Поиск по сайту

«Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию ʺКруг праздников народного календаряʺ»


Авторcтво: Александрова Анастасия Николаевна, заместитель заведующего, Баранова Татьяна Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 104, Артеменко Борис Анатольевич, заведующий отделом, педагог дополнительного образования, Ананченок Татьяна Владимировна, Галушкина Татьяна Сергеевна, Емельянова Елена Константиновна, Кайдун Вера Викторовна, Самарцева Татьяна Анатольевна, Удалова Татьяна Геннадьевна, Усачева Наталья Сергеевна, педагоги дополнительного образования, Артеменко Глеб Анатольевич, концертмейстер, Рудяева Ольга Александровна, педагог-организатор, Цыценкова Лия Васильевна, педагог дополнительного образования, концертмейстер ГБУ ДОД ДДТ "Современник"


                     1. Введение

          В эпоху смены ценностных ориентиров, жизненных приоритетов молодежи и отрицания ею ценностей старшего поколения, происходящей на наших глазах, нарушается духовное единство общества. Традиционные моральные нормы и нравственные установки далеко не всегда воспринимаются молодым поколением как безусловные.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность /…/. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
          Определяющей направление нашей деятельности является мысль, заложенная в текст «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
          Задачей педагогов, сопровождающих взросление ребенка – подростка, становится создание таких систем воспитания, которые бы способствовали его духовно-нравственному становлению, готовности к взрослой жизни, а значит, совершению поступков, основанных на нравственном выборе. Чем мы можем помочь семье, где в первую очередь и формируются ценности личности? Какие средства у нас для этого есть, кроме знаний и внутренней убежденности в правильности избранной стези? Ответом на эти вопросы, встающие перед педагогическим коллективом, может служить опыт предыдущих поколений, традиционная народная культура.
           На Руси и в России в разные исторические времена православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Историческая правда состоит в том, что именно православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Этим фактом обусловлено наше обращение к истокам празднично-обрядовой культуры, тесно связанной с кругом годовых церковных праздников. Народные праздники до сего дня сохраняют, в той или иной степени, традиционные черты и находят отражение в семейном быту.
Так родилась программа «Круг праздников народного календаря». Для своей реализации программа потребовала дополнительные творческие силы и ресурсы и осуществляется нами в рамках сетевого взаимодействия с привлечением организаций-партнеров. В нашу группу вошли районные детские сады (ДОУ), школы (СОШ), информационно-методический центр (ИМЦ), центр духовной культуры и образования (ЦДКиО), воскресные школы (ВШ).
В наши дни, с уходом из жизни носителей традиционной народной культуры, молодое поколение безвозвратно утрачивает связь с многовековой народной культурой. Одна из трудных задач воспитания подрастающего поколения сегодня – воспитать активного участника, чуткого слушателя и зрителя народного праздника. Для этого необходимо попытаться придать традиционному празднику особый колорит, чтобы он воспринимался ребенком как прикосновение к своим национальным корням, к своим истокам.
Русские народные праздники представляют собой сложное, многосоставное действо, соединение обрядов православной культуры и традиционных народных обычаев. Ранее праздники, связанные с именем Иисуса Христа и Божией Матери, всегда начинались в храме. Благочестивым обычаем считалось посещение храма всей семьёй. По церковному уставу в храме читалось Святое Евангелие, исполнялись специальные песнопения, величания, тропари и кондаки праздника, раскрывающие его содержание. Затем люди шли домой, обедали за праздничным столом, навещали родственников. Далее праздник продолжался на улице, где устраивались народные гуляния, ярмарочные представления. Вечером в избах проводились посиделки – любимое время препровождения молодёжи. Так гармонично праздник вбирал в себя церковные и народные обряды, одухотворяя жизнь русского народа во все дни годового круга.
Праздник мыслился людьми одушевленным, поэтому его встречали и провожали, он приходил и уходил. К нему готовилась вся семья, всё сообщество. Праздник – веками отработанный способ единения людей и поколений в коллективном сопереживании события. обеспечивающий преемственность в жизни общества.
        Утверждая накопленный многими поколениями опыт, именно праздник приобщает общество к традиции. Используя его формы, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, приобщиться к радости коллективного сотворчества. Это помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Проведение праздников с участием детей и родителей способствует приобщению культуре традиционного общества и духовно-нравственному возрастанию всей семьи.
         В последние десятилетия в жизни церковных приходов наблюдается тенденция обращения к русской традиционной культуре для проведения годовых христианских праздников. Воскресные школы, организуя праздники с участием детей, используют все возможные формы народной культуры и коллективного взаимодействия: игру, танец, рукоделие, народный театр.
         В фольклорно-этнографическом отделе «Горница» Дома детского творчества «Современник» родилась идея создания модели сетевого взаимодействия для духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционной народной культуры, посредством проведения массовых мероприятий для детей, их родителей и педагогов. Была создана и уже в течение восьми лет реализуется Программа духовно-нравственного развития, которая включает в себя комплекс мероприятий и праздников, формирующих у современных детей основы нравственности, понимание духовных основ жизни. Программа в действии – это ежемесячные (и чаще) праздники, гуляния, познавательно-развлекательные и интерактивные мероприятия, к участию в которых привлекаются все учащиеся Дома детского творчества «Современник», их родители, друзья, а также учащиеся образовательных учреждений, детских садов и воскресных школ.
         Цель программы: создание и реализация цикла комплексных мероприятий для детей, их родителей и педагогов, объединенных одной идеей, - духовно-нравственным воспитанием на основе празднично-обрядовых элементов традиционной народной культуры.

