Поиск по сайту

Проектная деятельность в курсе естествознания 5 класса

Автор: Шабловская Варвара Станиславовна, учитель физики ГБОУ лицея № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга


Пятый класс по интересу детей к обучению наиболее благоприятен для развития сложных навыков проектной деятельности, а структура предмета «естествознание» в 5 классе, представляющего собой отдельные вполне законченные блоки из разных областей наук о природе, открывает безграничные возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом блоке курса. Метод проектов относится к новым педагогическим технологиям [1,2] и широко внедряется в соответствии с требованием ФГОС не только в начальной школе [3], но и, являясь образовательной технологией XX1 века [4], активно практикуется на основной и старшей ступени обучения [5].

Схему работы над проектом кратко можно представить в виде нескольких этапов:

- формулировка целей и задач проекта,

- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели,

- самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,

- рассмотрение готовых материалов и их доработка,

- окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.

Первым нашим опытом стал проект «Путешествие по планетам Солнечной системы», разработанный при изучении содержательного блока «астрономия».

Описание проекта

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: естествознание, биология, астрономия

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, литература (мифология).

Тип проекта: информационно-творческий.

Задачи проекта: дидактические – создать условия для усвоения нового материала, используя элементы проблемного обучения.

образовательные – формировать понятия о строении Солнечной системы, о планетах, их строении и месте в Солнечной системе.

развивающие формировать представление о процессе научного познания; умение поиска и работы с информацией, способах ее представления,

воспитательные – прививать культуру умственного труда; развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе, отвечать за порученный участок работы.

Прогнозируемые результаты проекта

1. Предметные. Познакомиться с планетами Солнечной системы через виртуальное путешествие каждого экипажа космического корабля на один или несколько объектов Солнечной системы, собрать информацию о данном объекте и сделать сообщение для всех участников проекта.Овладеть предметной и тематической лексикой

2. Личностные. Воспитывать культуру общения, продолжить формирование компетентности учащихся в познавательной деятельности, навыки работы в группе, умение работать с информационными технологиями.

3. Метапредметные.

1.. Научиться искать информацию в различных источниках, определять ее достоверность, в зависимости от типа источника (статья в газете, сведения из интернета, информация из книг, параграф в учебнике.)

2. Научиться представлять собранную информацию в письменном и устном вариантах.

3. Научиться оформлять результаты своих исследований.

4. Научиться иллюстрировать свои сообщения (картинки ,карты путешествий, видео, презентации)

5. Научиться работать совместно над заданиями, распределять ответственность.

6. Научиться пользоваться разными доступными источниками информации и инструментами ИКТ

7. Научиться представлять свою работу, аргументировать свою позицию

В каждом классе были сформированы экипажи космических кораблей, которые «отправились» в виртуальное путешествие на одну планету или группу планет. Каждому экипажу необходимо было придумать название корабля, эмблему, девиз, распределить роли: командир корабля, штурман, журналист, художник, исследователь или научный работник, собрать научные сведения о планете; написать рассказ о путешествии, в котором можно фантазировать, сделать рисунки, макеты или презентации к своему отчету.

Законченную работу каждый экипаж представлял всему классу.

Результаты работы над проектом были размещены на стенде творческих работ в лицее и помещены в интернете [6, 7].

Следующий проект разработан по теме "Гидросфера. Круговорот воды в природе" и получил название «Путешествие капельки». В этом варианте, при сохранении основной схемы проекта, предусмотрено три этапа:

1. Первый этап. Домашняя разработка темы, создание индивидуальных или групповых рассказов, комиксов, «фильмов» о путешествии капельки.

2. Второй этап. Работа над проектом в классе,создание иллюстраций. Из работ, созданных на первом этапе были выбраны три наиболее интересных и к ним были выполнены совместные иллюстрации. На этом этапе работа проводилась в парах. Рассказы были разбиты на отдельные абзацы, к которым на уроках каждая пара создавала рисунки. Для выполнения этой работы потребовалось два урока. Результаты работы над этим проектом были не только представлены на стенде и выложены в интернете.

3. Третий этап. Мини-проект в начальной школе. Пятиклассники с удовольствием показали свои работы в начальной школе, тем самым инициировали еще один проект, затронувший проблемы экологии. Первоклассникам было предложено написать на листах, имеющих форму капли, мини-сочинения на тему «Что беспокоит каплю» или «Чему капля радуется». Ученики пятого класса сами не только руководили работой, но и помогали малышам ее разрешить. Капли получились грустные и веселые, с рисунками, иллюстрирующими проблемы капли с позиций первоклассников.

Фотографии этой работы можно увидеть по адресу [7].

Заключительный проект курса также затрагивает вопросы экологии. Детям было предложено создать плакат,на выбор были даны два варианта: "Мусору нет" и "Осторожно, клещи!". По желанию работы выполнялись в индивидуальном или коллективном вариантах. Лучшие из работ были распечатаны в виде листовок, которые сами авторы раздавали учащимся, родителям и учителям при входе в школу.

В заключение следует отметить, что проектная деятельность носит творческий характер, а интерес детей к творческой работе всегда высок и, что немаловажно, такая работа направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и презентаций. Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию, так как по каждому представленному на общее обозрение материалу необходимо составить свое мнение. Работа в группах, парах и с младшими школьниками способствует развитию коммуникативной культуры учащихся. Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в арсенале педагога современной школы.


Источники

1. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. http://intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/social_history_pedagogic/material_period/Epschtain_Metod_proektov_v_school_HHh.pdf

2. Калинкин С. М. Метод проектов и его использование в школе http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v-shkole

3. Василовская А. И. Метод проектов в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/501897/

4. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XX1 века. http://doob-054.narod.ru/project.html

5. Физики. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.А. Лымарева.- Волгоград: Учитель, 2008. Стр.187.

6. http://vaskel19.blogspot.ru/

7. http://vseolt.blogspot.ru/


Поделиться:


Назад в раздел