Поиск по сайту

Методическая разработка урока: «Производство серной кислоты контактным способом»


Авторcтво: Леонтьева Ольга Михайловна, учитель химии ГБОУ гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга


Работа с современной молодежью требует принципиально нового подхода по сравнению со сложившимися традициями педагогической практики. Подрастающее поколение находится в потоке информации из различных источников. Получаемые знания необходимо систематизировать, вычленять главное и направлять в нужное русло. Одна из основных целей школы – научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) актуализируют умение учителя проектировать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить достижение обучающимися не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов.

Разрабатывая урок, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.

Эффективной технологией активного обучения является игровая. Ниже приведена технологическая карта урока, относящегося к типу «Деловая игра», используемая мной в педагогической практике.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 9

Ведущая технология: метод проектов.

Форма работы: групповая и индивидуальная работа.

Тема: "Производство серной кислоты контактным способом".

Тип: деловая игра.

Задачи.

1. Усвоение нового и закрепление старого материала по теме: " Подгруппа кислорода. Соединение серы VI. Химическая технология как наука". Систематизация знаний школьников о технологии получения, переработке и применении серной кислоты.

2. Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

3. Способствование развитию экологического, политехнического образования, профессиональной ориентации учащихся.

4. Активизация самостоятельной деятельности учащихся, формирование умений и навыков подготовки сообщений, презентаций на основании самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, публичных выступлений.

5. Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения.

6. Воспитание ответственного отношения к делу.

Планируемые результаты

Предметные

– Систематизировать знания о технологии получения и применении серной кислоты.

_ Расширять политехнические знания на примере «Основные закономерности химических реакций»

– Способствовать профессиональной ориентации учащихся.

– Игра является средством развития и самореализации учащихся; вовлекает в творческую деятельность, побуждает к самосознанию, создает условия для общения, для реализации творческой активности через ролевое экспериментирование. Учащиеся должны отработать и усвоить основные стадии получения серной кислоты и её применение в народном хозяйстве. Знать технику безопасности при работе с серной кислотой.

Метапредметные

·формируют умения и навыки в поиске, отборе, структурировании информации; моделирование изучаемого материала;

·позволяют устанавливать логическую взаимосвязь между элементами изучаемого материала;

· формируют умение слушать и понимать партнера;

·обеспечивают возможность вести дискуссию, грамотно выражать свои мысли.

· позволяют управлять познавательной и учебной деятельностью ученика через постановку цели, планирование, корректировку действий при выполнении задания.

Личностные

· формируют ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию;

· формируют осмысленное отношение к учебе, связывая учебные действия с реальными жизненными целями и ситуациями;

·формируют устойчивый учебно-познавательный интерес к учению;

· формирование основ экологической культуры.

· изучение темы позволяют подчеркнуть связь теории и практики

Межпредметные связи:

· позволяют формировать у учащихся осознанный подход к познавательному процессу, гибкость мышления, глубину знаний;

· способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности и интереса к природе;

· расширяют кругозор учащихся за счет познания межпредметного взаимодействия.





Ресурсы урока

Для учителя:

· Рабочая программа Н.Е. Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия 8-9 класс».

· Пособие для учителя.

Для ученика:

· базовый учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Вентана-Граф» 2018 г.

· рабочая тетрадь

· дополнительная литература

· Интернет

· ноутбук

· презентация, выполненная учащимися

· экспозиция продукции предприятия: минеральные удобрения, коллекция «Металлы», спички, изделия из пластмассы, краска, кислоты и др.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

I. Подготовительный этап:

1 учитель продумывает ход игры, игровые роли, возможные варианты выступлений участников.

2 учитель разъясняет ученикам цели, задачи, правила игры, структуру производства.

3. Подготовка участников педагогической игры: распределение ролей по желанию среди всех учеников класса в соответствии с профессиями и должностями, задействованными в технологическом процессе, а также других специалистов, заинтересованных в данном химическом производстве.

4. Организация игрового пространства и установление временных рамок.

5. Консультирование учителем учащихся в процессе подготовки к игре. Создание единой презентации химического предприятия на основании домашних презентаций учащихся.

I. Подготовительный этап:

Самостоятельное ознакомление и изучение учащимися технологического процесса, включая химические, экологические, экономические и другие аспекты химического производства. Повторение ранее пройденного материала по заданной теме. Подготовка учащимися выступлений и презентаций, согласно выбранным ролям.

Актуализация необходимых знаний

Вводное слово учителя. Продолжительность игры – 45 минут. Игра проходит в виде производственного совещания, на котором выступают специалисты – учащиеся.

Записывают число, тему урока в тетрадь, знакомятся с задачами урока.                                                           

Представляют стадии технологического процесса, доказывая верность своих решений, отстаивая свое мнение. Таким образом происходит усвоение материала, пройденного на уроках и самостоятельно. В конце игры принимается решение о целесообразности и рентабельности данного производства, основанное на доводах «производственников» и «инвесторов».

Организация познавательной деятельности (ролевой этап урока).

Ход игры через деятельность ученика.


На уроке учащиеся представляют предприятие по производству серной кислоты.

1. Вступительное слово инвесторов о возможном вложение денежных средств в предприятие, т. к. его продукция имеет большое значение для народного хозяйства.

2. Вступительное слово директора предприятия о структуре предприятия и его заместителю. Замдиректора рассказывает о формуле, строении серной кислоты, о возможностях данного предприятия.

3. Работа цеха по переработке серного колчедана (I сдадия).

·      инженер-технолог-предлагает промышленный способ переработки колчедана и получение сернистого газа, условия протекания реакции;

·      аппаратчик – рассказывает о работе печи с «кипящим слоем».

4. Работа цеха по производству оксида серы VI (II стадия):

·      инженер-технолог- предлагает промышленный способ переработки сернистого газа и получение оксида серы (VI), условия протекания реакции, отмечая динамичность процесса и внутреннюю противоречивость химической реакции;

·      аппаратчик – рассказывает о работе аппаратов II стадии производства;

5. Работа цеха по получению олеума:

·      инженер-технолог – рассказывает о переработке оксида серы (VI) и получении олеума, отмечая условия, необходимые для осуществления этой стадии.

·      аппаратчик – рассказывает о работе аппарата (поглотительная башня) II стадии производства отмечая   внутреннюю противоречивость химической реакции;

6. Инженер по технике безопасности рассказывает о правилах поведения на химическом производстве, о технике безопасности при работе с кислотой;

7. Эколог – рассказывает о веществах которые не синтезируются и не усваиваются в природном круговороте. Предлагает способы разрешения экологических проблем — использование технологических схем, сводящих к минимуму загрязнение атмосферы;

7. Маркетолог – представляет продукцию, которую можно изготовить на основе серной кислоты;

8. Выступление врача предприятия о первой медицинской помощи при производстве кислоты, расширяет знания об использовании лекарственных препаратов, используемых в медицине.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает учащимся проанализировать деловую игру (самоанализ) и внести предложения по усовершенствованию игровой деятельности.

В конце производственного совещания инвесторы задают вопросы производственникам (вопросы-повторение изученного материала).

Производственники отвечают на вопросы инвесторов.

Директор предприятия вместе с инвесторами подводят итоги совещания (вывод).

Вывод: предприятие выпускает важную для страны кислоту, полученные на её основе продукты находят огромное практическое применение в народном хозяйстве и жизни человека. Необходимо обратить внимание на поиски новых дешёвых сырьевых баз, на обеспечения безопасной работы предприятия и охране окружающей среды.

Учащиеся-производственники вносят свои предложения по удешевлению производства и его продукции.

Подведение итогов

Учитель выставляет оценки участникам, включающие в себя подготовительный и ролевой этапы урока.

Учащиеся записывают домашнее задание.



При этом использована дополнительная литература учителем:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб: СПбГУПМ, 2003.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С, Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003.                                                         

5. Шилов К.В. Классификация инноваций // Инновации в образовании. 2007.    № 3. С. 82-85


Поделиться: