Поиск по сайту

Cовременный УМКа «Сферы»


Авторcтво: Николаенко Елена Викторовна, методист ГОУ НМЦ, учитель географии ГОУ СОШ № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга


Е.В.Николаенко

Всё меняется, меняется и школа! Очень быстро устаревают технологии и на смену им приходят новые высокоорганизованные, основанные на последних изобретениях. Современная информационная революция дала нам новое поколение средств передачи, хранения и обработки информации, в результате чего на основе информационных и коммуникационных технологий сформировалась информационная среда обитания человека.

Для успешного обучения сейчас не достаточно системы «доска-учебник-тетрадь».

Нужно обратить внимание на изменение системно-деятельного подхода.

Чему учить ? (основное обновление содержания)

Ради чего учить ? (ценности образования )

Как учить ? (обновление средств обучения)

Современная эпоха требует созидателя. Развитие навыков самостоятельного изучения материала, и оценки результатов своей деятельности, умение принимать решение в нестандартной ситуации. Формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов. Выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала. Поэтому необходима новая информационная –образовательная среда.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА– это система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий, направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Такой информационно-образовательной средой являются «Сферы», ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИОС «СФЕРЫ» является:

1. Единое оформление

-Современный, дружественный ребёнку дизайн;

- Разворотный модульный принцип построения изданий и их элементов;

- Единая навигация;

2. Функциональность

- Четкое функциональное назначение всего шлейфа УМК;

- Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий

3. Иерархичность

- ИОС образовательного учреждения;

- ИОС предметного профиля;

Учебно-методические комплекты «Сферы» по географии для всех классов основной школы включают восемь типов учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, иллюстрированный учебный атлас, контурные карты с заданиями, методические рекомендации для учителя, а также сайт интернет-поддержки УМК.

Издания на бумажных носителях составляют важнейшее звено УМК. К ним предъявляются следующие основные требования:

1. Соответствие всем компонентам образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания, требованиям к качеству подготовки выпускников, базисному учебному плану).

2. Использование самых современных научных данных и новейших методических и дидактических разработок.

3. Разгрузка содержания и усиление роли деятельностного компонента.

4. Разработка внутреннего дизайна, наилучшим образом обеспечивающего усвоение материала и оптимизирующего методическую модель работы с ним (с учетом психофизиологических особенностей школьников).

5. Создание единого внешнего художественного оформления, отвечающего современным характеристикам.

Учебник

Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.

Электронного приложения

Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных географических задач и подготовке творческих работ.

Тетрадь-тренажёр

Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекта. Она содержит задания для самостоятельной работы учащихся в соответствии с новым образовательным стандартом. Тетрадь-тренажер — своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика. Главная особенность тетради заключается в её фиксированном формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе биологии умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях. Использование тетради-тренажёра ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, при этом выставление оценки в ней не является обязательным. Большое внимание в тренажёре отводится формированию навыкам работы с картографическими материалами и иллюстрации, что отражает специфику предмета, а также, развивает умение работать с текстом и статистическими материалами.

ТЕТРАДЬ-ПРАКТИКУМ содержит материал для организации программных практических работ по всем темам курса. Такая тетрадь, как и тетрадь-тренажер, появилась в качестве компонента УМК впервые.

Значение тетради-практикума для организации учебного процесса определяют два главных фактора. Во-первых, для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жесткой связки с другими компонентами УМК. Во-вторых, в традиционной практике подготовка форм для оформления результатов работы (форм таблиц, основ для графиков и диаграмм и т.п.) требовала немалых временных затрат учителя и ученика. Данная тетрадь содержит все необходимые формы.

УЧЕБНЫЙ АТЛАС — непременная составляющая любого учебного комплекта по географии. В основу организации информации в атласах линии «Сферы» заложен следующий концептуальный подход: школьный учебный атлас — это не просто сборник картографических материалов, он должен представлять собой согласованный вид информационно-образовательной среды, в которой сопровождение картографических источников информации иллюстративным материалом обеспечивает учащимся возможность комплексного восприятия и понимания основных географических закономерностей.

КОНТУРНЫЕ КАРТЫ органично дополняют атласы, обеспечивая возможность применения практических форм работы с картографическими материалами. Впервые контурные карты — цветные и, как и атласы, выполнены в технике объемного изображения рельефа. К каждой карте прилагается система заданий как репродуктивного характера, так и на развитие аналитических способностей школьников. Система включает в себя задания трех уровней.

ТЕТРАДЬ-ЭКЗАМЕНАТОР

В пособие включены проверочные работы в форме тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, и работы в форме вопросов. Значительное внимание уделяется проверке умений работать с различными источниками информации, поэтому некоторые задания включают схематические рисунки, диаграммы, картосхемы. В конце пособия приведён перечень творческих работ и рефератов с указанием дополнительной литературы и ссылок в сети Интернет.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ занимает в информационно-образовательной среде УМК особое место, поскольку именно за счет него осуществляется значительное расширение информационного поля путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.

Главное преимущество в использовании учебника с электронным приложением — это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно-образовательной среде.

САЙТ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ является средой коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса. Он предназначен для использования: учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника для самообразования и помощи своему ребенку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ предназначены для рациональной организации работы учителя с использованием всех видов пособий учебно-методических комплектов «Сферы» и дополнительных информационных ресурсов. В этом издании представлено поурочное планирование, составленное в соответствии с программой курса на основе общеобразовательных стандартов и учебных планов, а также технологические карты уроков, которые помогут учителю сориентироваться в информационном поле учебно-методического комплекта и направить урок на решение его основных задач, отвечая главной цели современного учебного процесса — формирование ключевых компетенций средствами предмета география.

Современная ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «Сферы»- одновременно и важнейшее условие и обучения и воспитания и их средство.

УМК «Сферы» - качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную информационно-образовательную среду.


Поделиться: