Поиск по сайту

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста


Авторcтво: Голубева Ольга Викторовна, инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ №72 Выборгского района Санкт-Петербурга, мастер спорта по художественной гимнастике


Все упражнения с детьми на развитие гибкости можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) - (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер, 2001)

Курамшин Ю.Ф. (2003) предлагает классифицировать все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические, динамические и комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б.А. Ашмарин, Л.К.Завьялова, 1999).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, с интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности ребенка.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. (Н.В Казакевич, 2006).

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос, об относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, востребованностью чувства товарищества и, что немаловажно, они вызывают неподдельный детский интерес ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными).

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими его качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001): большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность, по мнению многих авторов, обусловлена:

1. содействует проведению разминки.

2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1. Снятие стресса и напряжения (снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности).

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности).

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов).

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба).

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. Снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию).

К принципам растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001), следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности)

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета)

6. Сравнение (не пытаться сравнивать себя с другими).

7. Ожидание постепенного улучшения

8. Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным)

9. Расслабление

10. Разминка перед занятием и после

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности (гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничен 5 факторами:

1. Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Мышечным напряжением.

3. Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4. Ограничением костных и суставных структур.

5. Болью.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

1. Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3. Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц).

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1. Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4.Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например махи ногами вперед.

5.Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.



Список литературы


1. Аэробика. Теория и методика проведения занятия: Учебное пособие / под. Ред Е.Б Мякинченко и М.П. Шестакова.- М.: СпотрАкадемПресс, 2002

2. Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг.-М.: Изд-во «Советский спорт», 1991г.

3..Гимнастика. Учебнмк. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В.Казакевич.- М.: 2002. 432 с.

4. Зуев Е.И, Волшебная сила растяжки. М.: Изд-во «советский спорт», 1990г.

5. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилева Ж.Е., Ритмическая гимнастика. Санкт- Петербург: Изд-во «Познание»,2001

6. Майкл Дж Алтер. Наука о гибкости. Киев Олимпийская литература 2001.

7. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебник / под ред. Про. Ю.К. Курамшина.-М.: Советский спорт, 2003.- 256 с.

8. Теория и методика физического воспитания: Учебник/ Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов и др.; Под ред.Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1999.-287 с.

9. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева.- СПб.: ВВМ, 2004.- 514 с.


Поделиться: