения включает в систему фундаментальных социальных и педагогических понятий, такую компетенцию, как межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Правда, выскажу одну «крамольную» мысль: изначально в основу нашей деятельности легли вовсе не ФГОС второго поколения и даже не «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», так как эти основополагающие документы появились позже, чем мы занялись реализацией своего проекта. В своей деятельности мы опирались исключительно на существующий социальный заказ и концепцию «Воспитание петербуржца 21 века».

Вот уже 8 лет основой всей деятельности нашего учреждения является проект «Детство без границ». Создавая его, мы рассуждали исключительно как педагоги-практики. Как можно привить детям толерантность? Конечно, можно проводить специальные занятия и уроки по толерантности, можно организовывать фестивали и даже конкурсы на этой основе, как, например фестиваль «Культурной столице – культуру мира». Но многие из этих мероприятий имеют скорее отрицательный, нежели положительный эффект. Как реагирует подросток, когда ему постоянно говорят, как поступать, с кем дружить, как к кому и к чему относиться? Естественная реакция – отторжение и желание поступить наоборот.

В нашей школе много лет существовало сильное детское общественное объединение «ШУС», девизом которого были слова «Давайте делать дело!». Вот и мы, следуя этой школьной традиции, пошли именно от дел. Только совместная деятельность и неформальное общение помогают ребятам самых разных национальностей и вероисповеданий забыть о том, что их рознит, и искать то, что их объединяет. Таким объединяющим фактором стало общее дело – проект «Детство без границ». Его цель – узнать как можно больше об истории и культуре финно-угорских народов, установить связи с ребятами из других стран и регионов России. Первым объектом нашего интереса стала Финляндия – страна, которая достигла высокого уровня толерантности. В этой стране тоже было все непросто. Что же нас заинтересовало в Финляндии?

Там проживают две крупные национальности – финны и шведы. Причем первые всегда были обычными крестьянами и рабочими, а вторые – чаще всего зажиточными людьми. Как эти народы уживаются мирно друг с другом? Как удалось Финляндии, которая еще в начале 20 века была отсталой аграрной страной, фактически «задворками» Европы, войти в число трех самых стабильных экономик в мире? Почему финская система образования вот уже много лет является лучшей в мире? Каким образом финны, воевавшие трижды за последние 90 лет с нашей страной, сумели перебороть чувство агрессии и обиды за поражения и научиться относиться с уважением к России и россиянам? Почему в финском обществе практически нет «людей на обочине»? Как удается финнам и финским шведам, будучи такими небольшими народами, сохранять свою национальную культуру, самобытность и здоровье нации?

Однако, почти с самого начала реализации проекта он стал шире и интереснее, чем предполагали даже мы сами. Год спустя наши ребята и педагоги побывали в еще одной финно-угорской стране – Венгрии, и там у нас тоже появился надежный друг и партнер – это самый большой в Европе детско-молодежный центр «Занка». Когда в общение включились наши венгерские друзья, проект перестал быть финско-российским и стал незаметно для нас самих международным. В следующем году у нас появились друзья из еще одной финно-угорской республики – Мордовии, а затем из Марий Эл.

Участвуя в проекте, ученики школы № 560 знакомятся с культурой и бытом других народов, знакомят своих гостей с культурным наследием Санкт-Петербурга и традициями народов, проживающих в нашем городе, устанавливают прочные дружеские связи между сверстниками из разных стран и городов, развивают навыки общения с представителями других народов и культур, перенимают интересный опыт других школ, получают практику в английском языке, который является языком международного общения.

Дружеские связи с двумя финно-угорскими республиками подтолкнули учителей и учеников нашей школы к более серьезному знакомству с историей, культурой, традициями народов этих стран. В школе стали доброй традицией Недели финно-угорской культуры, а вскоре проект «Детство без границ» стал системообразующим элементом не только внеурочной деятельности, но образовательного процесса.

Возникает логичный вопрос: почему было не взять те многочисленные национальности, которые представлены в нашей школе и не знакомить ребят с культурой этих народов? Почему именно финно-угры? Отвечу так: в условиях полиэтнической школы невозможно в равной степени в короткий промежуток времени отобразить культуру и традиции всех 24 народов, представленных в нашем учреждении. В этом есть определенный риск: кто-то почувствует себя ущемленным, кому-то покажется, что блок, связанный с его народом, прошел хуже или менее ярко, чем блок другого народа, кого-то может оскорбить случайная реакция со стороны ребят на ту или иную особенность его народа. Мы решили не играть с огнем и взять материал обширный, но не имеющий прямого отношения к национальностям, представленным у нас в школе, но имеющий непосредственное отношение к самой школе № 560.

В феврале 2010 года, представляя международный проект «Детство без границ» ученик школы № 560 Дмитрий Васильев стал победителем районного, а затем и городского конкурса «Лидер XXI века». Это был серьезный успех и самого Димы, и школы, и Выборгского района в целом. Но это стало и началом нового этапа в развитии проекта «Детство без границ».

В мае 2010 года произошло еще одно судьбоносное для школы № 560 знакомство. У нашей школы появились новые друзья – Санкт-Петербургская региональная мордовская диаспора «Вастома». Новый 2010 – 2011 учебный год для нашей школы начался с близкого знакомства с мордовским народом. На традиционном празднике школы № 560 «Дне знаний», который как обычно проходил на сцене старейшего в России Дворца культуры «Выборгский», наших учеников, педагогов, родителей и гостей приветствовал представитель мордовской диаспоры «Вастома» удивительный человек – Герой Социалистического Труда, генерал-полковник медицинской службы, доктор наук Анатолий Иванович Чалганов. Знаменитый врач пришел в гости к нашей школе не с пустыми руками – Анатолий Иванович подарил коллективу школы № 560 икону с изображением святого благоверного защитника Отечества адмирала Федора Ушакова, уроженца Мордовии. Украшением нашего праздника стало выступление мордовского фольклорного ансамбля «Таусень» Санкт Петербургского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова под руководством Лилии Шамовой, который исполнил народные мордовские песни.

