Поиск по сайту

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по направлению « Я- петербуржец» по теме: «Виртуальное путешествие по Санкт- Петербургу».


Авторcтво: Коломыйцева Наталья Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 518 Выборгского района Санкт- Петербурга


           Данная методическая разработка может использоваться как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности. Мероприятие способствует формированию эмоционально – ценностного отношения детей к городу; восприятию красоты Петербурга, бережного отношения к окружающей среде.
Цель: познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга; воспитывать чувство гордости за город нашей страны; развивать чувство прекрасного.
Оборудование: презентация, карт очки для групповой работы с названиями достопримечательностей, иллюстрации с достопримечательностями Санкт – Петербурга,
Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой
Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.
Задачи:
• создать условия для формирования активно-положительного отношения
к родному городу;
• воспитывать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и
настоящее;
• развитие речи детей, творческих способностей и познавательных
интересов учащихся.

                          Ход занятия

Учитель. - Ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие по удивительному городу, а что это за город вы узнаете, разгадав загадку. Слушайте внимательно.
-Как много городов в России
Величественных, важных и красивых,
Но есть такой прекрасный град,
Где чудный, чудный Летний сад.
Где есть белые ночи! Светлые очень.
Это город-герой, вырос он над Невой
Там до сих пор стоят дворцы,
И разводные есть мосты.
Великолепные соборы.
Итак, какой же это город?
-Правильно, это Санкт-Петербург, наш город.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? Итак, путешествовать мы будем по нашему родному городу! Но путешествие это будет виртуальным – мы совершим его, не покидая стен нашего класса. Вы узнаете много интересного о Санкт-Петербурге, его истории, памятных местах и поделитесь со мной и с товарищами своими знаниями, расскажете нам о своих любимых местах.
-Скажите, а что для каждого из вас значит Санкт-Петербург. Что любите в нашем городе, что цените, чем гордитесь?

            Дети читают стихи.

Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов

Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!

И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Первая станция Историческая.
Учитель - Кто из вас может назвать основателя нашего города?
(Петр первый)
Учитель – Да, вы правы, это Петр первый. Трудно найти человека, который не знал бы имени Петра 1-1 русского императора. При Петре Россия стала великой державой, Петра прозвали Великим, он основал город Санкт-Петербург.
Учитель - Ребята, а что вы знаете об имени нашего города?
-В честь кого он назван? ( Святого апостола Петра).
- Город строился по воле царя Петра. Но не в свою честь назвал царь Город, а в честь своего покровителя – святого апостола Петра, владевшего ключами от рая. («Санкт» и значит «святой»).- Царь решил, что именно такой покровитель нужен новому «бургу». «Бург» - это укрепление, город. Вот такое интересное имя у нашего города. В переводе с немецкого – город святого Петра.
- Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя, то, которое им дали при рождении. У нашего города имя менялось.- Ребята, а кто из вас знает, сколько раз менялось имя нашего города, и как его называли?
- Иностранным именем – «Санкт-Петербург» город называли до 1914 года. Во время 1 мировой войны переименовали в Петроград. В 1924 году в память о вожде Коммунистической партии В.И.Ленине городу дали новое имя – Ленинград. В 1991 году вернули его первое имя, данное при рождении. - Про наш город так и говорят: «На болоте родился, три раза крестился».
-Ребята, как и у любого города, так и у Санкт-Петербурга, есть свои главные символы. Какие? Символы – гимн, герб и флаг. Найдите герб и флаг Санкт Петербурга среди других. ( Иллюстрации на доске).
-Расскажите что вы знаете про них.
- В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр". Один из якорей двухлопастный (двузубый) - это якорь морского судна, другой – четырехлопастный (четырехзубый) – якорь речного судна. Скипетр завершен государственным гербом - двуглавым орлом. Рассмотрите посередине скипетр, похожий на палочку. История появления её на гербе удивительна. Оказывается, когда – то давным-давно, чтобы управлять своим стадом, подгонять отставших овец, прогонять волков, пастухи ходили с длинными посохами. И стал этот посох символом силы и власти. А потом цари решили использовать этот же символ. Ведь царь для своего народа тот же пастух для своего стада. Только украсили они посох драгоценными камнями и укоротили его немного.
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о создании нашего города.
- 16 мая 1703 на Заячьем острове завизжали пилы, застучали топоры: солдаты рубили крепость на Неве.
- По указу царя Петра I сгоняли рабочих людей из Тулы, Вологды, Воронежа, Твери, Новгорода и Пскова. Отрывали людей от дома, от привычных условий. Работа была тяжёлой: таскали камни, вбивали сваи, укрепляли почву. Строители жили впроголодь, в сырых землянках, работать им приходилось по восемнадцать часов в сутки, под кнутом надсмотрщика. Измученные непосильным трудом и тяжелыми условиями жизни, рабо¬чие болели и умирали. Но царь Петр был неумолим. «Пополнять число убитых, - писал он в приказах, - новым набором по городам и губерниям, не считаясь с отговорками помещиков в неимении людей... » И город был построен. Именно поэтому сложили песню, в которой пелось:
«Богатырь тебя построил
Топь костями забутил…»
- Давайте вместе расшифруем эти строки. Что значит «топь»? (болото)
- Почему «топь костями забутил»? (это значит, что на строительстве города погибло много людей).
- 16 мая 1703 года – год рождения нашего города, но почему тогда его рождение горожане отмечают 27 мая? Может, кто-нибудь из вас знает?
- Потому что теперь мы живём по новому стилю, календарю, который отличается от старого. Вот так и получилось, что наш город может праздновать свой день рождения дважды.
Учитель. Следующая остановка «Наши достопримечательности».
- Отгадайте загадку.
Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.
- Да, правильно – это кунсткамера.
-Послушайте, что могут рассказать об этом музее ребята. (Сообщения читают подготовленные ученики)
1 ученик
Кунсткамера - это один из старейших музеев Санкт- Петербурга. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В нем собрано более миллиона экспонатов. Кунсткамера разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.
2 ученик
По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры. По особому указу царя в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. В 1714 году коллекция редкостей - Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. Через 4 года - в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места, и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.
Учитель. В Санкт- Петербурге кроме кунсткамеры много и других музеев. Например, Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей.
Ученик. Сейчас в Зимнем дворце находится один из самых крупных музеев мира — Эрмитаж, расположенный в 7 зданиях. Эрмитаж был открыт в 1852 году. Здесь собрана богатая коллекция картин, скульптур, украшений, посуды, изделий из камня, золота, серебра, мрамора, дерева, ткани. Есть даже царская карета и часы-павлин. Всего около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров. Подсчитано, что, если посетитель будет останавливаться и уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.
Учитель. - А как вы думаете, что было построено в городе в первую очередь?
-Петропавловская крепость, которая стоит на маленьком островке, окружённая Невой. Её гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время. Почему так называется? ( На её территории был построен Петропавловский собор.)
Учитель. – Ребята, отгадайте о чем пойдет речь?
Кто этот всадник на дикой скале?
Какую дорогу провидит во мгле?
Вознёсся на гору с простёртой рукой –
И замер над камнем, эпохой, страной.
- Что это за памятник?
-Памяти Петра был воздвигнут памятник на Сенатской площади. Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу был найден мастер, который возьмется за такую сложную работу. Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем или монолитом доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Памятник традиционно называют Медным всадником с легкой руки Пушкина, хотя отлит он из бронзы, где Петр 1 изображен верхом на коне.
Учитель. А теперь поиграем.
Ведущий называет прилагательное и бросает мяч. Поймавший заканчивает фразу.
Летний…Медный…Зимний…Львиный…Александровская…Дворцовая… Аничков…Исаакиевский…Банковский…Ботанический …Казанский …Зоологический…. Заячий…Русский … Васильевский… Петропавловская…Троицкий….Невский…..
Учитель. Следующая остановка «Загадочная». Нам предстоит отгадывать загадки об известных местах нашего города. Слушайте внимательно.

В начале Невского стоит,
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой,
Весь в солнечном огне! (Адмиралтейство)
Во дворце, где у царских семей
Зимнее было становище,
Теперь … - так зовётся музей,
В котором хранятся сокровища. ( Эрмитаж)
Есть в Петербурге чудо-сад,
Украшен кружевом оград,
Дворец в нем есть царя Петра
И статуи как божества,
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад? (Летний сад)

На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, праздники,
А зовется… (Медный всадник)

Хоть она и старая,
Но выглядит как новая.
Площадь наша главная
По имени… (Дворцовая)

Высоких не любил хором
Царь Петр. И первый царский дом
Велел срубить по росту.
В нем все по-солдатски просто
Он жил, работал и мечтал… (Домик Петра Первого)
Царь- остров в устье указал,
И поднялись за валом- вал.
Шесть бастионов над рекой
И шесть куртин…
Сковали крепко островок
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что встала на века
Здесь (Петропавловская крепость)

Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьмя конями…(Аничков мост)

Сердится что-то старушка Нева!
Хочется ей проглотить острова,
Биться волной о прибрежный гранит,
Выплеснуть воды и бед натворить,
Чтобы кругом оборвалось движенье!
Как называется это явление? (Наводнение)

Учитель. Следующая остановка «Речная».
Санкт- Петербург не зря называют городом рек и каналов. В черте города примерно 93- реки, рукава, протока и канала. Вспомним самые крупные реки, разгадав ребусы
Самая главная река - это Нева. Часто наш Город называют «городом над Невой», «городом на Неве». По имени главной реки Санкт-Петербурга назвали проспект, который располагается за Невой. - А что означает слово Нева? Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река». - Ребята, а ещё чем отличаются берега Невы от берегов лесных речушек, от деревенских речек? - Нева "одета" в гранит, так говорят о нашей Неве.
Охта — одна из самых длинных рек Санкт-Петербурга. Фон¬танка получила свое имя потому, что через нее шли трубы к фонтанам Летнего сада. Мойка раньше называлась Муйя-Мья — мутная.
Ни в одном городе нет столько каналов, сколь¬ко в нашем. А отличаются они от рек тем, что созданы рука¬ми людей.
Учитель. -Мы с вами знаем, что берега рек соединяют многочисленные мостики и мосты. Совершенно разные - старые и новые, огромные и малые, разных конструкций и разных систем. Сегодня Санкт - Петербург невозможно представить без мостов! Конечно, следующая остановка - «Мосты".
Ученик. Санкт-Петербург - самый богатый мостами российский город. В нем 407 мостов, из которых 218 пешеходных и 20 разводных. Проложены они через 68 рек, каналов и протоков, которые образуют на его территории 42 острова. Это неудивительно для города, треть территории которого лежит на островах. Мосты для нашего города это не только переправы, но ещё и украшение. Особенно знамениты разводные мосты. Мосты расположены довольно низко над водой, и под ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят большие суда.
Учитель. - Посмотрите, ребята, на один из красивейший мостов нашего города. Как он называется? Аничков мост. Почему так называется?
Первый деревянный мост был построен по указу Петра 1, инженером – подполковником М.О. Аничковым, от фамилии которого и получил свое название. При императрице Елизавете Петровне мост был перестроен, а делалось этого, для того чтобы по нему могли пройти слоны – подарок персидского хана.
- Дети, какие ещё мосты Санкт-Петербурга вы можете назвать.
(Дворцовый, Львиный. Банковский, Троицкий, Цветные мосты).
- А кто охраняет днем и ночью многие мосты и набережные нашего города?
Работа в группах.
Составьте из «рассыпавшихся» слов фразы, характеризующие Петербургские достопримечательности.
  1гр. Невский проспект- самая главная улица Санкт- Петербурга.
  2гр. За́ячий остров — это остров, на котором заложена Петропавловская крепость.
  3гр. Каза́нский собо́р — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.
  4гр. Синий мост - это самый широкий мост в Санкт –Петербурге.
  5гр. Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира.
  6 гр. Дворцо́вый мост - это разводной мост через реку Неву.
  7 гр. Летний сад - это памятник садово- паркового искусства.
Учитель
– Остановка «Проверим себя»
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги.
  1. В болоте родился
Три раза крестился?
- Сколько раз менял названия город? (Три) Какие это названия? (Петербург, Ленинград, Санкт-Петербург)
  2. В честь кого назван наш город? ( Святого апостола Петра)
  3. Для чего разводят мосты? ( Для прохода кораблей)
  4. Как называется главная улица Санкт-Петербурга? ( Невский проспект)
  5.Что венчает шпиль Адмиралтейства? ( Кораблик-флюгер)
  6. Назовите основателя нашего города? (Петр 1)
  7.Какое дерево «находка» поразила Петра Ι и натолкнуло его на мысль о создании музея кунсткамеры? (Береза)
  8. На каком острове началось строительство нашего города? (Заячий)
  9. Как называется первая постройка на этом острове? (Петропавловская крепость)
  10. Как называется главная река? (Нева).
  11. Какой мост украшают кони?
  12. Около Зимнего дворца находится разводной мост, и он называется…
- Что понравилось и запомнилось еще вам из этого путешествия? (ответы детей)
- Молодцы! Справились с вопросами! Это говорит о том, что вы внимательные путешественники!
А закончим путешествие песней о нашем городе.

Поделиться: