Поиск по сайту

Аттестация педагогических работников (методические рекомендации)


Авторcтво: Комиссарова Надежда Константиновна, методист по аттестации ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


В соответствии с существующим законом РФ «Об образовании» с 01.01.2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации педагогов.

Теперь все педагогические работники независимо от стажа и возраста должны быть аттестованы добровольно по заявлению на первую или высшую квалификационные категории или принудительно на соответствие занимаемой должности. Аттестация с целью соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Основанием для проведения аттестации является представление работодателя. Пятилетний период, в течение которого работодатель вправе подать представление, начинается с момента окончания срока действия предыдущей квалификационной категории или с 01.01.2011 года, если педагог на тот момент не имел квалификационную категорию. Работодатель не может аттестовать на соответствие занимаемой должности педагогических работников, проработавших в должности менее двух лет, и женщин после выхода из отпуска по уходу за ребенком также в течение двух лет.

Для прохождения процедуры аттестации на первую или высшую квалификационную категорию Комитет по образованию Санкт-Петербурга утвердил только одну форму аттестации – экспертиза портфолио профессиональной деятельности педагогического работника. Портфолио –это папка, в которой зафиксированы личные достижения педагога, результаты обучения, воспитания и развития его учеников. Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению. Экспертное заключение в зависимости от занимаемой должности и типа учреждения содержит множество критериев с определенным количеством баллов. Педагогический работник должен набрать суммарное количество баллов, необходимое для установления той или иной квалификационной категории.

За двухлетний период появился некоторый опыт успешного прохождения аттестации педагогами, и сформировались характерные вопросы и ошибки при составлении портфолио профессиональной деятельности педагогического работника. Обратим внимание на эти моменты.

Для успешного прохождения аттестации, во-первых, желательно заблаговременно ознакомиться с экспертным заключением об уровне профессиональной деятельности педагогического работника (по должности, которую занимает педагог). Оценив свою работу за межаттестационный период, необходимо принять решение, на какую квалификационную категорию может рассчитывать педагог.

Далее педагогический работник должен не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории подать заявление на аттестацию.

Заявления принимаются методистом ИМЦ района по аттестации и в течение трех дней регистрируются в Центре аттестации педагогических работников, находящемся в ведении Академии постдипломного педагогического образования. К заявлению на высшую квалификационную категорию обязательно приложить заверенную руководителем образовательного учреждения копию аттестационного листа предыдущей аттестации, так как в соответствии с новым Порядком аттестации на высшую квалификационную категорию может претендовать педагог, имеющий высшую категорию или первую категорию в течение двух лет.

Следующий шаг – сбор документов и оформление портфолио профессиональной деятельности. На это отводится срок не более месяца.

В соответствии с Порядком аттестации, портфолио рассматривается двумя независимыми экспертами в Центре аттестации в срок до двух месяцев.

Папка открывается титульным листом (рис.1)

Рис.1

тит лист.jpg


После титульного листа нужно вложить:

· Два комплекта экспертных заключений (заполнить графы ФИО, должность, место работы, район);

· Аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно)

Отдельно выделить заголовок

Общие сведения о педагоге и вложить следующие документы:

· Образование (копия диплома);

· Копия аттестационного листа предыдущей аттестации;

· Повышение квалификации (копии документов)

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

Продолжительность курсов повышения квалификации и курсов компьютерной грамотности может быть любой. Компьютерные курсы можно окончить в любом образовательном учреждении, имеющем лицензию на осуществление данной деятельности.

Педагог самостоятельно формирует «набор» документов для суммирования баллов, обязательных пунктов (критериев) для портфолио не существует.

Папка должна иметь разделы, соответствующие разделам экспертного заключения.

Раздел 1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Копия удостоверения о прохождении компьютерных курсов обязательно должна находиться в этом разделе.

Раздел 2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Раздел 3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Раздел 5.Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы

Раздел 4 содержит один пункт о наличии административных взысканий и жалоб, справку о которых аттестуемый предоставлять не должен.

Для упрощения работы экспертов желательно каждый раздел сопроводить содержанием с указанием тех пунктов, которые представлены соответствующими документами. Документы будут учтены экспертами, если они правильно оформлены и заверены. Поэтому нужно внимательно отнестись к содержанию экспертного заключения, представлять справки, копии, программы мероприятий, отзывы об уроках, анализы мероприятий и другие документы в строгом соответствии с требованиями. В частности, отзыв об открытом уроке, мероприятии может давать методист ИМЦ, АППО или эксперт аттестационной комиссии Комитета по образованию. Эти сведения отражаются при подписании документа.

Следует обратить внимание, что количество баллов только в определенных случаях может суммироваться дополнительно до трех раз. Это условие, к сожалению, не распространяется на последний раздел экспертного заключения, дающий дополнительные баллы за грамоты, благодарности, благодарственные письма разных уровней.

Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетичный вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика). К сожалению, никакие дополнительные разделы, материалы и элементы оформления никак не влияют на окончательный результат аттестации.

Двухлетний опыт показал, что у многих педагогических работников, получивших первую квалификационную категорию в новых условиях, появились желание и возможности повысить свою квалификацию.

Заявления на аттестацию педагогических работников в Выборгском районе принимаются в отделе образования методистом (секретарем) по аттестации по понедельникам и средам с 15-00 до 18-00 по адресу: ул. Новороссийская, дом 18, кабинет № 306.


Источники:


Поделиться: