Поиск по сайту

Использование познавательного потенциала школьного музея при изучении предметов гуманитарного цикла


Авторcтво: Сулер Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современное образование в России переходит к стандартам второго поколения. Как же реализовать новые стандарты на уроках гуманитарного цикла? Главная задача – развитие личности ученика. Одним из путей реализации данной задачи является поиск и реализация новых методов и форм организации образовательного процесса. Одной из таких форм работы является музейная педагогика.

Слово музей в переводе с древнегреческого означает Дом Муз. Когда-то это было учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспортированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры. С течением времени к функциям музея добавляется просветительская и популяризаторская. А с середины прошлого века началась и педагогическая деятельность музеев. Музеи стали привлекать посетителей нетрадиционными методами: интерактивные экскурсии, музейные праздники, фестивали. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность XXI веке. Музей обладает большим познавательным потенциалом. Экспонат, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности. Сегодня музейная педагогика имеет огромное значение для воспитания ребенка, для включения его в культурно-историческое пространство, что дает возможность ребенку почувствовать себя субъектом культуры. Более того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде. Продолжая оставаться местом сохранения памятников материальной и духовной культуры, становится также базой для общения, культурно-образовательной средой.

И речь идет не только о государственных музеях, но и о школьных. Музей – особое пространство в школе, где педагоги реализуют культурно-творческие программы. Во многих школах города, в том числе и в Выборгском районе, действуют школьные музеи. Это музеи, открытые давно (например, в школе № 60), или вновь открытые музеи (например, в школе № 110).

Наш школьный музей «Звездный мемориал» открыт 12 декабря 1987 года. Цель создания музея для нашего лицея – духовно-нравственное воспитание школьников, осознание учащимися важности системы общечеловеческих ценностей, воспитание уважения и интереса к истории народа, города, воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности. Музей «Звездный мемориал» объединил звезды на небе и звезды на земле. Его экспонаты призваны рассказать о жизни и смерти земных героев и об астрономии, о связи земного и космического. Иными словами, этот музей посвящен тем, чья жизнь сродни яркому свету далеких звезд, и кто своим подвигом заслужил право дать имя малой планете.

Основные направления работы школьного музея.

1. Просвещение.

Получение сведений о музее, об отдельных экспонатах (экскурсия «Говорит школьный экспонат»).

2. Обучение.

Включает в себя передачу знаний. Учащиеся с 5 по 11 класс сами проводят экскурсии для учащихся, родителей, гостей музея. Ежегодно учащиеся участвуют в конкурсе юных экскурсоводов.

3. Развитие творческого начала.

Учащиеся организуют выставки, пишут статьи в газету «Лицейский вестник»

4. Общение, партнерские встречи.

Ребята имеют возможность общаться не только с одноклассниками, но и с учениками других классов и школ.

5. Поисково-исследовательская деятельность.

Программа «Поиск», в которой участвуют учащиеся, учителя, родители, позволяет проявить свои способности в разных областях деятельности: поисковой (сбор материала для экспозиции), коммуникативной (интервью, беседы).

Также на базе школьного музея проводится научно-исследовательская работа. Ученики участвуют в районной и городской конференции «Война. Блокада. Ленинград», разрабатывают авторские экскурсии.

Таким образом, задачи деятельности музея внутри школы направлены на формирование жизненной позиции учащихся, повышение мотивации к обучению и самообразованию, приобретение навыков работы с информацией, анализа изученного материала, развитие творческого потенциала обучающихся , вовлечение в совместную деятельность, значимую для всех: учеников, учителей, родителей, на что ориентированы новые стандарты образования.

В примерных программах по учебным предметам ФГОС сказано : «Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота». Для реализации данной задачи пространство школьного музея является наиболее комфортным и органичным.

В нашем школьном музее «Звездный мемориал» удобно проводить уроки, в том числе и предметы гуманитарного цикла, внеклассные мероприятия, так как в музее рассказывается о людях, чьи имена носят малые планеты.

В музее можно проводить уроки, посвященные творчеству писателей, в честь которых названы малые планеты. Это А.А.Ахматова (планета 3067), А.С.Пушкин (планета 2208), С.Есенин (планета 2676), М.Ю.Лермонтов (планета 2222), Н.В.Гоголь (планета 2361), А.П.Чехов (планета 2369).

На небе сияет и малая планета Акимов (4591), названная в честь Н.П.Акимова, режиссера театра Комедии. А какой спектакль является визитной карточкой музея? «Тень» по одноименной пьесе Е.Шварца. Можно дать учащимся задание нарисовать эскизы костюмов героев пьесы, а потом спуститься в школьный музей и посмотреть копии эскизов, выполненные Н.П.Акимовым.

Горит на небе и малая планета Шостакович (2669). В музее можно послушать музыку Д.Д.Шостаковича, читая произведения о блокадном Ленинграде.

При знакомстве с малыми планетами Ленинград и Ладога учащиеся пишут сочинения «Моя семья в годы войны» (работы хранятся в Книге Памяти).

Урок русского языка, когда учащиеся пишут сочинение-описание памятника, начинается в музее, где учащиеся рассказывают о М.К.Аникушине.

В музее открыта выставка «Звезды Выборгской стороны», где рассказывается о Шуваловском парке, Сосновке, Озерках.

В этом году в нашем лицее прошла конференция, все уроки были посвящены теме «Древняя Греция». В школьном музее прошел урок литературы в 6 классе «Как звезды светят имена героев, чьи пути прекрасны». Учащиеся отправились в путешествие по малым планетам, названным в честь греческих богов и героев. Во время образовательного путешествия использовали печатные листы, на которых была оставлена строка для темы урока. Тему учащиеся формулировали в конце занятия сами. Так как материал был ребятам знаком, это урок-закрепление изученного материала, то на каждой планете был свой эксперт. Ребята сами подбирали материал для знакомства с малой планетой.

1. Афина

На уроках литературы говорили не только о греческих, но и о римских богах. Ребята на листах записывали имена богов, а потом вставляли их в кроссворд. Полученное слово – название малой планеты.

2. Афродита.

Прочитав стихотворение Всеволода Рождественского «Было когда-то… И все позабыто», надо было догадаться, имя какой богини пропущено.

3. Артемида.

Собирали пазл, на котором изображение скульптуры богини.

4. Прометей.

Читали отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Ребята вспоминали подвиги Геракла, какого титана он избавил от мучений.

5. Икар.

Для знакомства с этой малой планетой ученики инсценировали стихотворение В.Я.Брюсова «Икар и Дедал»

Подводя итоги, отвечали на вопрос «Почему люди называли малые планеты в честь греческих богов и героев»? А дальше ребятам было предложено самим придумать название малой планете. Перед вами лежат звезды. Представьте себе, что Вы астроном, открывший малую планету. Какое имя Вы бы ей дали? Помните, что название планеты – одно слово, состоящее не более чем из 16 символов. Выкладываем звезды на стол с картой звездного неба. Если можете, объясните, почему именно так Вы назвали малую планету.

Давайте посмотрим, какие малые планеты мы сегодня зажгли на небе, какие вопросы волнуют нас, учителей XXI века.

Говоря о малых планетах и о людях, в честь которых они названы, хочется вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если вам случится проезжать тут, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой»

Мы, педагоги и воспитатели лицея, видим, как школьный музей и лицей могут эффективно взаимодействовать, как культурно-образовательная программа помогает решать учебные и воспитательные задачи. Кроме того, на уроках-экскурсиях в музее дети учатся быть культурными петербуржцами.

Таким образом, на примере деятельности нашего музея и проведенных на его базе занятиях можно утверждать, что реализация задач, которые ставят перед нами стандарты второго поколения, уже органично началась. Стандарты второго поколения не являются чем-то искусственно внедряемым, а есть естественный продукт деятельности педагогов, родителей, учащихся. Но многое еще впереди.



Список литературы

1. Сергеева И.Ю. Роль музейно-образовательного комплекса «Родник» в учебно-воспитательной работе школы// Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции/ Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 2, М, 1999

2. Т.А.Кудрина, Музей и школа, М., «Просвещение», 1985

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.


Поделиться: