Поиск по сайту

РДР по русскому языку в 9 классе: взаимопроверка ОУ и перепроверка ГБУ ИМЦ (из опыта работы)


Авторcтво: Меллес Юлия Аркадьевна, методист ГБУ ИМЦ по русскому языку и литературе


Коллеги!

Как видим, формат ОГЭ по русскому языку образца 2020 года Демоверсия ОГЭ 2020 по русскому языку (ГИА 9 класс) стал сложнее, чем в 2019, хотя вроде бы заданий стало меньше, но теперь они, согласитесь, более трудоёмки. В любом случае теоретическая база осталась прежней, изменилась лишь форма проверки этой самой теории. А с практикой, как известно, можно получить почти любой навык. Как раз формат РДР для обучающихся 9-ых классов позволяет испытать знания и умения выпускников и проводится по одной из дисциплин ГИА.

Цель работы: мониторинг общей предметной подготовки обучающихся 9-ых классов и уровня освоения ими Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; диагностика уровня сформированности метапредметных умений, универсальных учебных действий, освоенных учащимися в процессе обучения русскому языку с 5 по 9 классы.

Как же проходила данная работа в нашем Выборгском районе и какое методическое сопровождение ГБУ ИМЦ ей было оказано?

Методические рекомендации,

подготовленные на основе анализа результатов взаимопроверки ОУ Выборгского района

региональной диагностической работы по русскому языку

в 9-ых классах образовательных учреждений разных типов

2019/2020 учебный год

В соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 19.09.2019 г. № 2834-р «Об организации проведения региональной диагностической работы по русскому языку в 9-ых классах государственных образовательных организаций в октябре 2019 года» 17.10.2019 г. была проведена региональная диагностическая работа по русскому языку (далее – РДР).

В РДР приняли участие 55 образовательных организаций и 3.362 участника, из которых 29 составляют обучающиеся средних образовательных школ, 11 ‒ школ с углублённым изучением отдельных предметов, 9 ‒ гимназий, 4 ‒ лицея, 2 ‒ ЧОУ.

Из них 2 школы: ГБОУ школа №83 (61 участник) с углублённым изучением японского и английского языков и 123 (31 участник) – входили согласно Приложению Комитета по образованию в состав контрольной группы образовательных организаций.

Цели РДР:

· выявить и оценить уровень теоретической языковой подготовки обучающихся по разделам курса русского языка: «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Лексика», «Орфография», «Пунктуация»;

· выявить и оценить уровень практической языковой и речевой грамотности обучающихся в связной письменной речи (развёрнутое аргументированное высказывание по проблеме, поднимаемой в авторском тексте);

·  диагностировать уровень сформированности метапредметных (общеучебных) универсальных учебных действий, освоенных учащимися в процессе обучения с 5-ого по 9-ый класс.

РДР ориентирована на обязательный минимум содержания общего образования по предмету, соответствует требованиям действующей программы по русскому языку и содержанию УМК, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ основного общего образования.

Диагностические материалы были составлены с учётом программы по русскому языку в 9 классе на текущий период изучения содержания курса. Работа включала задания для контроля материала, изученного и освоенного в предыдущие годы обучения и в течение сентября текущего года. Темы курса русского языка 9 класса, требующие специальной отработки, в работу не включались.

Описание РДР: структура работы и типы заданий, общая характеристика заданий

Учитывая, что проверка готовности учащихся к ОГЭ не являлась целью диагностической работы, содержание КИМ и форма предъявления заданий отличались от экзаменационного формата.

Так, например, отсутствовало сжатое изложение (аудирование и умение воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости в собственном письменном тексте). Однако при этом в предложенной региональной работе каждое из заданий диагностировало те умения и навыки, которые необходимы и при подготовке к ОГЭ, и в учебной деятельности в целом: задания с выбором ответа и кратким ответом, работа с языковым материалом (различные виды анализа по тексту); умение создавать собственное высказывание на тему, связанную с анализом текста, предъявленную для чтения, но без выбора варианта (9.1, 9.2 или 9.3).

РДР по русскому языку (регламент – 90 минут) состояла из трёх частей, включающих в себя задания 13 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Ответами к заданиям Части 1 и Части 2 в Бланке ответов №1 являлось слово (сочетание слов), число или последовательность цифр. Приступая к Части 3 работы, учащийся должен был дать письменный развёрнутый аргументированный ответ в форме рассуждения на Бланке ответов №2.

Часть 1 (задания 1-8) представляет собой тест и состоит из 8 заданий, нацеленных на проверку знаний и умений по основным разделам курса русского языка: орфографии, грамматики и пунктуации.

Задания этой части проверяют также умения производить действия с заданным языковым материалом.

Умения, проверяемые в части 1:

•   задание 1 – умение анализировать и выбирать действия, необходимые для решения орфоэпической задачи (постановка ударения в словах, вызывающих затруднения);

•  задание 2 – умение анализировать и выбирать действия, необходимые для решения орфографической задачи (орфограммы «Правописание безударных гласных в корне» и «Правописание корней с чередованием гласных»);

•  задание 3 – умение анализировать и выбирать действия, необходимые для решения орфографической задачи (орфограмма «Правописание приставок З- и С-» или ПРЕ- и ПРИ-);

•  задание 4 – умение применять знания значения слова, его морфемного строения и морфологических признаков в практике выбора написания Н или НН в суффиксе;

•  задание 5 – умение применять знания значения слова, его морфемного строения и морфологических признаков в практике выбора слитного/раздельного написания с НЕ (НИ);

задание 6 – умение опознавать словосочетание с определенным типом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);

задание 7 – умение анализировать строение простых осложненных предложений, производить пунктуационный разбор, опознавать в предложении осложняющие его синтаксические единицы (обособленные члены);

•  задание 8 – умение анализировать строение предложения и производить синтаксический разбор (выделение грамматической основы в одной из частей сложного предложения).

Часть 2 (задания 9-12) представляет собой тест и состоит из 4 заданий, нацеленных на проверку умения работать с заданной информацией (текст для чтения).

Выполнение задания этой части работы подготавливают рефлексию части 3, выявляют сформированность умений читать тексты и производить их информационную обработку: поиск, извлечение и интерпретацию информации.

Умения, проверяемые в части 2:

•  задание 9 – адекватное понимание информации, определение основной и второстепенной информации (умение определять основную тему текста);

•  задание 10 – поиск и выделение необходимой информации из текста (умение находить в тексте фактическую информацию: вычленять из предложенного материала подходящий по смыслу абзац);

задание 11 – определение познавательной цели (умение определять утверждения, соответствующие содержанию текста);

задание 12 – определение смысловых отношений между словами, выделенными в приведённом предложении из текста работы (умение производить лексический анализ слов).

Часть 3 (задание 13) – сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны этикетные формулы прощания?»/«Зачем нужны этикетные формулы приветствия?»

Задание выявляет умение критически оценивать полученную информацию, представлено как рефлексия (то есть оценка информации текста, которая должна проявиться выражении девятиклассниками собственного аргументированного мнения). Задание предполагает написание ответа на вопрос на основе текста, прочитанного и содержательно осмысленного при выполнении части 2 с включением в него двух примеров-иллюстраций.

Сочинение должно соответствовать типологической модели сочинения-рассуждения в объёме не менее 70 слов, но при этом авторами-составителями не заостряется внимание на категориях «проблема» и «позиция автора».

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в части 3 позволяет проверить умения

• понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

•  объяснять смысл авторского заглавия текста, опираясь на тему фрагмента и авторскую позицию по затронутому вопросу;

• сформулировать личное мнение и аргументировать его;

•  создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного;

•  последовательно и логично излагать собственные мысли;

•  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

•  оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами литературного языка.

 

Анализ результативности выполнения ДКР

Максимальный балл за всю работу – 31 балл.

Структура РДР

Часть 1.

Задания 1 – 8

(тестовые задания)

Часть 2.

Задания 9 – 12

(ответы на текстовые задания в тестовой форме)

Часть 3.

Задание 13

(сочинение-рассуждение: ответ на вопрос)

Максимальное количество баллов – 11 баллов

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Максимальное количество баллов – 15 баллов

Задания № 1, 2, 3, 4, 6, 8 –

1 балл

Задания № 9, 10, 12 – 1 балл

Критерии № 1, 5, 6, 7 – 2 балла

Критерии № 2, 3 – 3 балла

Критерий № 4 – 1 балл

Задание №5 – 2 балла

Задание № 7 – 3 балла

Задание №11 – 2 балла


Итого за РДР:


31 балл

Остановимся подробнее на результатах выполнения РДР по частям и группам заданий.

Анализ результативности выполнения заданий части 1 представлен в таблице:

№ задания

Элементы содержания

Критерии оценивания

Баллы за задания

% выполнения задания

1

Орфоэпия

1 балл

63 %

2

Орфография (правописание безударных гласных в корне, правописание чередующихся гласных в корне)

1 балл

92 %

3

Орфография (правописание приставок З- и С- или ПРЕ- и ПРИ-)

1 балл

72 %

4

Орфография (правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий)

1 балл

76 %

5

Орфография (слитное/раздельное написание НЕ/НИ в разных частях речи)

2 балла

67 %

6

Синтаксический анализ (словосочетание): способы связи слов

1 балл

76 %

7

Пунктуационный анализ (простое осложнённое предложение)

3 балла

78 %

8

Синтаксический анализ (грамматическая основа в одной из частей сложного предложения)

1 балл

34 %

Вывод по части 1 РДР:

уровень общей предметной подготовки обучающихся 9-ых классов, который определялся выполнением ограниченного количества заданий по системному курсу русского языка, характеризуется в целом как удовлетворительный, но по отдельным показателям (задание 8 как низкий).

 

Анализ результативности выполнения заданий части 2 представлен в таблице:

№ задания

Элементы содержания

Критерии оценивания

Баллы за задания

% выполнения задания

9

Адекватное понимание информации (тема текста)

1 балл

89 %

10

Понимание логического и структурного единства текста (абзацирование)

1 балл

52 %

11

Адекватное понимание информации (выбор утверждения на соответствие)

2 балла

73 %

12

Лексический анализ слов (синонимы, омонимы, антонимы)

1 балл

81 %

Вывод по части 2 РДР:

уровень метапредметной подготовки обучающихся 9-ых классов, которой определялся выполнением заданий на адекватное восприятие информации прочитанного текста, характеризуется в целом выше среднего, но по отдельным показателям (задание 10 как низкий).

Критерии оценивания и анализ результативности выполнения заданий части 3 представлен ниже в соответствующих таблицах:



Критерии оценивания

Баллы



Содержание работы


К1. Наличие обоснованного ответа


Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании исходного текста

2

Ответ на вопрос дан и содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании исходного текста

1

Ответ на вопрос отсутствует или содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

К2. Аргументация


Обучающийся аргументирует собственное мнение, объясняя или доказывая свою позицию: выдвигает не менее двух примеров-иллюстраций, приводит необходимые пояснения

3

Обучающийся аргументирует собственное мнение, объясняя или доказывая свою позицию: выдвигает не менее двух примеров-иллюстраций, но не приводит необходимые пояснения

2

(к одному из примеров или к обоим) или выдвигает один пример-иллюстрацию, приводя необходимые пояснения

 

Обучающийся аргументирует собственное мнение, объясняя или доказывая свою позицию:

выдвигает один пример-иллюстрацию, но не приводит необходимые пояснения

1

Обучающийся не аргументирует собственное мнение: объяснения или доказательства отсутствуют, и / или обучающийся подменяет аргументацию простым пересказом фрагментов текста

0

Речевое оформление работы

К3. Композиционная и смысловая цельность

3

Работа характеризуется композиционной и смысловой цельностью: нет ошибок в построении

рассуждения; коммуникативный замысел реализуется связно, последовательно; нет логических ошибок и ошибок в абзацном членении текста

 

Работа характеризуется композиционной и смысловой цельностью: нет ошибок в построении рассуждения; коммуникативный замысел реализуется, но допущены одна логическая ошибка или одна ошибка в абзацном членении текста

2

Работа характеризуется относительной композиционной и смысловой цельностью коммуникативный замысел реализуется с недочётом в построении рассуждения, допущено две логических ошибки или одна ошибка в абзацном членении текста

1

В работе слабо просматривается коммуникативный замысел, допущены ошибки в построении текста, и / или допущено более двух логических ошибок, и / или допущено более одного нарушения абзацного членения текста

0

Фактическая точность

К4. Соблюдение фактической точности

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Грамотность

 

К5. Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

2

Допущено одна-две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

К6. Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

2

Допущено одна-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К7. Соблюдение языковых и речевых норм

Грамматических и речевых ошибок нет

 

или

2

допущена одна речевая ошибка

 

Допущено не более двух грамматических и / или трёх речевых ошибок

1

Допущено более двух грамматических и / или трёх речевых ошибок

0

Максимальный балл

15

№ задания

Элементы содержания

Критерии оценивания

Баллы за задания

% выполнения задания

К1

Наличие обоснованного ответа

2 балла

79 %

К2

Аргументация

3 балла

69 %

К3

Композиционная и смысловая цельность

3 балла

70 %

К4

Соблюдение фактической точности

1 балл

91 %

К5

Соблюдение орфографических норм

2 балла

58 %

К6

Соблюдение пунктуационных норм

2 балла

49 %

К7

Соблюдение языковых и речевых норм

2 балла

53 %

Вывод по части 3 РДР:

анализ сочинений-рассуждений с двумя примерами-иллюстрациями по тексту российского лингвиста В.Е. Гольдина «Этикет и речь» (объем – минимум 70 слов) выявил высокий уровень отдельного критерия (К4) и в целом удовлетворительный уровень владения коммуникативными навыками, проявившимися в умении обучающихся создавать письменное высказывание на тему, выражать свою позицию и аргументировать её (К1-К3), однако уровень практической грамотности следует признать низким (К5-К7). Допущенные ошибки свидетельствуют о недостаточной сформированности орфографической (К5) и особенно пунктуационной (К6), а также речевой и языковой компетенций обучающихся (К7).

Выводы по РДР:

Подводя итоги анализа результативности выполнения РДР по русскому языку для учащихся 9-ых классов, следует отметить, что цели работы достигнуты. Диагностическая работа выявила:

· уровень общей предметной подготовки обучающихся 9-ых классов характеризуется в целом как удовлетворительный и лишь по отдельным показателям как низкий;

· уровень сформированности общеучебных (метапредметных) умений, универсальных учебных действий, освоенных учащимися в процессе обучения с 5-ого по 9-ый классы, характеризуется в целом тоже как удовлетворительный.

Взаимопроверка районом (53 школы) показала следующие результаты по РДР.

Контент-анализ результатов РДР по русскому языку в 9-ых классах

https://drive.google.com/file/d/1YbCh_DmUvx8HpeaLKWa200aKccKf12ej/view?usp=sharing

Всего участников: 3.270 человек (без ОУ№83 и 123)

Показатели эффективности РДР

Качество знаний

(«4» +»5»)

Качество обученности

(«3» +«4» +»5»)

Средний балл

за РДР

(отметки)

Средний балл

за РДР

(баллы)

47,0

96,9

3,48

20,7 б.

Структура и содержание РДР

Часть 1.

Задания 1 – 8

(тестовые задания)

Часть 2.

Задания 9 – 12

(ответы на текстовые задания в тестовой форме)

Часть 3.

Задание 13

(сочинение-рассуждение: ответ на вопрос)

7,1 б.

3,7 б.

9,9 б.

