Поиск по сайту

Формирование географической картины мира у учащихся средней школы средствами информационных технологий.


Авторcтво: Маркова Е. Н.


Развитие современной географии как науки и учебной дисциплины на современном этапе невозможно без применения компьютерных технологий, открывающих совершенно новые перспективы обучения школьников. География, как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удалённых во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Однако, только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в саванне и тундре, подняться на Джомолунгму и спуститься в Марианский жёлоб.
Принцип наглядности в географии имеет особое значение, и внедрение современных технологий открывает огромные возможности в активизации наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах. Использование Интернет – ресурсов позволяет обеспечить процесс преподавания необходимым наглядным материалом по разнообразным географическим объектам, новейшими статистическими данными и другой справочной и социально – значимой информацией, вести наблюдения в реальном времени за погодой в любой точке планеты и многое другое. Интернет универсален как источник информации и даёт возможность следить за быстро меняющимися картинами мира.

Современный учитель географии должен уметь легко применять информационные технологии в различных аспектах своей педагогической деятельности. В связи с этим, хочется показать ИКТ, применяемые в нашей школе и поделиться планами на будущее.
Мультимедийные проекты, создаваемые учащимися, содержат уникальный иллюстративный материал. Многообразие географических процессов и явлений строго систематизировано (типы климатов и почв, режимы рек и виды озёрных котловин, формы рельефа и природная зональность). Схему классификации можно продиктовать или записать на доске, но только компьютерные технологии позволяют на уроке за короткое время создать зрительный образ классифицируемого объекта, показать его в динамике, сравнить с предыдущим, указать на признаки классификационного отличия. Компьютерная презентация в сочетании с живой речью преподавателя создаёт географический образ объекта, позволяет ученику связать слово (понятие) и зрительный образ. Эффективность восприятия информации многократно возрастает.

Учитель географии должен уметь графически выразить природные процессы и явления, т.е. создать определённый географический образ. Таким образом, на уроках начального курса географии методически целесообразно использовать метод наложения анимационных рисунков, что позволяет за несколько минут проследить динамику природных процессов, растянутых в естественных условиях на столетия и тысячелетия, например: формирование речных долин, движение ледника и формирование гляциального рельефа, пенепленизация горных систем и образование равнин. Запоминающийся графический образ позволяет понять сущность процесса, познать логику его изменения во времени и пространстве. Графическая наглядность позволяет установить пространственные взаимоотношения объектов и явлений, что крайне важно при изучении географии.

Использование на уроках цветной компьютерной анимации позволяет представить природный процесс в виде последовательной цепочки динамических картинок. Мультимедиа – технологии дают возможность сделать подачу дидактического материала в строгой логической последовательности и максимально наглядной (анимационные рисунки приливов и отливов, затмения Луны и Солнца, движение планет по орбитам, передвижение литосферных плит, смена времён года, образование складчатых и глыбовых гор, рождение платформ).

Для создания образа территории (явления, процесса) необходимо использовать иллюстрации при изложении объективно трудного для восприятия материала. Согласованный поток звуковых и зрительных географических образов оказывает не только информационное, но и эмоциональное воздействие, что помогает более глубокому пониманию изучаемого материала, лучшему его запоминанию.

Важный шаг – привязать изучаемый объект к карте. Использование учителем географии в учебном процессе интерактивных тематических карт мира, России и отдельных субъектов РФ, способствует повышению мотивационной установки учащихся не только на уроках географии. Активизация познавательной активности отмечается во всех сферах образовательного процесса.

В дальнейшей работе по усилению творческой составляющей учебного процесса можно было бы внедрить в факультативный курс портативную метеостанцию, подключённую к компьютеру. Визуальная динамика изменений погодных условий здесь же подкрепляется цифровыми показателями.
Во время походов и экскурсий огромный интерес вызывает у подростков GPS – спутниковые навигаторы для определения географических координат и проложения маршрута к объекту с известными координатами.

Использование ИКТ на уроке географии (геоинформационная система – Google Maps) и во внеурочной деятельности, использование Интернета для общения со сверстниками из других стран и участия в международных проектах дают принципиально новые возможности для учащихся и преподавателей географии в современной школе.

Cтатья подготовлена по материалам журнала «География и экология» №7 за 2006 год, и с использованием опыта собственных методических приёмов.

Поделиться: