Поиск по сайту

Организация внеурочной работы с одаренными детьми по истории и обществознанию

Автор: Баскакова Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы №135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


Работа с одаренными детьми всегда вызывает много вопросов и ставит перед учителем непростые задачи. Готовых рецептов в такой деятельности нет, потому что она является творческой и очень индивидуальной как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Только совпадение мотивации учителя и ученика могут дать положительный результат.

Стремление субъектов образовательного процесса к углублению и расширению знаний по истории и обществознанию является важнейшим фактором успеха. Поэтому выбор детей должен быть основан на стойком интересе ученика к изучаемому предмету.

Как правило, такие дети проявляют себя на учебных занятиях. Они легко запоминают события, задают вопросы, дополняют рассказ учителя своими знаниями и становятся партнерами учителя.

Для начала можно подготовить дополнительные задания для детей на дом. Они позволят понять насколько ребенок готов к углубленному изучению предмета.

Способности детей проявляются по-разному.

1) Одни готовы к логическим размышлениям, аналитическим выводам, построению схем, выводам, умозаключениям.

2) Другие способны запомнить объемный материал, конкретизируя детали, обобщая факты, сравнивая события, определяя исторические персоналии.

Поэтому работать с детьми нужно, используя различные подходы, выявив учеников аналитиков и учеников – эрудитов.

Характеристика учащихся.

Ученики-аналитики

Ученики-эрудиты

Обладают способностью находить проблему, выделять ее главные элементы

Владеют обширными знаниями фактического материала.

Способны анализировать, используя дополнительную литературу.

Легко решают задания тестового характера, составлять такие задания самостоятельно

Готовы продолжительное время изучать заданную тему, прибегая к дополнительным источникам, собирать необходимые сведения.

Интересуются достаточно продолжительными периодами истории, стремятся узнать о каждом событии, личности, явлении и уложить знания в определенную систему знаний.

Увлекаются определенной темой, изучая ее углубленно

Стремятся расширить свои знания через знакомство с новыми источниками информации.

Ученики-аналитики – это дети, которые способны заниматься научно-исследовательскими проектами, кропотливо изучать выбранную тему. Поэтому во внеурочной деятельности таким ученикам лучше заниматься проектной деятельностью.

Ученики - эрудиты способны принимать участие в интеллектуальных конкурсах, то есть это участники олимпиад различного уровня.

Соответственно, формы и приемы работы с учащимися разных уровней тоже будут различными.

Приемы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.

Ученики-аналитики

(проектная деятельность)

Ученики-эрудиты

(активные формы работы)

1. Знакомство с алгоритмом исследовательской проектной деятельности.

1. Выявление уровня эрудиции каждого учащегося (выполнение заданий повышенного уровня).

2. Знакомство с научно-исследовательскими проектами учащихся (интернет).

2. Определение основных знаний и умений:

· Умение обобщать

· Умение вычленять главное

· Знание понятий

· Знание персоналий

· Хроника событий

· Знание явлений

· Умение сопоставлять

· Умение сравнивать

3. Определение проблемы для изучения.

3. Поддержание стойкого интереса к изучаемому предмету

4. Составление плана самостоятельной исследовательской деятельности учащегося и графика его выполнения.

4. Индивидуальная работа с учащимся по формированию необходимых знаний и умений в решении заданий повышенной сложности

5. Консультационное сопровождение проектной деятельности.

5. Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

6. Участие в научно-практических конференциях.


Формы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.

Ученики – аналитики

Ученики – эрудиты

1. Собеседование.

1. Малая гимназическая олимпиада.

2. Консультирование.

2. Интеллектуальный марафон.

3. Конкурс эссе на заданную тему.

3. Диспут

4. Подбор дополнительной информации.

4. Ролевая игра

5. Выполнение индивидуальных заданий по тексту документа.

5. Составление кроссвордов, исторических задач, схем, таблиц, создание рисунков.

6. Выступление на заданную тему

6. Викторина

7. Конкурс ораторского мастерства

7. Игра – соревнование «Хочу все знать»

8. Выступление на научно-исследовательской конференции

8. Участие в гимназической и городской олимпиаде

9. Участие в чтениях, организованных

различными учреждениями.

9. Решение исторических задач, выполнение тестовых заданий повышенного уровня.

Приложение: примеры работ учащихся-аналитиков (из опыта работы); таблица индивидуального роста уровня эрудиции учащихся; примеры заданий (из опыта работы)


Организация внеурочной работы с одаренными детьми по истории и обществознанию

Назад в раздел