Методические рекомендации

для администрации ОУ, председателей МО учителей русского языка и литературы, а также учителей-предметников

По опубликовании и размещении на сайтах ГБУ ИМЦ ЦОКО ГБУ ИМЦ "Система внешней оценки качества" (http://sisobraz.shko.la), Мониторинг РДР 9 класс РУССКИЙ ЯЗЫК (https://sites.google.com/a/shko.la/slovom-i-delom) и СПБ РЦОКО и ИТ (https://spbappo.ru; https://monitoring.rcokoit.ru/) итогов региональной диагностической работы по русскому языку в 9-ых классах необходимо

I. администрации образовательных организаций района

·   обеспечить аналитическое изучение результатов взаимопроверки ОУ района в РДР в 9-ых классах учителями русского языка;

·  систематически контролировать прохождение программ по русскому языку;

·  осуществлять контроль за своевременным повышением квалификации учителей русского языка и литературы;

·  рекомендовать ОУ принять участие в полноформатных районных пробниках ГБУ ИМЦ по русскому языку для учащихся 9-ых классов в первом и втором полугодии 2019/2020 учебного года;

II. методическим объединениям учителей русского языка и литературы образовательных учреждений района

·  изучить материалы итоговых отчётов о результатах РДР в 9-ых классах, проанализировать причины успешности/неуспешности выполнения заданий учащимися образовательной организации и выработать рекомендации для разрешения возникших проблем;

·  обратить серьёзное внимание на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка;

·  выделить в качестве одного из приоритетных направлений в работе методического объединения формирование функциональной грамотности, основанной на стратегиях смыслового чтения и работы с информацией;

· развивать письменную форму речи учащихся, умение логически выстраивать суждения, аргументировать их, делать выводы, в том числе на лингвистическом материале;

·  выполнять требования государственного образовательного стандарта и школьных программ по русскому языку, выделяя важные стратегические направления работы всего методического объединения учителей-словесников и добиваясь единых подходов в предметном преподавании;

·  использовать постоянно в работе «Рекомендации по квалификации ошибок современных норм правописания», рекомендованных СПБ РЦОКО и ИТ для данной РДР и работы в дальнейшем ОУ района при подготовке к формату ГИА (ОГЭ) по русскому языку учащихся 9-х классов.

Зоны риска

Остановимся на тех направлениях работы учителей-предметников, которые в текущий период требуют особого повышенного внимания.

Взаимопроверка ОУ района показала, что учителям, работающим в 9-ых классах, необходимо

· осмыслить и попытаться устранить существенный разрыв между формальным алгоритмизированным и практическим использованием во всех трёх частях работы;

· помнить о практико-ориентированном характере заданий КИМ, проверяющих

а) предметные, б) общеучебные умения и навыки: опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; осуществлять поиск информации; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты, редактировать собственный текст, в) метапредметные, связанные с информационной переработкой текстов;

·усиленно формировать практическую (орфографическую и особенно пунктуационную) грамотность в письменной речи обучающихся в трёх частях работы (девятиклассники показали в РДР низкий уровень владения умением проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений, пунктуационный анализ предложений, затрудняясь в идентификации языковых единиц, осложняющих предложение (особенно обособленных определений, обстоятельств, приложений), неумение использовать пунктуационные нормы с целью самоконтроля на практике в задании с развёрнутым ответом;

· вырабатывать на перспективу осмысленный подход к использованию языка в речи (задание 9.1-9.3);

· принять участие в районном семинаре 06.12.2019 года «Применение инновационных технологий при подготовке к формату ОГЭ по русскому языку. Работа над заданиями 1, 2-5, 6-8 и 9.1-9.3» для учителей 9-ых классов на базе ГБОУ школа №494.

Вследствие специфики предмета, который является предметом изучения и средством обучения другим предметам, а значит, соотносится с предметной результативностью и должен соотноситься с достижениями метапредметного результата, итоги проведённой в октябре РДР, предстоящих предэкзаменационных районных пробников в формате ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-ых классов в январе и марте 2020 года и, конечно, ГИА важны для каждой образовательной организации.

Методические рекомендации,

подготовленные на основе анализа результатов перепроверки ГБУ ИМЦ Выборгского района

региональной диагностической работы по русскому языку

в 9-ых классах 6 образовательных учреждений

2019/2020 учебный год

Согласно Поручению Отдела образования Выборгского района Санкт-Петербурга от 27.09.2019 №112 "Об организации проведения региональной диагностической работы по русскому языку в 9-sх классах" 6 образовательных учреждений (432 участника) после взаимопроверки в районе (см. график, утверждённый Отделом образования): 102 (44 участника), 104 (65 участников), 118 (69 участников), 453 (63 участника), 482 (148 участников) и 559 (43 участника) – подлежали перепроверке c 24.10.2019 г. ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга на основании недостоверных сведений проверки ВПР по русскому языку в 2018/2019 учебном году в среднем звене.

Цель перепроверки РДР ОУ района:

·  сопоставить результаты взаимопроверки ОУ района с перепроверкой ГБУ ИМЦ, оценив следующие уровни:

1. уровень теоретической языковой подготовки обучающихся по разделам курса русского языка: «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Лексика», «Орфография», «Пунктуация»;

2. уровень практической языковой и речевой грамотности обучающихся в связной письменной речи (развёрнутое аргументированное высказывание по проблеме, поднимаемой в авторском тексте);

3. уровень сформированности метапредметных (общеучебных) универсальных учебных действий, освоенных учащимися в процессе обучения с 5-ого по 9-ый класс.

Цели РДР (*с. 1-2), Описание РДР: структура работы и типы заданий, общая характеристика заданий (с. 2-4), Анализ результативности выполнения РДР, выводы по

(*см. подробнее «Методические рекомендации», подготовленные на основе анализа результатов региональной диагностической работы по русскому языку в 9-ых классах образовательных учреждений разных типов, 2019/2020 учебный год, автор-составитель – Меллес ЮА., методист ГБУ ИМЦ по русскому языку и литературе)

каждой части работы (с. 4-8), Контент-анализ результатов РДР по русскому языку в 9-ых классах (с. 9), Показатели эффективности РДР (с. 9), Методические рекомендации для администрации ОУ, председателей МО учителей русского языка и литературы, а также учителей-предметников (с. 9—10), Зоны риска (с.10-11), Выводы по РДР (с. 5 -9)

Результаты перепроверки 6 школ (ОУ№102, 104, 118, 453, 482 и 559) районной комиссией ГБУ ИМЦ, в состав которой входили действующие эксперты ОГЭ по русскому языку в 2019/2020 учебном году, таковы.

Всего участников: 431 человек по факту /477 по журналу. Не писали работу 45 человек.

Отметки за РДР

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

29

155

230

18

Отметки за РДР в %

На «5» %

На «4» %

На «3» %

На «2» %

6,7 %

35,9 %

53,2 %

4,2 %

Показатели эффективности РДР

Качество знаний

(«4» +»5»)

Качество обученности

(«3» +«4» +»5»)

Средний балл

за РДР

(отметки)

Средний балл

за РДР

(баллы)

42,6 %

95,8 %

3,48 б.

20,7 б.

Выводы:

Подводя итоги анализа результативности выполнения РДР по русскому языку для учащихся 9-ых классов, следует отметить, что цели работы достигнуты. Диагностическая работа выявила:

Вывод по части 1 РДР:

уровень общей предметной подготовки обучающихся 9-ых классов, который определялся выполнением ограниченного количества заданий по системному курсу русского языка, характеризуется как недостаточно высокий, а по отдельным показателям как низкий.

Вывод по части 2 РДР:

уровень метапредметной подготовки обучающихся 9-ых классов, которой определялся выполнением заданий на адекватное восприятие информации прочитанного текста, характеризуется в целом как удовлетворительный.

Вывод по части 3 РДР:

анализ сочинений-рассуждений с двумя примерами-иллюстрациями по тексту российского лингвиста В.Е. Гольдина «Этикет и речь» (объем – минимум 70 слов) выявил удовлетворительный уровень владения коммуникативными навыками, проявившимися в умении обучающихся создавать письменное высказывание на тему, выражать свою позицию и аргументировать её, однако уровень практической грамотности следует признать низким. Допущенные ошибки свидетельствуют о недостаточной сформированности орфографической и особенно пунктуационной, а также речевой и языковой компетенций обучающихся.

Таким образом,

·  уровень общей предметной подготовки обучающихся 9-ых классов характеризуется как недостаточно высокий, а по отдельным показателям как низкий;

· уровень сформированности общеучебных (метапредметных) умений, универсальных учебных действий, освоенных учащимися в процессе обучения с 5-ого по 9-ый классы, характеризуется в целом как удовлетворительный.

Перейдя по ссылке, вы можете ознакомиться с диаграммами и таблицами по каждой из 6 школ района «Результаты перепроверки ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга».

Методические рекомендации

для администрации ОУ, председателей МО учителей русского языка и литературы, а также учителей-предметников

I. администрации образовательных организаций района

·  обеспечить аналитическое изучение результатов перепроверки ОУ района в РДР в 9-ых классах учителями русского языка;

·  рекомендовать провести на базе ОУ школьный пробник во второй половине декабря 2019 года или первой половине января 2020 года по части 3 (альтернативное сочинение: 9.1-9-3);

·   рекомендовать принять участие в полноформатных районных пробниках ГБУ ИМЦ по русскому языку для учащихся 9-ых классов в первом и втором полугодии 2019/2020 учебного года;

II. методическим объединениям учителей русского языка и литературы образовательных учреждений района

· изучить материалы результатов перепроверки РДР в 9-ых классах ГБУ ИМЦ, проанализировать причины успешности/неуспешности выполнения заданий учащимися образовательной организации и выработать в МО рекомендации для разрешения возникших проблем;

· принять участие в школьных пробниках по русскому языку для учащихся 9-ых классов в установленные администрацией ОУ сроки, проанализировав написанное;

III. учителям русского языка образовательных учреждений района ОУ № 102, 104, 118, 453, 482 и 559, прошедшим перепроверку ГБУ ИМЦ результатов РДР по русскому языку в 9-ых классах, устранить ошибки и недочёты:

Категория «Обучающиеся»

Часть 1.

Задания 1 – 8

(тестовые задания)

Часть 2.

Задания 9 – 12

(ответы на текстовые задания в тестовой форме)

Часть 3.

Задание 13

(сочинение-рассуждение: ответ на вопрос)

Часть 1

Часть 2

Часть 3

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»

Сформированность умения производить действия с конкретным языковым материалом по основным разделам русского языка (вар. 1 и 2)

Задание 3* – решение орфографической задачи (вар. 1): правописание приставок пре- и при-

Сформированность умения работать с заданной информацией (текст для чтения) (вар. 1 и 2)

Задание 10 – абзацное членение

Задание 11 – утверждения на соответствия задание 12 – лексический анализ слов

(вар. 1 и 2)

Понимание исходного текста и темы текста (обоснованный ответ)

(вар. 1 и 2)

Низкий уровень (вар. 1 и 2) речевого развития (лексическая бедность языка, нарушение языковых норм)


Задание 4 - орфографический анализ слов (вар.1): правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий



Отсутствие фактических ошибок в фоновом материале

(вар. 1 и 2)

Неудачные способы введения примеров-аргументов в текст (цитирование, вставные конструкции); неудачные примеры из жизненного опыта

(вар. 1 и 2)


Задание 6 – синтаксический анализ словосочетания (вар.1)



Знание (вар. 1 и 2) структуры сочинения (искл. – логическая ошибка при переходе от одного абзаца к другому)

Аргументация собственных умозаключений и выводов

(вар. 1 и 2)


Задание 7 – пунктуационный анализ предложения

(вар.1 и 2)




Обилие орфографических и пунктуационных ошибок

(вар. 1 и 2)






Несоотнесённость аргументов с выдвинутым тезисом

(вар. 1 и 2)

*Примечание: больше всего у участников РДР западают именно эти виды заданий

Категория «Учителя-предметники»

Часть 1.

Задания 1 – 8

(тестовые задания)

Часть 2.

Задания 9 – 12

(ответы на текстовые задания в тестовой форме)

Часть 3.

Задание 13

(сочинение-рассуждение: ответ на вопрос)

Часть 1

Часть 2

Часть 3

«+»

«-»

«+»

«-»

«+»

«-»


Написание подобных частей работы не на бланке ОГЭ, а в рабочих тетрадях или на листках в линейку


См. часть 1


Расхождение в классификации речевых и грамматических ошибок


Неумение 1% учащихся оформлять свои записи в бланке ответов №1 печатными буквами по образцу и заменять ошибочные ответы на задания с ответом в краткой форме (сносятся вниз и верный, и неверный ответ)




Пропуск орфографических и пунктуационных ошибок


Неумение работать по выданным «ключам» (неверное выставление баллов), если речь касается выборки из нескольких цифр, например, задание 1 (вар. 1), 5, 7 (особенно) и 11 в двух вариантах + задания 6 (вар. 1 – в написании словосочетания допущены ошибки разного характера)




Ошибочность оценивания композиционного построения (вывод не соответствует тезису)


Выставление баллов в части 1 и 2 в виде плюсов и минусов (вместо указанных в ключах баллов)




Отсутствие в ряде классов ОУ в конце работы (под сочинением) линейки с кодификаторами, вызывающее затруднение при его перепроверке экспертами

Выводы

Перепроверка 6 ОУ района ГБУ ИМЦ показала, что учителям, работающим в 9-ых классах, необходимо

·  перепроверять после взаимопроверки свои результаты в МО (хотя бы из-за нехватки времени в части 1 – задание 5 и 7, а во 2 части – задание 11, в части 3 – ответ на вопрос);

· устранить за счёт постоянного тренинга (до экзамена) существенный разрыв между формальным алгоритмизированным и практическим использованием во всех трёх частях работы;

·  использовать постоянно в работе как «Спецификацию-2019», «Демоверсию-2019», так и «Рекомендации по квалификации ошибок современных норм правописания» СПБ РЦОКО и ИТ для данной РДР и работы в дальнейшем ОУ района при подготовке к формату ГИА (ОГЭ) по русскому языку учащихся 9-ых классов;

· усиленно формировать практическую (орфографическую и особенно пунктуационную) грамотность в письменной речи обучающихся6 часть 3 (задание 13) –сочинение –рассуждение;

· вырабатывать осмысленный подход к использованию языка в речи в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами литературного языка;

· помнить, что вследствие специфики предмета, русский язык является предметом изучения и средством обучения другим предметам, а значит, соотносится с предметной результативностью и должен соотноситься с достижениями метапредметного результата;

· учебная деятельность будет результативной, если её звенья образуют единую систему, которая продумана преподавателем и понятна обучающимся.

·  принять в районном семинаре 25.11.2019 года «Средства выразительности и фигуры речи в заданиях ВПР и ГИА: ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку» для учителей 9-ых классов на базе ГБОУ школа №457;

· принять участие в районном семинаре 06.12.2019 года «Применение инновационных технологий при подготовке к формату ОГЭ по русскому языку. Работа над заданиями 1, 2-5, 6-8 и 9.1-9.3» для учителей 9-ых классов на базе ГБОУ школа №494;

· принять участие 20.01.2020 г.-23.02.2020 года в районном диагностическом тестировании ГБУ ИМЦ в формате ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-ых классов на базе ОУ района.

Несмотря на отсутствие сжатого изложения, каждое из заданий РДР 17.10.2019 г. по русскому языку диагностировало те умения и навыки изученного и освоенного в предыдущие годы обучения и в течение сентября текущего года, которые необходимы и при подготовке девятиклассников к формату ОГЭ, (ГИА) и в учебной деятельности в целом: задания с выбором ответа и кратким ответом, работа с языковым материалом, предъявленном в тексте (различные виды анализа); умение создавать собственное высказывание на тему, связанную с анализом текста, предъявленную для чтения, но без выбора варианта (9.1, 9.2 или 9.3).

Темы курса русского языка 9 класса, требующие специальной отработки, в работу не включались.

Пожелаем нашим учителям русского языка, работающим в 9-ых классах, продумать свою учебную деятельность в соответствии с требованиями действующей программы по русскому языку и содержанию УМК, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ основного общего образования, и сделать её понятной обучающимся, а значит, результативной.

Надеюсь, что РДР от 3 марта 2020 года с учётом большой подготовительной работы в районе пройдёт успешней, чем октябрьская!


Поделиться: