Поиск по сайту

Мастер-класс по формированию ценностей у младших школьников, как один из первых шагов к развитию нравственной личности


Авторcтво: Мезенцева Анастасия Леонидовна, педагог-психолог МБОУ средней общеобразовательной школы №65 Первомайского района, г. Ижевск, Удмуртская Республика


Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным, для развития нравственно-ценностных ориентации, является возраст 6-12 лет. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности.

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…» [1]

Уровень нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Ценность можно условно разделить на следующие категории: [2]

Личная жизнь и отношения.

Дело, бизнес,

работа.

Собственное

развитие.

Дом, комфорт, любовь, семья, взаимопонимание, дети, развлечение и отдых.

Деньги, карьера, власть, статус.

Красота, здоровье, гармоничное развитие, собственное дело и проекты, образование,

повышение профессиональной квалификации, социальные и психологические навыки, духовный рост, познание жизни.

Приоритетным направлением практической деятельности в формировании ценностей является тренинговая работа с элементами арт-терапии.

Цель тренинга: определение/разъяснение жизненных ценностей, на разных этапах жизни, поиск стратегии формирования выявленных ценностей.

Задачи:

1. обозначить жизненные ценности;

2. выявить главные и второстепенные ценности;

3. выбрать стратегии развития поставленных ценностей.

Тренинг включает в себя 4 цикла упражнений.

Материалы: листы бумаги формата А3, А4, фломастеры, газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, музыкальные записи.

Этапы работы:

1 цикл упражнений: 40 минут.

Упражнение «Знакомство»

Время: 5 м.

Процедура: Участники принимают удобную позу. Предлагается всем превратиться в звездочку назвать ее имя (можно свое) и описать ее жизненный путь: куда она летит и к чему она стремится, о чем мечтает?

Упражнение «Рисунок моих ценностей»

Время: 20м.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать свою звездочку в 3-х позициях, которые характеризуют ее жизненное стремление в разные моменты ее путешествия:

1. Когда она была совсем крошечной, только появилась в галактике. Что было для нее тогда важным и ценным? Описать самое приятное событие того времени.

2. На данный момент, когда она путешествует по галактике. Что сейчас важно и необходимо для процветания? К чему она стремится? Что самое ценное на этом этапе?

3. Когда она будет в будущем... Что ей будет интересным?

Обсуждение.

Время: 15 м.

Желающим предлагается рассказать о своей звездочке, и посмотреть тенденцию общих ценностей для всех участников, тем самым идет обобщение общих и формулировка первых выявленных ценностей.

В качестве завершения на формате А3 записывается выявленные ценности, затем каждый для себя оценивает важность выявленных ценностей.

2 цикл упражнений:

Упражнение «Ценности»

Время: 25м.

Процедура: Для нашего занятий понадобится листок ценностей, с прошлого занятия. Организовывается обсуждение полученных ценностей. Участникам предлагается зачитать полученный список (возможно корректировка списка ценностей). Далее предлагается составить рейтинг ценностей в порядке убывания значимости ценностей лично для каждого.

Далее идет обсуждение рейтинга, почему та или иная ценность заняла то или иное место. Исходя из чего, вы делали тот или иной выбор.

В данном цикле имеет смысл рассказать о ценностях, о том какую роль они играют в нашей жизни.

Ценности очень важны, благодаря им, мы формируем наше поведение и принимаем те или иные решения. Если не определить свои ценности, будет трудно принять какие-то решения и сделать жизнь такую, какую мы хотим. Ценности напрямую влияют на выбор нашего жизненного пути, благодаря им, мы понимаем, что важно в нашей жизни и ставим перед собой цели и движемся к их достижению.

3 цикл упражнений:

Упражнение «Коллаж ценности»

Время: 35м

Процедура: Участникам предлагается на выбор 5 сфер жизни:

дружба, семья, материальная сфера, самореализации (личные успехи и достижения), здоровье.

И ответить на вопросы:

1. Выберите сферу жизни, которая для тебя наиболее интересна. Что в ней тебя привлекает? Чем она может стать важной для тебя?

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит твое отношение к выбранной сфере. Возможно, дорисовать, чего не хватает. Дай название своей работе. 3. После завершения работы, дайте участникам высказаться об их коллажах ценностей, с уточнением, почему именно эта сфера выбрана, что в ней главное, что необходимо для достижения благополучия в этой сфере, к чему ты должен стремиться. Каких ресурсов тебе не хватает?

4 цикл упражнений:

Время: 20- 30 м.

Упражнение «Мой идеальный мир» [2]

Процедура: группа рисует картину «Идеальный мир» (какие ценности должны присутствовать у человека) и представляет ее.

Правила:

1. У команды есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, участники одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом: задание выполняется молча.

3.Представление картины.

4. Коллективное обсуждение.

Вопросы для обсуждения: Расскажите о чувствах, которые Вы испытывали во время тренинга. Легко ли Вам было выполнять задания? Расскажите, с какими трудностями столкнулись? Удалось ли Вам осознать в ходе тренинга, какие ценности играют главную роль в Вашей жизни?

По результатам проведения данного тренинга были выделены следующие ценности:

Первоклассники

Учащиеся

2 - 3 - их классов

Учащиеся 4-ых классов

семья

взаимоотношения со сверстниками

здоровье



Список литературы:

1. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29

2. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 192 с.


Поделиться: