Поиск по сайту

Интерактивные методические разработки педагогов по теме «Русская изба»


Авторcтво: Горлицкая София Израилевна, академик Академии информатизации образования, к.п.н., доцент Высшей Школы Печати и Медиа технологий, преподаватель ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, Суханова Ксения Дмитриевна, методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, Журба Анастасия Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ №126, Валуйских Екатерина Игоревна, воспитатель ГБДОУ №117


Приобщение дошкольников к истокам культуры, в том числе национальной культуры, посредством игровой деятельности – едва ли не главная задача дошкольного воспитания и развития. И в этой связи проекты «Русская изба» и «Русская изба: от печки до лавочки», подготовленные педагогами Выборгского района СПб воспитателями ГБДОУ д/с №126 и ГБДОУ Детский сад № 117 Анастасией Дмитриевной Журба и Екатериной Игоревной Валуйских, представляют прекрасный материал для игровых развивающих занятий с дошкольниками.

Проекты на одну тему, но подготовлены независимо. Каждая из данных методических разработок выполнена с большим вниманием к теме и к ребёнку с тщательным продумыванием интерактивной дидактической игры на ту или иную тему.

Скажем, для обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта эти предметы не просто продемонстрированы на экране, а встроены в соответствующую обстановку. Это придаёт проекту определённую театральность, чем и привлекает маленьких игроков. Один только перечень названий этих предметов: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб – даёт представление о разнообразии ракурсов рассмотрения. Соответствующие дидактические игры позволяют соотнести изображения с названиями и с назначениями. Такие игры расширяют словарный запас детей, прививают интерес к предметам старины. В играх с изображениями деревенской утвари следует также научиться различать отдельные объекты и запомнить их названия. В дальнейшем при чтении и название, и изображение всплывут в памяти и сделают понятнее и ближе назначение и элементы использования.

А.Д.Журба в своём проекте сконструировала (нашла или подготовила самостоятельно) изображения различных рабочих инструментов. Соответственно, в проект включены задания – подобрать инструменты для плотника, для ткачихи, для пахаря.

Среди игр, сконструированных Е.И.Валуйских, мы видим игры «Найди в темноте». Здесь,  перемещая виртуальный фонарик, можно отыскать в темноте тот или иной предмет русского старинного обихода. В процессе игры можно попросить детей назвать, какие предметы находятся в комнате, и сосчитать их.

Помимо всего прочего, это активизирует словарь, развивает умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивает зрительное восприятие, внимание, умение воссоздавать образ по увиденным фрагментам.

Ещё одно вроде бы традиционная игра «Кроссворд» организована таким образом, дети смотрят на картинку под определенным номером и отгадывают ее. При нажатии на квадратик кроссворда, появляется отгаданное слово. В игре тренируются мыслительные операции, развивается внимание, речь, смекалка. И, как пишет Е.И.Валуйских в Методических указаниях по работе с данным проектом, «здесь мы можем тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, смекалку. Сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и эмоционального переживания радости открытия».

Отметим ещё несколько интерактивных дидактических игр по теме проекта А.Д.Журбы - игр, развивающих наблюдательность, внимание, мышление и память. Это игра «Найди тень». Суть игры в правильной расстановке вдоль реки деревенских домов методом наложения цветной картинки на туманный след тени дома.

Навыки конструирования развивает игра «Построй избу по цифрам». Все части избы пронумерованы и названы. «Строить» необходимо, перемещая отдельные элементы. Последовательность сборки задана с помощью цифр.

И, наконец, игра «Назови сказку», в которой по иллюстрации надо вспомнить названия русской сказки, причём выбор иллюстрации производится автоматически.

Симметрично отметим также оригинальные игры в проекте Е.И.Валуйских. В первую очередь, формирующая милосердное отношение к животным, игра «Принеси зверятам воды». В ходе игры у детей отрабатывается навыки счёта, закрепляются понятия «больше», «меньше».

Также оригинально придумана мнемотаблица и игра «Путешествие в прошлое». Главное, что достигается при работе с подобными проектами - это зарождение интереса к традициям, расширение представлений об истоках и фольклоре.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Проект: «Особенности быта русской деревенской семьи» 
  2. Проект «Русская изба: от печки до лавочки» 


Поделиться: