Поиск по сайту

Содружество: детский сад и семья. Педагогические идеи

Автор: Самсонова Ирина Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Ветрова Ирина Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Башарина Вера Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Удалова Галина Стефановна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Анисимова Оксана Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Мир вокруг нас за последние десятилетия стремительно изменился, изменились наши дети, ведь, как известно дети похожи, на время, в котором они живут, а потом на родителей.

А быть современным родителем очень непросто: при катастрофической нехватке времени нужно излучать силу и твердость, быть для детей хорошим образцом подражания, а большую любовь к своему ребенку нужно умудриться совместить с последовательностью в воспитании.

Семья – это передача определенных ценностей, что является ведущей деятельностью на протяжении становления детской личности. Семья представляет собой объединение людей, которые связаны между собой одним из трех видов отношений: кровного родства, брака, порождения, а также общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья представляет определенный тип отношений между людьми, который востребован обществом. От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей с образовательными учреждениями. Взаимодействие семьи, образовательных учреждений, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.

Высокие требования общества накладывают свой отпечаток на жизнь и родителей и самих детей. С принятием Закона «Об Образовании» возникают предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей, выходят новые распоряжения, где отражены новые подходы в системе образования, в частности и дошкольного.

Роль образования в современном обществе возрастает — образование признается необходимым условием движения человечества. Повышение качества и многообразия форм предоставления услуг в системе дошкольного образования обеспечивает поддержку и использование образовательного потенциала семьи.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Детский сад и семья – эта взаимосвязь, в современной жизни является условием качества дошкольного образования.

Еще Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечению их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Детский сад и семья – это два социальных института, от согласованности в их действиях зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и образовательных учреждений, направлен на активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, в досуговую деятельность, в сотрудничество с детьми и педагогами. Содержание работы идет по трем направлениям повышение педагогической и психологической культуры родителей, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, индивидуальная работа с родителями.

Во всех наших начинаниях всегда участвуют родители детей, без них, без семьи невозможно решение ни одной воспитательной задачи, поэтому уже на протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении, ведется большая работа с родителями, начиная с групп раннего возраста.

В первую очередь это традиционная форма работы – родительские собрания, где специалисты и воспитатели нашего учреждения информируют родителей о работе детского сада, знакомят с основными нормативными документами регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, вводят в мир детства и его значимости для маленького человека.

Одной из форм традиционной работы с родителями считаются и консультации, как индивидуальные, так и групповые. Здесь родители могут получить полную информацию о жизни ребенка в группе, узнать о его успехах, и в тоже время научиться общаться и играть с детьми вне детского сада.

В копилке педагогических идей нетрадиционных форм работы с родителями наших воспитанников есть несколько, с которыми мы бы хотели поделиться.

Например, в начале учебного года родители и дети входят в мир детского сада через адаптационный календарь «Нет, больше слез»,цель которого создать максимально комфортные психологические условия пребывания детей в группах, через обогащение опыта детей яркими положительными эмоциональными впечатлениями.

Творческие проекты на актуальные темы, например: «Знаешь ли ты своего ребенка?», «Мир, из твоего окна», «Профессии нашей семьи», «С днем рождения детский сад!», для включения родителей в совместную работу с педагогами в развитии и воспитании детей.

Как известно, в течение учебного года есть моменты, когда наступает истощение всех ресурсов организма. По нашим наблюдениям, это ноябрь – декабрь, когда сочетается усталость от образовательной нагрузки, недостаточность солнечного света, отсутствие природных, ярких красок и тепла. Поэтому, с целью профилактики раздражительности, усталости мы включили в план воспитательно-образовательной работы особые дни «разгрузки», с принципом которых нас познакомил С. М. Шингаев. Дни «разгрузки» планируются с несколькими целями:

· восстановления израсходованных ресурсов

· отвлечения коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть

· создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса

В первый год работы над проектом был проведен праздник «День оранжевого фонаря», далее «День улыбок», «День приветствий», «День дошкольника «Сити-го-сан»». В подготовке и проведении праздников были задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги, социальные партнеры.

Уже крепкой традицией стало проведение весеннего праздника "Петербургская семья добротой своей сильна". Концепция праздника такова, что дети и взрослые вместе создают команды, готовят костюмы, творческие номера, участвуют в конкурсах, водят хороводы, поют и танцуют. Наш хореограф Ибрагимова Ю.В. специально приглашает родителей на репетиции для того, чтобы преподнести и детям и всем гостям необычный номер или красочный танец. И конечно, после праздника всех ждет теплое чаепитие. Эмоционального заряда от таких праздников хватает на долгое время для всех участников.

Так как дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, мы стараемся наполнить ее яркими образами, примерами, впечатлениями в работе по воспитанию маленьких петербуржцев и будущих граждан, активно привлекая на различные тематические мероприятия, проходящие в течение всего года родителей и других членов семьи воспитанника.

Мы очень гордимся, что наш детский сад посещают отличные дети замечательных родителей: активных, творческих, отзывчивых, талантливых, понимающих, что все закладывается именно в семье, а мы педагоги ГБ ДОУ стараемся делать все возможное, чтобы помочь им в этом самом прекрасном деле – воспитании нового поколения.


Содружество: детский сад и семья. Педагогические идеи

Назад в раздел