Не успел начаться этот учебный год, а наша школа вновь, уже в шестой раз, принимала делегацию учеников и учителей из финского города Ловисса. Гости из Финляндии провели в Санкт-Петербурге четыре незабываемых дня. Нам удалось сделать программу общения между российскими и финскими школьниками очень насыщенной. Финские школьники посетили уроки в школе № 560 в 7, 9 и 10 классах. Все уроки прошли, как это и принято у наших педагогов, настолько успешно, что языкового барьера практически не существовало! Ребята побывали на уроках мировой художественной культуры, технологии, физкультуры, а также их ждал сюрприз – мастер-класс по брейкдансу и хип-хопу от крупнейшей в Петербурге танцевальной студии нового поколения «Дансмастерс». Финские и российские школьники побывали на двух пешеходных экскурсиях по Санкт-Петербургу, воочию увидев красоту осеннего города; съездили с экскурсией великолепный Петергоф, где присутствовали на церемонии запуска фонтанов Большого каскада и увидели, как работают фонтаны крупнейшего в мире комплекса; покатались на теплоходе по рекам и каналам Петербурга; посетили открытие сезона в цирке Чинизелли, где увидели незабываемое зрелище – первое представление Всемирного фестиваля цирковой режиссуры; послушали совместный концерт российских и датских коллективов в Императорской капелле… Пожалуй, самым теплым и незабываемым моментом программы стал вечер русской и финно-угорской культуры. Он стал настоящим праздником, который состоялся благодаря самому активному участию мордовской диаспоры «Вастома», педагогов и родителей школы № 560. В непринужденной, почти домашней обстановке русские, финны, мордовцы играли, шутили, пели, обменивались эмоциями, ужинали блюдами русской национальной кухни. Именно в таких маленьких уютных буднях, которые людям удается сделать настоящими праздниками, исчезает любая враждебность, недопонимание, скованность в общении, и зарождается настоящая, прочная дружба. И это не пустые слова: из лексикона наших детей исчезло пренебрежительное отношение к другим народам, активизировалось изучение иностранных языков, а в дружественной нам финской школе города Ловисса в учебном плане появились уроки русского языка!

Однако, прием финской делегации – это лишь старт очередного этапа проекта «Детство без границ». В декабре этого года уже наши ученики отправились в Финляндию, чтобы принять участие в самом любимом скандинавскими народами празднике – Дне Святой Лусии.

Развивается и наше сотрудничество с Мордовией. С 20 по 24 сентября в школе № 560 проходила акция сбора гуманитарной помощи для школы № 1 Темниковского района Республики Мордовия, сильно пострадавшей этим летом от лесных пожаров. В акции приняли участие все от мала до велика – и школьники, и их родители, и учителя. Уже совсем скоро собранные канцелярские товары, книги, спортивный инвентарь, 25-томная энциклопедия, продукты длительного хранения, петербургские сладости будут доставлены нашим новым друзьям в Мордовию. А в обозримом будущем наших ребят ждет приглашение в гости от мордовских друзей. Мы надеемся побывать в пушкинском имении Болдино, в монастыре преподобного Серафима Саровского, в усадьбе адмирала Федора Ушакова и многих других интересных местах Республики Мордовия.

Наш проект «Детство без границ» стремительно набирает обороты. И это закономерность. Нашим детям жить в этом мире и хранить его для будущих поколений. А у мира, созданного людьми умеющими уважать и ценить друг друга, несомненно, великое будущее! Символично, что в разное время, не сговариваясь, российский и финский координаторы проекта «Детство без границ» директор школы № 560 Елизавета Михайловна Тужикова и заместитель директора школы города Ловисса Беттина Альм-Корвонен произнесли практически одни и те же слова: «Наша планета стала бы лучшим местом во Вселенной, если бы дети всех стран понимали друг друга и дружили между собой!».

Для нас же (родителей и педагогов) особенно важно то, что благодаря этому проекту мы воспитываем наших детей истинными петербуржцами, которые любят свой город, гордятся им, уважают и ценят культуру и традиции других народов, открываются к общению с представителями других стран и наций. Недаром девизом программы стали слова «Петербург объединяет людей!».

И пусть для наших детей «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге» - всего лишь большой набор сложных взрослых слов. Но важнее всего то, что именно к той самой толерантности, о которой так много сейчас говорят и политики и СМИ, наша школа пришла своим интуитивным путем. А это означает, что, то уважение к другим народам и гордость за свой народ и свой город, которые призвана воспитывать программа «Толерантность», для наших ребят стали совершенно неотъемлемой частью их сознания, их индивидуальности, их жизни!

В этом году мы знакомились подробно с Удмуртией:

· «Удмуртские сказки»

· «Весна в Выборгском» - победитель конкурса педагогических универсалий «Мой проект»

· «Имя «Удмуртия»

· Игра «Что? Где? Когда?» по сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

За первым педагогическим проектом последовали другие. И теперь у нас есть добрая традиция – каждый год педагогический коллектив задумывает и реализует новый проект. При этом, мы не оставляем и старые проекты, которые становятся ежегодными.


Общешкольный проект «Детство без границ» как системообразующий элемент в деятельности ОУ

Назад в раздел