Поиск по сайту

Толерантность – составляющая часть общей культуры человека


Авторcтво: Малявина Надежда Леонидовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№124 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современные процессы глобализации обострили в российском обществе проблему гражданской и культурной идентификации. Это привело к необходимости разработки подходов к воспитанию культуры толерантности в первую очередь у подрастающего поклонения в среде юных петербуржцев, национальный состав которых в наше время наглядно отражает специфику миграционных процессов.

В названии «Воспитание культуры толерантности через музейную и театральную педагогику» содержится и проблема, и метод ее решения; она могла бы звучать по-другому: «Воспитание культуры… через культуру». По форме небезупречно, а по содержанию – исчерпывающе: как иначе можно воспитывать что-либо в человеке. И учителю, и родителям – любому здравомыслящему человеку – ясно: толерантность ли, патриотизм ли, ответственность, трудолюбие – все это исходит из культуры и культуру же составляет.

Термин «толерантность» пришел из медицины: «1. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение), 1 (иммуннологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам; проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей». И только позже он перешел в область социологии: «2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [1,1348]. Как случилось, что социологи заимствовали медицинский термин? По-видимому, в общественных процессах есть та же закономерность: человек строго охраняет то, что у него есть, и критично, с большим недоверием способен принимать чужое.

Воспитание культуры толерантности – это воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, воспитание норм поликультурного общежития, принятия чужого при бережном сохранении своего. Как решить эту задачу?

Одна из целей современного образования: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Компонентом реализации этой цели может быть музейная и театральная педагогика.

Российский этнографический музей в 2011 г. предложил для учащихся седьмых классов программу «Познаем народы России – познаем себя», которая является частью городской Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность»), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 №1256.

Программа представляет собой пять полуторачасовых занятий, каждое из которых состоит из двух частей: экскурсия по экспозициям музея и практическое занятие (народные игры, изготовление сувениров в традиционном стиле, обучение элементам народного танца, реконструкция праздничных обрядов, приобщение к искусству древнего письма).

На занятиях в музее подростки получают наглядное представление о национальной культуре (русских, украинцев, белорусов, вепсов, карел, эвенков, эскимосов… народностей, населявших Россию девятнадцатого – двадцатого веков) и занимаются самостоятельной практической деятельностью. Информации об этнографии, представленной в многообразии культур, крайне мало в школьных программах, здесь же собран материал и об этнической истории, территории проживания, промыслы, традиционный костюм, жилище, праздники, обряды, религии. Но самое важное – единые нравственные принципы, независящие ни от веры, ни от места проживания: почитание старших, любовь к детям, бережное отношение к земле, трудолюбие – общечеловеческие, общенациональные принципы. В нынешних условиях это самое важное, поскольку каждый класс петербургских школьников многонационален.

Эффективность такой программы высока. Можно начать с того, что подростки интересуются историей своей семьи и уже не у родителей уточняют сведения, а сами рассказывают родителям, что узнали об истории нации. Что-то новое узнают о друге, акцентируют внимание на том, что раньше казалось незначительным. Практическая часть занятия оставляет знания на уровне тактильных ощущений и эмоций, знания «на кончиках пальцев».

В дополнении к программам музея классный руководитель закрепляет результат в ходе ее обсуждения, в виде устной или письменной рефлексии, выставки выполненных на мастер-классе работ. Так в течение четырех месяцев проходит увлекательное путешествие по карте России и незаметно происходит закрепление этнических и межэтнических установок.

Цель программы «Познаем народы мира – познаем себя» звучит так: «Формирование (российской) идентичности на основе понимания специфики сложения многонационального Российского государства, объединяющего российские народы и народность в единую общность -``россияне``» [3,7].. Но по Фрейду, идентичность – процесс эмоционального и иного самоотождествления с другим человеком, группой, образцом. Может ли быть образцом общность ``Россияне``? Это слишком широкое и неконкретное понятие. Наблюдая за детским поведением и восприятием, можно предположить, что интересует их не столько процесс сложения культур и объединения народов, а индивидуальность, ценность, своеобразие национальных культур и степень сопричастности к тому или другому этносу. Результатом работы оказалось повышение самоуважения, глубокое и уважительное осознание национальной принадлежности. У детей возникало желание дополнить озвученную экскурсоводом информацию личным опытом (например, рассказать об обычаях, сохранившихся в семье). Это не привело к разобщенности – наоборот. Детские рассказы: «А у нас еще… А у нас тоже…» - доказывали, что любая семья любой национальности в любой этнической культуре передает из поколения в поколение общечеловеческие ценности: почитание старших, любовь, трудолюбие, бережное отношение к земле… «Другой» культуры, получается, нет, есть самоуважение и взаимоуважение. Культура – общая, национальность – колорит.

Проблема воспитания культуры толерантности – это часть воспитания общей культуры. Один из методов решения – театральная педагогика. Это, может быть, не самый простой в реализации, но очень эффективный способ ввести детей в общекультурное пространство.

Здесь есть широкое поле деятельности. Логично предположить, что знакомство с театром (Петербург предоставляет богатейшие возможности) может быть частью курса истории города. Такое начинание уже есть: курс «Путешествие по театрам и музеям Санкт-Петербурга» А.С. Ложкиной. Автор создала рабочую тетрадь для школьников с родным азербайджанским языком. Здесь можно найти и словарь (русский – кириллица – латиница), и грамматические подсказки (употребление предлогов), и правила составление предложения… рассказы о театрах и музеях Санкт-Петербурга (и даже информация о работе музеев и театров), задания на составление маршрутов по городу… Тетрадь была бы полезна детям всех национальностей, в том числе и русским, потому что она решает не языковую проблему, а общую – воспитание личности, способной принять общечеловеческие ценности многонационального поликультурного общества.

В реализации цели воспитания культуры толерантности главной трудностью является не ксенофобия, а низкий уровень общей культуры. Главные нравственные ориентиры дети получают в семье; если они есть – они могут корректироваться, дополняться. Но если их нет, этот пробел восполняется с трудом. В какой-то мере антонимична пара «толерантность – маргинальность». Философский энциклопедический словарь определяет: «маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р. Парком, который считал, что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эксцентричностью» [2,341]. Сознательная причастность к общей культуре и национальная идентификация помогут избежать юным петербуржцам портретного сходства с маргинальной личностью, черты которой перечислены в данном определении. Глубокое постижение общекультурных ценностей не позволит остаться индивиду на границе или за пределами границ поликультурного общества. Существенную помощь в этом и должна оказать школа, принимая участие в реализации общегородских программ, используя музейную и театральную педагогику.



Использованная литература:

1. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – Москва: Советская энциклопедия, 1981.

2. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г.. Философский энциклопедический словарь. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.

3 Перевозкин И.И., Герасименко Е.Е., Ботякова О.А., Жгун Л.А.. Методическая разработка по подготовке и проведению экскурсионных, лекционных и практических музейных занятий «Познаем народы России и мира – познаем себя». – СПб: ФГУК Российский этнографический музей, 2011 г.


Поделиться: