Поиск по сайту

Школа анимации: создание пластилинового мультфильма «Веселый переход»

Автор: Емелина Елена Андреевна, учитель ГБОУ прогимназии №130 Выборгского района Санкт-Петербурга


Актуальность создания мультфильма заключается в том, чтобы создать такой творческий продукт, который принесет наибольший эффект для достижения и повышения психоэмоционального фона при восприятии необходимого материала и продолжит формировать умение работать в коллективе.

Дети создают мультфильм своими руками, начиная с выбора сценария и заканчивая совместным просмотром в классе (или презентации своей работы ученикам других классов, участие в конкурсе). Ученики совместно могут поучаствовать в каждом этапе создания мультфильма. Это групповая работа, которая требует активного участия каждого ребенка. Это постановка общей цели, умение планировать и ставить задачи для ее достижения. Каждый делает свой вклад и раскрывается в том, что ему особенно близко и интересно.
Данный вид деятельности направлен на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, развивая его как полноценную, нравственную личность.
В тоже время это умение работать в коллективе, согласовывать свою работу с общей картиной желаемого результата. Ребенок должен научиться не только выдвигать свою идею, доказывать ее полноту и актуальность, но и принимать обоснованную критику со стороны одноклассников, уметь прислушиваться к советам и в соответствии с этим корректировать свою работу.

Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен для любого ребенка, так как он становится не только художником этого произведения, но и сам производит его озвучивание, участвует в выборе темы, сценария, названия м/ф. Вместе с детьми была придумана идея – инсценировать стихотворение.

Новизна работы очевидна – ученики второго класса впервые принимают участие в создании работы с использованием мультимедийных технологий. Пластилин один из любимых материалов моих детей, и в первом классе ребята очень много работали с ним на уроках труда и дополнительно в группе продленного дня. Необходимость вернуться к использованию этого материала возникла и во втором классе. Я задумалась над тем, как же построить работу, чтобы было интересно вновь поработать с пластилином. Изготовление просто каких-либо изделий ко 2 классу уже утратило свою новизну и актуальность, коллективные панно в нашей практике тоже для нас не новинка. И тогда родилась идея объединить эти виды работы для получения абсолютно нового неожиданного результата – «оживление» их творческой работы в едином, готовом видеопродукте, и тем самым окончательно сформировать понимание и осознание необходимости в совместном процессе их деятельности.

Цель: творческая интерпретация изученного материала посредством элементов видеотехнологий с целью привлечения всех учащихся к работе в единой команде.

Задачи:

1) Развитие воображения; раскрытие творческих способностей;

2) Формирование элементов образного мышления и ассоциативной памяти;

3) Развития навыков коллективной работы над творческой проблемой;

4)Приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

5) Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

6) Развитие гуман­ных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные:

1. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация);

2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (рефлексия, способность к саморазвитию);

3. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личная позиция);

Регулятивные:

1. Умение организовывать свою деятельность в коллективе, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

2. Составлять план действий по решению проблемы или задачи;

3. Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут;

4. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, корректировать при необходимости;

Познавательные:

1. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

2. Делать предварительный отбор источников информации; добывать новую информацию из различных источников и разными способами;

3. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта;

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

2. Понимать другие позиции (взгляды, интересы);

3. Договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

4. Чувствовать себя необходимым и полезным участником коллектива;

Работа над созданием м/ф (процесс):

· Идея создания м/ф, вовлечение учащихся в новый вид деятельности, их заинтересованность;

· Выбор темы, материала для создания м/ф;

· Планируемый результат работы, что в конце деятельности мы должны получить;

· Сценарий, идея инсценировки стихотворения, выбор стихотворения;

· Пошаговый инструктаж, распределение обязанностей в творческих группах;

· Репетиция съемки, выявление неточностей, корректировка и доработка деталей;

· Процесс самой съемки, вовлечение детей в единую работу;

· Монтаж

· Запись стихотворения по итогам просмотра (главное было установить совместимость между скоростью чтения и смене соответствующих кадров;)

· Монтаж фонограммы – наложение звука;

Создание пластилинового мультфильма – это трудоемкий, длительный процесс. Когда родилась идея самим снять мультфильм, ребятам необходимо было осознать, что мы не получим готовый продукт в конце одного занятия. Спланировав этапы трудового процесса, вместе с детьми мы определили приблизительные временные границы – месяц работы! Дети данного возраста (7-8 лет) не умеют и не любят ждать, но в данном случае рабочий процесс нас настолько захватил и погрузил в атмосферу добра, взаимопомощи и взаимопонимания, что мы и не заметили, как подошли к завершающему этапу работы.

Несколько дней ушло на выбор темы и сюжета будущего мультфильма. Предложения учащихся были самые разные: сказки, басни, случаи из школьной жизни, истории о наших питомцах, правила этикета и т.д. В конечном итоге были выбраны правила поведения на дороге и проведен конкурс на лучший закадровый текст.Кто-то из учеников предложил стихотворение, которое очень удобно было инсценировать (в нем четко прослеживалась сюжетная линия). Таким образом, итогом работы должно было стать «ожившее» стихотворение.

Техническая сторона рабочего процесса оказалась весьма непростой, но очень интересной и увлекательной. Самой главной проблемой стало создание плоскостного изображения. Изготовление объемных изделий у ребят уже давно не вызывало никаких трудностей, но изобразить плоский дом или человека удавалось с трудом. Рождались самые необычные идеи для изготовления фигурок из пластилина. Так, например, чтобы получить плоские и ровные дома, было придумано раскатывать пластилин обычной кулинарной скалкой и потом на этой плоскости «вырезать» прямоугольники. На протяжении двух недель ребята только тренировались, «набивали руку». Для помощи были приглашены несколько учеников 4 класса, которые показали «мастер-класс» по изготовлению людей в плоском изображении. Надо отметить, что после этого работа у моих учащихся пошла гораздо быстрее! Дети по собственному желанию распределились на тематические группы по лепке предметов, где они несли ответственность за выполненную работу и полученный результат. Было слеплено более сотни деталей, не считая двух фонов.

Незаметно работа подошла к этапу съемки. Для фиксации фотоаппарата нужен был штатив, которого у нас, к сожалению, не было. Тогда ребята придумали сделать в классе необычное сооружение с использованием парт, стульев и досок, на котором крепился фотоаппарат. Дети со знанием дела устанавливали цвет, использовали белые листы бумаги как отражатели, давали дельные советы.При съемке использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки машин и пешеходов на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Я сразу же показала отснятый материал, так называемую «раскадровку», и объяснила, что над монтажом мне придется поработать самостоятельно без их помощи. Я подробно рассказала, как монтируется мультфильм в специальной программе, чтобы дети имели представление о том, что же будет дальше.

Самый последний этап – озвучивание мультфильма. Как я уже писала ранее, содержание стихотворения полностью отражалось в сценарии нашего фильма. Поэтому сложность наложения звука заключалась в том, чтобы произнесенные слова точно совпадали с соответствующей картинкой (кадрами). Подогнать звук под кадр можно было искусственным путем (при монтаже растянуть или ускорить звук по мере необходимости), но мне хотелось добиться естественности в звучании. В связи с этим, ребят ждала очередная кропотливая работа. Несмотря на многократные повторы прочтения своего отрывка, каждый ребенок делал это с большим удовольствием и ответственностью. Охотно прислушивался к советам других детей, объективно оценивал свою работу, вносил поправки. Меня удивила и обрадовала их настойчивость и стремление к достижению лучшего результата. Дети в таком возрасте, как правило, удовлетворены результатом своей деятельности и не очень любят переделывать работу. Но в данном случае ребята с завидным упорством добивались максимальной выразительности, увеличивали или замедляли темп, меняли тембр голоса. Такая деятельность, безусловно, приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средств художественной выразительности.

На протяжении всего проекта моей задачей было направлять и слегка корректировать работу учеников. Я аккуратно вносила поправки и ненавязчиво давала рекомендации. Вклад каждого ребенка был очевидным, уникальным, именно поэтому у нас получился такой замечательный, совместный мультфильм, который порадовал не только самих создателей, но и зрителей!



Список литературы:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников//Методический конструктор, М.,2011 г.

2. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, М., 2008 г.

3. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология, М., 2006 г.

4. Видео-самоучитель по овладению программы SonyVegasPRO 12

5. Велинский Д. В.Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное,2011 г.,


Школа анимации: создание пластилинового мультфильма «Веселый переход»

Назад в раздел