Поиск по сайту

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста


Авторcтво: Петрова Вера Сергеевна, учитель; д/с Käoke г. Нарва; Ощепкова Марина Анатольевна, учитель; д/с Käoke, г. Нарва


Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. (1, 97)

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать. (2, 106)

Задачи по формированию доброжелательного отношения у дошкольников решаются разными путями:

  • просветительская работа с родителями;
  • использование системы игр;
  • знакомство с художественной литературой (сказки, заучивание стихов, сочинение историй, потешки, прибаутки);
  • использование этюдов и упражнений;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • обучение детей приемам релаксации, психогимнастики;
  • организация театрализованной деятельности;
  • организация выставок детского творчества;
  • проведение бесед на нравственные темы;
  • формирование традиций.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Важно донести родителям, что наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявления чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Известный русский педагог, писатель А. Острогорский подметил «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно…» (2, 107).

В работе с родителями мы используем родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, тематические вечера, совместные развлечения, досуги (спортивные праздники, театрализованные представления и т.п.), а также анкетирование. Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа (консультирование, развивающие беседы с семьей ребенка).

Освоить ценности коллектива ребенку помогают традиции, которые способствуют чувству сопричастности сообществу людей, помогают прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия (3, 7). Традиции играют большую роль в формировании доброжелательных отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. В нашем детском саду уже прочно сложились традиции, которые с большим удовольствием принимаются детьми, родителями и педагогами, совершенствуются и приумножаются:

«Утро радостных встреч», «Неделя театра», «Посади дерево», «Поможем птицам» (кормушка для птиц), «Книга в библиотеку Дома попечения города Нарвы», «Игрушки для детей из Детского Дома», «Подарок для всех детей группы» (в рамках проведения праздника «Адвент»), «Отмечаем день рождения», «Мама, папа, я – творческая семья», «Рождество – семейный праздник».

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии (1, 101)

Программа игр состоит из семи этапов.

1 этап. Общение без слов. Общее правило для всех игр первого этапа – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В игры не вводится никаких предметных атрибутов.

Игры первого этапа: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Волны», «Муравьи».

2 этап. Внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Игры второго этапа: «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Передай настроение»,

«Тень», «Разговор сквозь стекло», «Запрещенное движение».

3 этап. Согласованность действий. Основная задача – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Игры: «Сороконожка», «Слепой и поводырь», «На тропинке», «Лабиринт», «Сиамские близнецы», «Пианино».

4 этап. Общие переживания. Игры направлены на переживание общих эмоций.

Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышеловка», «Актеры», «Курица с цыплятами».

5 этап. Взаимопомощь в игре. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживание другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника: «Живые куклы», «Заблудившийся ребенок», «Гномики», «День помощника».

6 этап. Добрые слова и пожелания. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Игры: «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Я хотел бы быть таким, как ты».

7 этап. Помощь в совместной деятельности. На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности: «Закончи рисунки», «Общая картина», «Рукавички».

Подробно игры описаны в книге Е. Смирновой и в. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников».

Важно проводить специальные занятия, на которых создаются проблемные ситуации, при решении которых происходят, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках, глубокое проживание той или иной темы. Мы проводим занятия с детьми из цикла «Уроки доброты» по следующим темам:

«Жил-был Я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», "Когда у друзей лад – каждый этому рад», "Доброе дело – делай смело», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Учусь сочувствовать», «Учусь прощать». В беседах используем пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия (Доброе слово лучше мягкого пирога. Любить друга – любить себя. Путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче. Как ты с людьми поступаешь, так и люди с тобой поступают). Радостно, когда дети сами пытаются сформулировать крылатые выражения (Настя, 4года – Людеф любить надо).

Художественная литература также играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности, воспитанию добрых чувств. В своей работе используем произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царевне и семи богатырях», Ш. Перро «Золушка», Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Дикие лебеди», В. Осеевой «Три сына», Э. Мошковской «Жадина», С. Михалкова «Как друзья познаются», Н. Носова «Фантазеры», Оскара Уайльда «Мальчик – звезда», произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского и другие. Проводим беседы по сказкам, учим понимать чувства героев, их настроения. Чтобы извлечь максимальную пользу из прочитанного, надо поставить ребенка в более активную позицию. После прочтения английской сказки «Мальчик-звезда» предлагаем детям подарить свои сердечки тому герою (мальчик-звезда или нищенка), который им понравился. Конечно, дети отдали свои сердечки нищенке. Но, когда учитель поместила 2 тарелочки (тарелка нищенки с серыми кружками и тарелка мальчика – звезды с яркими настоящими конфетами) и попросила взять себе подарок у того героя, который понравился, который приятен – нужно было видеть смятение детей. Ведь искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – трудно. «Сама сказка, ее композиция, содержание подскажет, как можно провести эксперимент, более активно поработать с ребенком» (4, 89).

Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. По существу лучшие мультфильмы — это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Ведь герои мультиков для ребенка — пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания! Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости. Речь идет, конечно же, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору мультиков стоит отнестись со всем вниманием. Так почему бы не сделать нам, взрослым, так, чтобы в этой детской реальности, добро всегда побеждало зло. С другими вариантами маленький человечек еще успеет столкнуться в жизни, но наша задача – заложить в него – ростки всего самого доброго и позитивного. Наши дети растут на таким замечательных мультипликационных фильмах, как «Аленький цветочек», «Крошка Енот», «Гадкий утенок», «Паровозик из Ромашково», «Каникулы Бонифация», «Приключения Буратино», «Снежная Королева», «Уроки доброты с тетушкой Совой», «Смешарики», «Лунтик» Эти мультфильмы пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.

Для развития доброжелательных отношений используем психогимнастику (курс специальных занятий - этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: «Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Смелый заяц», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Лисенок боится», «Золотые капельки», «Шалтай-Болтай», «Кузнечик». Подробно комплексы занятий для детей описаны в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».

Одним из важных способов формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста являются совместные игры, которые объединяют детей в коллектив и развивают их творческие, интеллектуальные и физические способности. Особо остановимся на такой форме игр как театрализованные игры.

Театрализованное действо помогает создать в группе атмосферу общности, а это означает необходимость согласовывать свои действия с поступками другого, ставить себя на место товарища. Опытные педагоги знают, от того насколько разносторонним будет общение ребенка с окружающими его людьми, в том числе и сверстниками, зависит в конечном счете склад личности человека, его творческий потенциал.

При организации театрализованных игр учитель должен создать в группе атмосферу творчества, в которой каждый ребенок раскрывает свои душевный и нравственный потенциал, а процесс взаимного влияния детей друг на друга протекает естественным образом. Учитель должен привлекать внимание детей к лучшим качествам друг друга, демонстрировать достоинства, предлагать повторить удачные действия товарища. Таким образом возрастает интерес детей друг к другу. Как подчеркивает в своих работах известный психолог Е. Смирнова, для воспитания доброжелательных отношений детей к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности. Она предлагает использовать различные ролевые и театрализованные игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

В своей педагогической деятельности мы используем различные театрализованные игры, у каждой из них – свое значение. Например, мимические игры, пантомимы обучают детей внимательно присматриваться к товарищам по группе. Такая игра, как «Зеркало» закрепляет навыки невербального общения, игра «Каждый спит» способствует релаксации, игра «Шалтай - Болтай» - достижению апогея эмоций. Театрализованное обыгрывание стихов, потешек воплощает социальный опыт многих поколений, мини-сценки формируют нравственную основу многих поступков. Игры с куклами, особенно перчаточными и пальчиковыми, помогают ребенку отстраниться от самого себя, увидеть ту или иную ситуацию со стороны, оценить поступки героев.

Хочется отметить, что подавляющее большинство современных игр и игрушек носит индивидуальный или соревновательный характер. Так подпитывается эгоцентризм ребенка, когда победа одного участника приводит к неудачам других. А в театральных играх рождается сообщество и содружество, воспитывается способность к со-страданию и со-радованию. Совместная игровая деятельность, смена ролей предполагает сочувствие и сопереживание.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, а кроме того, она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре. Задача воспитателя состоит в том, чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Педагог также должен обращать внимание на распределение ролей между детьми, стараясь, чтобы каждый ребенок был задействован в процессе. При выборе актеров на те или иные роли, нельзя забывать застенчивых, эмоционально скованных детей.

Каждый ребенок обладает своим темпераментом, у каждого своя нервная система с разной силой и слабостью реакции. Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, особенно нуждаются в театрализованных играх. Зная природные особенности ребенка, можно через театральные действия помочь ему избавиться от страхов, тревожности или излишней импульсивности. В каждой группе детей есть дети-«улитки», они моментально прячутся в свою скорлупу, есть дети-«спички», кто моментально взрываются и их трудно успокоить, есть медлительные «черепашки», есть «трусишки-нытики» – и каждому нужно подобрать свою роль и похвалить за ее исполнение. Кто-то сыграет главную роль, а кто-то просто будет держать декорацию – но он обязательно достоин похвалы. И причем, публичной. Так другие дети учатся видеть достоинства своего товарища. Сам процесс театрализованной деятельности приучает их прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей формируется способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. В совместной деятельности рождается умение сотрудничать, поступаться своими желаниями, смирять свои капризы, умение договариваться, сопереживать. Как отмечала известный психолог Л.Г. Стрелкова, возможность моделировать в ходе игры реальные, значимые для ребенка межличностные отношения, дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.

В ходе театрализованной игры ребенок приобретает умение увидеть и проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения. Все это, по мнению психологов (О.А.Карабанова, В.Розентуллер) повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.

В своей работе с детьми я всегда стремлюсь создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка и для себя лично. Исходя из многолетней практики, могу сказать, что театрализованная деятельность - один из эффективных способов воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе. По моему мнению, особенно помогает в создании доброй атмосферы использование музыки, преимущественно классической, которая благоприятно влияет на детей. Участвуя в спектаклях, дети переживают друг за друга, подсказывают слова, движения. Так воспитывается необходимое в группе чувство товарищества. После окончания театрализованной игры важно обсудить с детьми их впечатления: я предлагаю детям сесть в кружок и поделиться переживаниями – это помогает им испытать чувство удовлетворения от пережитого, почувствовать общность многих проблем и своеобразие личности товарищей по группе.

Значимым фактором создания доброжелательного климата в группе является участие родителей в театрализованных играх. Театральный фестиваль, когда и дети, и родители участвуют в постановках, позволяет "актерам" по-новому увидеть и оценить друг друга. Выступления обычно завершаются общим танцем, в котором участвуют и зрители. Сыгранные совместно с родителями спектакли оставляют в душах детей добрый эмоциональный след, объединяют и взрослых, и малышей, и становятся общей для всех школой воспитания чувств. Неслучайно в нашей группе Paikseke театральный фестиваль стал доброй традицией и заслужил немало благожелательных отзывов от его участников и зрителей.

Наш педагогический опыт показывает, играть с детьми необходимо как можно больше и чаще. Обычную детскую игру, общение со сверстниками и с взрослыми не может заменить ни мультфильм, ни компьютерная программа. С помощью игры можно корректировать поведение детей – застенчивых, психологически скованных, тревожных. Театрализованные игры помогают преодолеть детские комплексы и вносят в жизнь ребенка радостные переживания. Разнообразные театрализации и игры помогают проявлению индивидуальности ребенка, способствуют его раскрепощению, воспитывают высокую коммуникативную культуру, формируют важнейшие морально-нравственные ценности.

Чувство общности и способность увидеть другого, которое воспитывается благодаря участию ребенка в театрализованной деятельности, являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям.

Проблема воспитания доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Театрализация, по нашему мнению, является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром.

В заключение вспомним слова великого Песталоцци о том, что для реализации в будущем своих талантов, ребенок должен получить возможность постоянно быть занятым интересным делом!

Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы мы не опоздали с этим главным вопросом! Так хочется, чтобы нам удалось воспитать особый вид нравственной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро, любовь мудрее, сильнее зла (5).


Литература:

1. «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция». Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова

2. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»

Л. Ф. Островская

3. «Система работы детского сада по формированию доброжелательных отношений у дошкольников» Мишанина О. А.

4. «От трех до семи» Л. Б. Фесюкова

5. «Уроки доброты» ( демонстрационный материал) Л. Б. Фесюкова


Поделиться: