Поиск по сайту

Школьный проект «Мы с тобою, Ленинград»

Автор: Абдулвагабова Наира Абдулаховна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга; Азаренок Сергей Витальевич, социальный педагог, учитель истории и обществознания ГБОУ средней школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга; Кудрявцева Галина Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга; Попова Анна Евгеньевна, учитель географии и биологии ГБОУ средней школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга; Сивак Анна Васильевна, учитель биологии и ОБЖ ГБОУ средней школы № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга


Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Одним из основных направлений работы школы является гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования отношения к стране и государству, где живет человек.

Правовой основой гражданско-патриотического воспитания являются Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», закон «О днях воинской славы (победных днях) России» и закон «Об образовании».

Сейчас, когда усилился процесс переписывания истории, выполнение и реализация этих законов в сфере образования имеет особое значение. Особую актуальность этой деятельности, придает тот факт, что за последние годы содержание понятия патриотизм существенно изменилось в общественном сознании. У значительной части детей и молодежи, выросших в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике. Интенсивная миграция населения из стран СНГ и республик Российской Федерации по-новому ставят вопрос о формировании национального и российского самосознания.

14-ая статья закона «Об образовании» говорит: «Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Одной из целей школьного воспитания является создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо формировать патриотические чувства на основе исторических ценностей и роли России, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну. Конечно, нет универсального способа воспитания детей, любящих свою Родину, страну, в которой они родились или живут, которой они будут гордиться. Воспитание патриотизма должно осуществляться, прежде всего, в процессе познания малой родины. Нам, педагогам, работающим в Санкт-Петербурге, предоставляется уникальная возможность воспитывать молодое поколение в культурной столице нашей страны, в городе с богатым историческим наследием.

Для достижения этой воспитательной цели, для развития познавательного интереса учащихся нами был использован метод проектной деятельности.

2015 год – год 70-летия Победы, и мы посвятили этому юбилею школьный проект «Мы с тобою, Ленинград». Данный проект стал составной частью мероприятий, посвященных юбилею Великой Победы. Идею подсказало сотрудничество нашей школы с поисковым отрядом школы №2 города Любань и гражданско-патриотическими объединениями школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На протяжении длительного времени в курсе истории изучают оборону Ленинграда, но, к сожалению, не уделяют должного внимания городам Ленинградской области, без которых отстоять наш город было бы невозможно. Подвиг этих городов выпадает за рамки учебников, и мы посчитали необходимым хотя бы частично, восполнить пробел. Тем более обидно, что повторяющиеся из года в год рассказы воспринимаются ребятами как штампы, теряется интерес к изучению истории, разрыв во времени становится все большим, события прошлого теряют для современной молодежи свою актуальность.

Для того чтобы сделать изучение истории более интересным, придать ему личностную окраску, «приблизить» ушедшую эпоху, была организована и утверждена на педсовете творческая группа. В состав вошли преподаватели истории, географии, литературы и социальный педагог школы. Нам было поручено разрабатывать и реализовывать этот проект. Подвиг восьми городов Ленинградской области, благодаря которому удалось сорвать замысел агрессора по захвату Ленинграда, выбрали себе для изучения ребята 5-11 классов нашей школы. Перед ними была поставлена задача найти и рассказать остальным о неизвестных или мало изученных страницах битвы за Ленинград.

Работа была построена целиком по технологии проектной деятельности, то есть по принципу 6П: Проблема-Поиск-Планирование-Продукт-Презентация-Портфолио.

Проблема, как уже говорилось выше, определилась на основе насущной необходимости. Изучая период нашей истории, связанный с Великой Отечественной войной, мы всегда сталкиваемся с отсутствием развернутого материала по этой теме. То есть налицо отсутствие знаний о тех малых городах, которые внесли существенный вклад в дело общей победы.

Утвержденная педагогическим советом творческая группа – учитель истории, обществознания и социальный педагог Азаренок С.В., учителя литературы Кудрявцева Г.А. и Абдулвагабова Н.А., учителя географии Попова А.Е. и Сивак А.В. – распланировали работу следующим образом: на первом этапе каждый класс по жребию выбрал один из городов Ленинградской области и к старту школьного проекта обосновал свой выбор. Это было предложено сделать в любой творческой форме, но обязательно кратко. Ребята отнеслись к началу работы ответственно, и мы получили очень зрелищный старт: это и музыка, и пение, и даже танцы.

Были представлены восемь городов: Тихвин, Колпино, Любань, Кронштадт, Волхов, Луга, Ломоносов. Лодейное Поле решили исследовать сами учителя, также принявшие участие в проекте в качестве самостоятельной группы.

В октябре стартовал школьный проект. Началась поисковая работа, школьники с энтузиазмом взялись за дело. Инициативные группы посетили эти иногда достаточно удаленные от Санкт-Петербурга города, связывались с краеведческими музеями, поисковыми отрядами. Были использованы материалы библиотек, экспозиций музеев, исторических архивов, воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны, интернет - ресурсы.

На протяжении нескольких месяцев ребята искали, обдумывали, систематизировали найденный ими материал. Они создали панно со схематическим изображением Ленинградской области и выбранных городов с краткой информацией об их вкладе в разгром фашистов в битве за Ленинград, придумали свои задания творческого и интеллектуального плана, заинтересовавшие сверстников.

Школьникам удалось собрать достаточное количество данных, чтобы 4 февраля провести в школе игру по станциям, в ходе которой они поделились с товарищами полученными знаниями и проверили себя.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в состав инициативных групп вошли не только и не столько «хорошисты» и «отличники». Заинтересованность проявили «трудные» дети из неблагополучных семей, многие из которых смогли впервые в жизни побывать в этих городах, расширить свой кругозор, проявить свои лидерские и организаторские качества, раскрыться для учителей и одноклассников с другой стороны. В ходе реализации проекта ребята из малообеспеченных семей, многие из которых или редко, или никогда не посещали музеев, не выезжали за пределы города, хоть на время вышли за пределы привычной среды обитания. Достаточно неблагоприятные условия многочасовых, практически самостоятельных поездок (группа и учитель, без автобусов и экскурсионного обслуживания) осенью, в дожди и слякоть, позволили им показать как свою выносливость, умение преодолевать трудности, так и способность подставить плечо, помочь более слабым.

Полученные в ходе реализации проекта навыки самостоятельной исследовательско-аналитической деятельности дали возможность ребятам по-новому взглянуть на себя, частично избавиться от комплекса неудачника, двоечника, неспособного.

И учителя-предметники, и классные руководители отмечают улучшение адаптации этих детей к условиям процесса обучения, контролируемость и прогнозируемость их поведения.

Школьный проект не закончен. Учащиеся настолько активно присоединились к проектированию, что предложили на основе собранного материала снять видеоклипы о городах, не давших замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны вызвало у них острое чувство обиды за их неблагополучное состояние или полное отсутствие таковых. В итоге появилась идея четвертого продукта проекта – создание моделей памятников каждому из восьми городов, которые возможно было бы объединить в комплекс, условно названный Большой Пояс Славы (по аналогии с хорошо знакомым нашим учащимся Зеленым Поясом Славы). Таким образом, в ходе реализации проекта должны получиться четыре продукта, которые будут совершенно автономны и легко отчуждаемы и могут использоваться в других образовательных учреждениях. Впереди работа с видеоматериалами, создание фильма. Окончание проекта и подведение итогов запланировано на май. Но уже сейчас можно сказать, что в плане создания психологически более комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в школьном коллективе проект сыграл и играет достаточно важную роль. Мы уверены, что подобного рода проекты, имеющие ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность несут и большой воспитательный потенциал.

Можно выделить ряд особенностей гражданско – патриотической деятельности, которые способствуют решению социальных проблем ребенка и присутствуют в нашем проекте:

· Организованность. Жесткая дисциплина во время ознакомительных поездок, необходимость соблюдения четких правил, предъявление повышенных требований к участникам проекта, позволили решить вопросы дисциплины с детьми, склонными к нарушению норм поведения.

· Приобщение к базовой ценности каждого человека – Отечеству. Расширение родного и знакомого для ребенка жизненного пространства значительно уменьшает количество его жизненных проблем и уровень агрессивности. В ходе реализации нашего школьного проекта ученики приобретают практический опыт проявления заботы о своем крае, о Родине. К ним приходит понимание того, что любовь требует не только слов, но и дела.

· Дети включаются в детско-взрослую общность положительной социальной направленности. Ведь многие социальные проблемы появляются у подростков, когда они попадают в «плохую компанию». Мы включаем ребенка в коллектив сверстников, осуществляющих целенаправленную гражданско - патриотическую деятельность. Необходимость взаимопомощи развивает чувство коллективизма, навыки сотрудничества, помогает обрести верных проверенных друзей и товарищей.

· Энергозатратность участия школьника в подобного рода проектах. Большую часть свободного времени ребенка оказывается занятым, поездки и совместная деятельность в ходе реализации проекта позволяют растратить излишнюю энергию, направить ее в нужное русло. Ребятам, участвующим в совместной школьной деятельности, некогда совершать противоправные действия и маяться от безделья.

· Обретение чувства взрослости (социальной значимости), ведь ученик включается в общественно-значимую, взрослую деятельность.

Особенно хочется подчеркнуть участие в нашем общем деле родителей, многие из которых, пожертвовав своими выходными, вместе со своими детьми перенесли «все тяготы и невзгоды» исследовательско - поисковой службы. В данном случае, мы можем с уверенность говорить о настоящем единении всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и воспитанников. Мы можем утверждать, что в ходе реализации нашего проекта, дети получают настоящее образование; образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Мы гордимся тем, что нам не только удалось сохранить патриотические традиции, присущие нашему образовательному учреждению, но и придать патриотическому воспитанию новый импульс, обогатив его новым интересным направлением и инновационной формой организации деятельности учащихся.

Итак, как уже говорилось выше, в ходе реализации проекта «Мы с тобою, Ленинград» получилось четыре продукта. Первым стало яркое и красочное панно, на котором представлено символическое изображение границ Ленинградской области с выделенными внутри звездочками-городами: Кронштадт, Ломоносов, Луга, Колпино, Любань, Волхов, Тихвин, Лодейное Поле. Каждая такая точка снабжена наиболее знаковой для города-героя фотографией, а рядом располагается информация, касающаяся участия данного города в военных событиях тех страшных лет Великой Отечественной.

Это панно явилось отправной точкой для следующего продукта – игры по станциям. В течение недели все классы смогли познакомиться с информационной стороной и использовать полученные знания 8-ми этапах игры. Кроме того, каждый класс разрабатывал, самостоятельно выбирая форму, условия игры и критерии оценки на своей станции. Основой были те сведения, которые класс предоставил для панно по своему объекту.

И вот игра началась.

По школьному радио прозвучал общий сбор всех командиров отрядов в штаб игры. В штабе все получили маршрутные листы и вернулись к своим командам.

Задания на станциях были, естественно, разной степени сложности: ведь играли с 5-го по 11 класс, т.е. разные возрастные группы.

5-ый класс. Станция: Любань

6-ой класс. Станция: Колпино «Город Воинской славы»

7-ой класс. Станция: Луга «Город Воинской славы»

9-ый класс. Станция: Ломоносов «Город Воинской славы»

10-ый класс. Станция: Волхов «Орден Отечественной войны»

11-ый класс. Станция: Тихвин «Город Воинской славы»

Педагоги. Станция: Лодейное поле «Орден Почета»

Таким образом, пройдя все станции, ребята набирали в единой системе определенное количество баллов, и жюри подводили итоги. Все это быстро, динамично, т.к. на каждой станции были особые участники – связисты, которые доставляли информацию в штаб непосредственно по каждой команде, и подсчитать очки было нетрудно.

Школьное радио зазвучало вновь: объявили победителей и призеров, поздравили всех с окончанием игры.

Презентация третьего продукта состоится в мае: это будут видеоролики. Класс выбирает песню военных лет, которая сопровождается фотографиями, видеоматериалами, сделанными во время посещения городов Воинской славы.

Четвертый продукт – макеты памятников городам Ленинградской области, также будет получен в конце мая.


Приложение: Сценарий проведения военно-патриотической игры « Мы с тобою, Ленинград»


Школьный проект «Мы с тобою, Ленинград»

Назад в раздел