    Задачи программы:

           Для детей:
• формирование представлений о русской традиционной культуре праздника, совокупности всех ее элементов;
• ознакомление с исторически сложившейся системой православных духовно-нравственных ценностей, традиционными нормами поведения русского народа;
• совместная подготовка и участие с родителями в фольклорном празднике, игре, конкурсе, выставке;
• опыт совместного пребывания детей и родителей в атмосфере традиционного праздника.

          Для родителей:
• развитие и воспитание детей в русле православной духовности и нравственности;
• приобщение детей к духовно-нравственным ценностям русского народа;
• интересный и содержательный досуг для всей семьи.

          Для педагогов:
• привлечение внимания родителей, воспитателей и педагогов к проблеме духовно-нравственного развития и воспитания;
• возможность диссеминации педагогического опыта в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков;
• выстраивание и налаживание сетевого взаимодействия с социальными партнерами, поддержание имеющихся и поиск новых контактов и взаимовыгодного сотрудничества.
Программа реализуется с сентября 2018 года.

 2. Содержание программы

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию включает четыре модуля, приуроченных к основным календарным сезонам: осень-зима-весна-лето. Каждый модуль – это комплекс мероприятий, посвященных одному, самому важному в данном сезоне событию православного и народного календаря. Осень – «Покров», зима – «Рождество», весна – «Пасха. Красная Горка», лето – «Троица». Таким образом, детям дается представление о годовом календарном круге и связанных с ним событиях православной духовной жизни.
Комплекс праздничного события представляет собой подготовку к празднику в процессе образовательных занятий с детьми на базе образовательных учреждений, собственно праздник, мастер-классы по изготовлению атрибутов праздника и рефлексию участников.

3. Основные этапы реализации поставленной цели:
1 2 3 4 5
Формирование творческой группы сотрудников разных учреждений Разработка сценарного плана комплексного мероприятия Подготовка к мероприятию в рамках образовательных занятий на базе ОУ Изготовление печатной продукции: раздаточный материал, технологические карты Проведение мероприятия, рефлексия, диагностика

            1. Формирование творческой группы сотрудников разных учреждений реализуется на базе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В состав творческой группы входят:
• Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, заведующий отделом, методист фольклорно-этнографического отдела ГБУ ДО ДДТ «Современник»;
• Воспитатели и музыкальные работники ГБДОУ детские сады Выборгского района № 104, 141, дошкольное отделение СОШ № 469;
• учителя начальных классов СОШ № 494, 475, гимназии 114, 623 лицея им. И.П. Павлова;
• учителя Воскресной школы Храма св. Василия Великого в Осиновой Роще, Свято-Владимирской воскресной школы Новодевичьего монастыря.

           2. Разработка сценарного плана комплексного мероприятия организуется за месяц до предполагаемой даты события. Работа творческой группы по разработке сценарного плана предполагает несколько встреч на базе ГБУ ДО ДДТ «Современник», где составляется сценарий, распределяются роли и обязанности каждого участника творческой группы, родителей и детей.

           3. Подготовка к мероприятию на базе ОУ осуществляется в рамках образовательных занятий по дополнительным образовательным общеразвивающим программам: «Детский фольклор» (на базе ГБДОУ детский сад № 104, дошкольное отделение СОШ № 469); «Фольклорный праздник» (на базе СОШ № 475, 494); «Народное творчество в детском саду» (на базе ГБДОУ детский сад № 141); «Народное творчество» (на базе СОШ № 494, гимназии № 114, лицея № 623 им. И.П. Павлова); «Музыкальный фольклор» (на базе Воскресной школы Храма св. Василия Великого (Осиновая Роща), Свято-Владимирской воскресной школы Новодевичьего монастыря. А также в ходе ознакомительных бесед, посвященных истории и духовным смыслам православных праздников. Важно донести до детей и родителей мысль о том, что эти даты призваны напомнить людям о духовном содержании Евангельских событий, осмысление которых позволяет нам на время отвлечься от мирской суеты и обратиться к общению с Богом.
На занятиях по программам «Детский фольклор», «Музыкальный фольклор» и «Фольклорный праздник» дети получают теоретические сведения о празднике, разучивают традиционные игры, считалки, заклички, календарные песни, хороводы, приуроченные к календарному событию. На занятиях по «Народному творчеству» дети учатся отражать события традиционной культуры через систему символов и образов, свойственных народному искусству, путем создания изделий в различных техниках традиционного рукоделия: пояса к сарафану, рождественской звезды, куклы в народном костюме, игрушки, расписного пасхального яйца.

          4. Печатная продукция: раздаточный материал, технологические карты. Педагоги подготавливают раздаточный, дидактический и иллюстративный материал по содержанию праздничного события, технологические карты по изготовлению изделий, которые используются при подготовке к празднику.

          5. Проведение мероприятия, рефлексия, диагностика. Мероприятия проводятся как на базе ГБУ ДО ДДТ «Современник», так и на базах образовательных учреждений и воскресных школ. Творческая группа определяет состав участников каждого события, степень вовлеченности родителей, участия детей, причем дети могут выступать как в качестве зрителей и интерактивных участников, так и в качестве непосредственных участников праздничного сценария. Так, на празднике «Рождество Христово» в общеобразовательной школе № 494 зрителями стали учащиеся начальных классов, для которых была показан спектакль-сказка «Снежная королева» в исполнении учащихся Воскресной школы Храма св. Василия Великого.
Рефлексия праздника осуществляетсятся в форме беседы, отзывов родителей и детей.
Диагностика осуществляется методом балльной оценки по набору критериев (см. прилагаемые диагностические материалы).

                  4. Методика реализации программы

         Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Круг праздников народного календаря» реализуется в рамках сетевого взаимодействия между организациями-партнерами, такими как Дом детского творчества «Современник» (ДДТ), районные детские сады (ДОУ), общеобразовательные школы (СОШ), информационно-методический центр (ИМЦ), Центр духовной культуры и образования (ЦДКиО), воскресные школы (ВШ). Участники сетевого взаимодействия выполняют роли, определяемые и координируемые творческой группой.
ГБУ ДО ДДТ «Современник» является базовым учреждением, предоставляющим образовательные программы и формирующим творческую группу.
Творческая группа координирует взаимодействие всех участников в процессе реализации программы комплексных мероприятий.
ИМЦ и ЦДКиО предоставляют консультационную, информационную и методическую поддержку всем участникам.
ДОУ, СОШ и ВШ предоставляют педагогические ресурсы и являются площадками, на которых осуществляются комплексные мероприятия.


                  6. Модуль «Зима. Рождество Христово»
   Подготовка к празднованию Рождества Христова предваряется подробной работой с детьми и родителями, посвященной ознакомлению с одним из самых больших христианских праздников. Духовную атмосферу праздника замечательно охарактеризовал митрополит Лимасольский Афанасий: «Мы становимся свидетелями и участниками празднования Рождества, мы становимся причастными к этой особой рождественской атмосфере, которая располагает к внимательному рассмотрению и суду самих себя с точки зрения того, что Господь сделал для нашего спасения, ибо мы знаем, что Бог ничего не творил случайно и бесцельно, но, будучи Господом Истории, все события, происходящие в мире, направлял к спасению нашему». Модуль «Зима. Рождество Христово» представлен событиями празднования Рождества Христова в период с 7 по 19 января на базе ДОУ детский сад № 104. Подготовка к празднику включает в себя разучивание колядок, стихов про Рождество, составление загадок, беседы и презентация «Праздник Рождества». Также проводятся мастер-классы по традиционному рукоделию: «Рождественская звезда», «Рождественский венок», «Рождественский Ангел» (см. Технологические карты). Проводятся занятия с чтением художественной литературы по теме, раскрашиванием рождественских раскрасок и, наконец, праздник «Святки-Колядки» и совместный праздник «Рождество Христово» с показом традиционного народного кукольного спектакля «Вертеп».
Материалы по данному модулю см. в Приложении к модулю «Зима. Рождество Христово».

                 7. Модуль «Весна. Пасха. Красная Горка»
   Подготовка к празднованию пасхального периода предваряется беседами с детьми и родителями о Пасхе Христовой и событиях, связанных с ней. Очень точно о смысле Пасхи высказался иерей Евгений Вжесневский: «Пасха – это единство с Христом, который отдал жизнь за нас и воскрес. И достигается оно в первую очередь в причастии, поэтому в день праздника важно посетить богослужение, исповедоваться, причаститься и провести остаток дня в радости вместе со своей семьей и близкими людьми… Воскресение Христа изменило ход истории и ход мыслей людей. В их жизнь вошли такие понятия, как святость, благодать, любовь».
Модуль «Весна. Пасха. Красная Горка» представлен мероприятиями празднования Пасхи и Красной Горки на базе Свято-Владимирской воскресной школы Новодевичьего монастыря. Он включает в себя разучивание пасхальных песен и тропарей, беседы о празднике, мастер-класс по традиционному рукоделию «Пасхальная открытка» (см. Технологическую карту «Пасхальная открытка»), создание рисунков на тему Пасхи. В рамках подготовки и проведения совместного праздника «Красная Горка» - разучивание качельных песен, хороводов, весенних народных игр.
Материалы по данному модулю см. Приложение к модулю «Весна. Пасха. Красная Горка».

                 8. Модуль «Лето. Троица»
   Праздник Троица приходится на каникулярный период, поэтому все события в рамках сетевого взаимодействия, связанные с этим днем, проводятся на базе воскресных школ Храма св. Василия Великого в Осиновой Роще и Свято-Владимирской воскресной школы Новодевичьего монастыря.
День Святой Пятидесятницы издревле считался днём рождения Церкви Христа Спасителя. Сам праздник Святой Троицы установлен апостолами в честь великого события Сошествия Святого Духа. С этого дня ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам.
Одной из самых ярких особенностей празднования Троицы можно назвать украшение травой и молодыми березками православных храмов и жилищ. В русском народе Пятидесятницу называли «зелеными святками», временем проводов весны и встречи лета.
Модуль «Лето. Троица» представлен следующими мероприятиями: разучивание троицких песен и хороводов, летних игр, беседы о празднике, мастер-классы по традиционному рукоделию «Традиционный женский костюм», «Птица» (см. Технологические карты), создание рисунков на тему Троицы, совместный праздник «Троица».
Материалы по данному модулю см. Приложение к модулю «Лето. Троица».

                 9. Модуль «Осень. Покров»
   Подготовка к Покрову предваряется беседами с детьми и родителями о православном празднике и народных традициях, связанных с ним.
Священномученик Фаддей (Успенский) так говорил о духовном смысле праздника «Покров»: «Да если бы видели Покров Божией Матери только святые Андрей и Епифаний, разве все-таки мы не знаем, что Божественный Покров Ее невидимо простерт над миром? Разве Та, Которая еще с первых дней проповеди миру Божественного Сына Своего просила о недостающем вине на браке в Кане Галилейской, могла потом, отшедши на небо, перестать просить и молить за род человеческий? Разве Та, Которой Сын сказал с Креста: «Жено! се, сын Твой» и усыновил чрез апостола Иоанна весь род христианский, могла перестать с Матернею любовью и сожалением защищать и покрывать новых чад Своих? Разве Та, Которая всю жизнь молилась много и воздевала руки до блаженного Успения Своего, могла перестать воздевать руки Свои молебные, когда как Царица предстала одесную Сына Своего и Бога, когда не мог уже не склониться пред Ее ходатайствами «яко должник Сын»? Вот почему очам веры всегда был видим Покров Божией Матери, распростертый над миром, разнообразно ими ощущаем и осязаем».
Модуль «Осень. Покров» представлен событиями празднования Покрова на базе воскресной школы Храма св. Василия Великого в Осиновой Роще. В программу комплексных мероприятий входит: разучивание покровских песен, беседы о празднике, мастер-классы по традиционному рукоделию «Кукла-многоручка», «Пояс» (см. Технологические карты), создание рисунков на тему «Покровские посиделки», а также разучивание лирических песен, посиделочных народных игр, хороводов, итоговый праздник «Покров».
Материалы по данному модулю см. Приложение к модулю «Осень. Покров».

               10. Результат работы
Реализация в рамках сетевого взаимодействия программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Круг праздников народного календаря», как показали отзывы педагогов, родителей и диагностические материалы, способствует формированию нравственных, духовных и этических качеств личности ребенка. Мы понимаем, что в педагогике результат всегда отстоит во времени, но надеемся, что наша совместная работа приведет к хорошим результатам и поможет воспитанию человека с прочным нравственным стержнем. Ожидаемый результат проявляется в устойчивом интересе и уважении учащихся к традициям своего народа, уважении к старшему поколению, стремлении помогать младшим и слабым. Дети осознают себя наследниками и преемниками великой русской православной культуры, узнают ее основы, понимают и разделяют ее ценности. По мере осуществления программы формируется личность, готовая к яркой, содержательной, насыщенной деятельностью жизни, способная совершать нравственный выбор в постоянно меняющемся мире.

                    Заключение
   Реализация в рамках сетевого взаимодействия программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Круг праздников народного календаря», как показали отзывы педагогов, родителей и диагностические материалы, способствует формированию нравственных, духовных и этических качеств личности ребенка. Мы понимаем, что в педагогике результат всегда отстоит во времени, но надеемся, что наша совместная работа приведет к хорошим результатам и поможет воспитанию человека с прочным нравственным стержнем. Ожидаемый результат проявляется в устойчивом интересе и уважении учащихся к традициям своего народа, уважении к старшему поколению, стремлении помогать младшим и слабым. Дети осознают себя наследниками и преемниками великой русской православной культуры, узнают ее основы, понимают и разделяют ее ценности. По мере осуществления программы формируется личность, готовая к яркой, содержательной, насыщенной деятельностью жизни, способная совершать нравственный выбор в постоянно меняющемся мире.

                             Документы и литература
   1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
   2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Москва, «Просвещение», 2009.
   3. Захарченко М.В. , Еремина Н.В., Тимченко С.Г., Прозорова Н.В. Интеграция основного и дополнительного образования для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания: методическое пособие / под общ. ред. М.В. Захарченко. – СПб.: СПбАППО, 2017.
   4. Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: «Скрипторий», 2008.
   5. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»: Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16.01.2020 N 105-р. [Электронный ресурс] http://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5752/document2.pdf
   6. Леонтович А.В., Рябцев В.К.,Ряшина В.В., Смирнова Е.О., Кириллов И.Л., Теплова А.Б., Урунтаева Г.А., Усольцева И.В. Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте: Коллективная Монография. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019.
   7. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме. (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн) [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-subektov-rossiiskoi-federatsii-po-voprosam...
   8. Методические рекомендации по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, в том числе в обновлении образовательных программ. Распоряжение Минпросвещения России № Р-154 от 27.12.2019. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344029/
   9. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в сетевой форме. – Санкт-Петербург – Петрозаводск, 2019.
 10. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: «Детство Пресс», 2010.
 11. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
 12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: «Мозаика Синтез», 2014.
 13. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=809#202
 14. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. М.: «Сфера», 2004.
 15. Рябцев В.К., Теплова А. Б., Ряшина В. В., Апаткина Ю.М., Картушина И.В. Проектирование модели уклада жизни дошкольного отделения на основе традиционной игры // Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте. Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. Сборник научных трудов. Том 1. –М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018.
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р. [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
17. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
18. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991
19. Данилов С., Илюшин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996
20. Круглый год. Русский земледельческий календарь./Сост. Некрылова А.Ф. – М.: Правда, 1991
21. Русские дети: основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. /Авт.: Д.А.Баранов, О.Г.Баранова, Т.А.Зимина, и др./ - СПб: Искусство – СПб, 2006
22. Смоленский музыкально-этнографический сборник. В трёх томах. – М.: Индрик, 2003

Поделиться: