Поиск по сайту

Игрушки для развития мелкой моторики, сделанные своими руками


Авторcтво: Елизарова Юлия Георгиевна, воспитатель ГДОУ №20 Выборгского района Санкт-Петербурга


гусеница.jpg В настоящее время воспитатели детских садов все чаще сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе, не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: «Построй домик из кубиков», «Собери башенку из колечек», «Покорми куклу».

Речь — это основной показатель развития ребенка и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Любая программа предполагает работу с детьми с нормальным развитием речи и движений.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведенных обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Особенно отмечается общее моторное отставание у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчбожья коровка.jpgас же на каждое занятие есть по машине.

В настоящее время воспитатели детских садов все чаще сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе, не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: «Построй домик из кубиков», «Собери башенку из колечек», «Покорми куклу”».

Речь – это основной показатель развития ребенка и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Любая программа предполагает работу с детьми с нормальным развитием речи и движений.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведенных обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

желтая шляпа.jpgСледствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Особенно отмечается общее моторное отставание у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.паровоз.jpg

Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. И тем самым оградить его от дополнительных трудностей обучения, помочь сформировать навык письма.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам — (от простого — к сложному): сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.черепаха.jpg

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.Для того чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, приобрел высокий уровень развития мелкой моторики, умел логически рассуждать, имел достаточно развитую память, внимание и связную речь, мы предлагаем вашему вниманию игрушки-пособия, сделанные своими руками. Такие «развивалки» может сделать любая мама, не выходя из дома, доставив своему малышу много радости и провести с ребенком много полезных минут, играя с этим увлекательным и таким нужным материалом.

сарафан.jpgИгры шнуровки, застежки, молнии, липучки развивают сенсорную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);способствуют развитию речи;развивают творческие способности;усидчивость;координацию движений, гибкость кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем письмом в школе.

А этот «чудо-сарафан» может одеть любая мама или бабушка и дать ребенку возможность исследовать каждую деталь с пользой для дела. Пусть ребенок поиграет с застежками, попробует затянуть или протянуть через колечки шнурочки, «приклеит» любимую игрушку на липучку, достанет из большого кармана, спрятанный мамой сюрприз. Это доставит вашему ребенку массу положительных эмоций и, что самое главное, будет в игровой форме решать одну из самых главных задач в развитии мелкой моторики руки.


Поделиться: