Поиск по сайту

Игровые технологии во внеурочной деятельности по математике как средство развития универсальных учебных действий


Авторcтво: Любимова Виктория Викторовна, учитель математики ГБОУ школы № 454, методист по дистанционному обучению ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга


Предмет математики столь серьезен,

что не следует упускать ни одной возможности

сделать его более занимательным

Блез Паскаль


Среди педагогических технологий, используемых современным учителем математики, важное место по-прежнему занимают игровые технологии [1, с.133]. И это не удивительно: математику многие учащиеся считают скучной и непонятной, а игровые технологии помогают открыть ребятам новые грани предмета, вызвать искренний интерес, удивление, тем самым создать позитивный эмоциональный настрой на преодоление трудностей, связанных с изучением математики, повысить мотивацию.

Современный учитель обладает к тому же мощным аппаратом – ИКТ, что делает использование игровых технологий ещё более эффективным. Мультимедийные средства дают возможность демонстрировать изображения и видеоклипы, добавлять звуковое сопровождение, организовывать интерактивное взаимодействие.

Такие возможности позволяют при помощи специальным образом подобранного содержания материала расширить рамки предмета, использовать межпредметные связи для применения учащимися математических знаний в смежных областях, а также в областях, на первый взгляд далеких от математики. Это способствует расширению кругозора, более полному и осознанному усвоению математического материала.

Использование дидактических игр соответствует требованиям ФГОС [2], предполагающим переход от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемного обучения, исследовательского поиска, созданию условий для творчества. Преимущества этой формы работы:

- значительно повышается мотивация учебной деятельности обучающихся, их социальной и познавательной активности, так как включаются механизмы естественного соревнования интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей человека;

- в игре реализуются те стороны личности, которые в обычной учебной жизни ребенка не находят применения и развития;

- приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, делового сотрудничества.

Существует великое множество различных разработок с применением ИКТ, которые могут использоваться при применении игровых технологий как на различных этапах урока, так и во внеурочных мероприятиях. Например, устную работу на уроке можно организовать на основе шаблона-презентации «Морской бой», закрепление – на шаблоне «Своя игра» и т.д. Много платформ для создания современных дидактических игр можно найти и в Интернете, например, большой популярностью пользуются сервисы онлайн-игр https://learningapps.org/ , https://quizizz.com/ и т.д. Также эффективно использование игровых технологий (например, ролевых игр) на интегрированных уроках.

В основном в качестве содержания дидактических игр, проводимых на уроках, выступает материал по изучаемой теме. Внеурочные мероприятия (например, занятие математического кружка, элективного курса, отдельное мероприятие в неделю математики или ежегодный тематический турнир) предполагает использование содержания, выходящего за рамки школьного курса, имеющего целью в первую очередь вызвать интерес учащихся, создать условия для расширения кругозора.

Одной из эффективных форм реализации игровой технологии во внеурочной деятельности является спортивный (массовый) вариант известной игры «Что? Где? Когда?» [3].

От викторин на точные знания эти игры отличает то, что ответ на вопрос может быть получен путем логических рассуждений, основываясь на базовых знаниях, вопросы содержат элемент занимательности, помогают увидеть необычное в обычном, способствуют расширению кругозора. Нередко бывает, что, услышав вопрос, никто из игроков команды не знает ответа, но к концу минуты обсуждения общими усилиями верный ответ находится. Такие моменты приносят участникам много радости, надолго запоминаются. От известной телеигры массовые игры отличает возможность одновременного участия большого количества команд (от 6 команд в школьных играх до 80 команд в крупных официальных турнирах), заранее установленное количество вопросов и их порядок, прием ответов в письменном виде (иногда предусматривается возможность устного комментария).

Применение элементов такой игровой формы возможно и для проведения внеурочной работы по школьным предметам, в частности, по математике. Участниками игры могут быть как учащиеся одного класса, так и нескольких параллелей одной школы или команды из разных школ. Это гораздо более эффективно и зрелищно, чем использование игровой формы «Что? Где? Когда?», аналогичной одноименной телеигре, с одной командой, где на вопросы отвечают шестеро игроков, а остальные вынуждены пассивно наблюдать за игрой. Прием ответов в письменном виде, когда все команды отвечают на одни и те же вопросы, дает равные шансы всем командам. После того, как ответы сданы, можно давать командам право по очереди комментировать свой ответ устно, поясняя свою логику. В таком случае создаются условия для развития речи учащихся, умения аргументировать свою точку зрения.

В качестве примера представлена разработка математического праздника, посвященного Международному дню числа Пи (14 марта). Такой праздник в Колпинском районе проводится с 2013 года, и уже в четвертый раз в нём участвуют команды из других районов Санкт-Петербурга. Как правило, игра проводится отдельно для учащихся 5-6 классов («Математическая карусель») и для 7-8 классов («Праздничный ПИрог»).

1.jpg

Цель мероприятия – расширение кругозора, повышение мотивации, создание условий для развития УУД учащихся, предоставление возможности проявить себя.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с интересными фактами, связанными с числом π (не столько с математической, сколько с общекультурной точки зрения); создать условия для применения имеющихся знаний в нестандартных ситуациях;

развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения грамотно и понятно излагать свои мысли, корректно отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение), информационных умений (умения искать нужную информацию, отделять важную информацию от второстепенной, использовать имеющиеся знания для получения новой информации), рефлексивных умений (способность к адекватной самооценке, критическому отношению к получаемой информации, постановке образовательных целей), способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, расширению кругозора, творческих способностей;

воспитательные: побуждение к соблюдению норм поведения, взаимоуважению, воспитание собранности, ответственности, инициативности, умения преодолевать трудности.

Средства:

– мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, акустические колонки); презентация MS Power Point, позволяющая выводить текст вопросов и иллюстрации на экран, а также содержащая автоматический таймер;

– второй компьютер (ноутбук) для ведения турнирной таблицы по ходу игры (возможно заполнение турнирной таблицы вручную в бумажном варианте);

– раздаточные материалы (иллюстрации к некоторым вопросам, карточки для ответов – по числу вопросов на каждую команду).

1 этап. Подготовка материалов для игры

В подготовке вопросов для игры могут принимать участие старшеклассники. Вопросы должны сочетать доступность и занимательность, интересное математическое содержание и «изюминки», способствующие расширению кругозора. В них используются исторические сведения, интересная информация из области искусства – живописи, архитектуры, музыки и т.д. При этом главной целью является демонстрация широты использования математических понятий в самых разных областях. Тем самым раскрывается красота математики, ее необычные стороны, что неизменно вызывает интерес у учащихся, желание находить "неизвестное в известном". В качестве источника таких вопросов можно использовать Базу Вопросов Интернет-клуба «Что? Где? Когда?» [4] или книги [5, 6]

На этапе поиска информации для вопросов создаются условия для развития следующих универсальных учебных действий:

- личностных: определение своих предпочтений, мотивация учебной деятельности, самостоятельность, желание найти полезное и интересное для других;

- метапредметных: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, выделение нужной информации из источников разных типов; отделение важной информации от второстепенной; формулирование вопросов; корректное отстаивание своего мнения.

Также заблаговременно (за две-три недели) участвующим в игре командам предлагается найти в различных источниках информации (как правило, учащиеся используют Интернет) интересные факты о числе p. Это способствует развитию умений работать с информацией, отделять важную информацию от второстепенной, развивает речь, презентационные и коммуникативные умения. Слайды, созданные учащимися, затем помещаются в общую презентацию. Такая деятельность способствует развитию чувства прекрасного, умению удивляться обширности применения математики в разных сферах.

Когда внеурочное мероприятие «Праздничный ПИрог» проводилось впервые, то для поиска информации о числе p учащиеся в основном использовали один Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/. На следующий год ребятам было предложено найти интересные и необычные факты о числе p, связанные не столько с математикой, сколько с другими областями знаний, культурой, искусством и т.д. Это вызвало гораздо больший интерес, чем рассмотрение этого числа только с позиций математики. Оказалось, что число p стало источником вдохновения для композиторов (например, https://www.youtube.com/watch?v=sqxjh6iUkKI), создателей фильмов и даже парфюмеров.

В деятельности по поиску интересных фактов приняли активное участие и ребята, испытывавшие трудности при изучении математики. Позже они сказали, что такая работа помогла им по-новому взглянуть на математику, и им стало интереснее ее изучать.

2 этап. Проведение игры

I.         Вступительное слово учителя (или из приглашенных гостей)

II.      Выступление учащихся с устными сообщениями (интересные факты о числе p) – по одному человеку от каждой команды, порядок выступлений заранее согласовывается с учителем.

III.   Первая часть игры (6-7 вопросов, если игра проводится для 5-6 классов, или 10-12 вопросов для 7-8 классов), правила игры подробно объясняются ниже.

IV.   Музыкальная пауза – «Музыка числа Пи» (один из возможных вариантов)

V.      Вторая часть игры (столько же вопросов, как в первой части)

VI.   Подведение итогов, награждение победителей.

Правила игры:

1.    Команды (не более 6 человек в команде, меньше допускается) занимают места в классе (зале) так, чтобы при обсуждении не мешать друг другу.

2.    Каждая команда получает регистрационный номер и листочки для ответов по числу вопросов турнира (на каждом листочке указан номер команды и номер вопроса).

3.    Вопросы задаются по одному в заранее определенном порядке (при проведении игры для 5-6 классов для внесения интриги можно вложить в вопросы в конверты и выбирать их волчком). Примеры вопросов см. далее.

2.jpg

4.    Каждый вопрос зачитывается ведущим только один раз. В нашей игре учащиеся могут видеть текст вопроса еще и на слайде презентации в течение всей минуты обсуждения, хотя в официальных турнирах по спортивной игре «Что? Где? Когда?» такого нет. В некоторых вопросах используются раздаточные материалы, дублирующие изображения на экране, для удобства команд.

5.    На обсуждение каждого вопроса дается одна минута, а затем еще 10 секунд, в течение которых капитану необходимо записать ответ в соответствующий листок.

6.    Так как в такой форме игры невозможно уточнение ответа командой, то ответ, записанный в листке, должен быть четко сформулирован, не должен содержать лишних слов.

7.    По окончании минуты помощники собирают листочки с ответами, после чего зачитывается правильный ответ. Неверные ответы не оглашаются (или, при согласии команды, зачитываются самые смешные или интересные версии).

8.    Возможно предоставление права одной из команд (по очереди) устно объяснить логику своего ответа, что повышает зрелищность игры.

9.    Решение о зачете или незачете спорных ответов оглашается в перерыве между вопросами.

10.    Игрокам запрещается вставать со своих мест, догонять или задерживать помощников, собирающих ответы.

11.    За то время, пока команды обсуждают следующий вопрос, помощник ведущего проверяет сданные ответы на предыдущий вопрос и сразу заполняет турнирную таблицу, строки которой – названия команд, а столбцы – номера вопросов.

12.    За каждый правильный ответ команда получает один балл.

13.    После того, как отыграна половина вопросов, в перерыве («Музыкальной паузе») объявляются промежуточные итоги. Возможно проведение в перерыве небольших развлекательных игр.

14.    Когда отыграны все вопросы, победителем турнира становится команда, давшая больше других верных ответов. В случае равенства количества верных ответов у нескольких команд, претендующих на призовые места, только им будут заданы дополнительные вопросы до выявления победителя. Остальные команды при равенстве верных ответов делят места.

Примеры вопросов для 5-8 классов

1. Бабушка автора вопроса решила пышно отпраздновать свой юбилей, когда ей исполнилось 83 года и 4 месяца. Почему она выбрала такую странную дату?

Ответ: ей исполнилось 1000 месяцев. Источник: [5, с. 377]

2. Отношение диаметра Земли к диаметру Луны равно 3,66. Нормальная температура человеческого тела равна 36,6 градуса. Какое еще известное вам число состоит из тех же трех цифр?

Ответ: число дней в високосном году равно 366. Источник: [6, с. 393]

3. Какое число у гренландцев обозначается выражением «от второй ноги три»?

Ответ: 18.

Комментарий: 10 от двух рук + 5 от первой ноги + 3 от второй ноги = 18 пальцев.

Источник: [6, с. 393]

4. В 1992 году число "пи" было рассчитано с точностью до 1 млрд 11 млн 196 тыс 691 знака после запятой. Этот факт был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Почему же само число туда не попало?

Ответ: для записи этого числа потребовалось бы слишком много страниц (свыше тысячи). Источник: [6, с. 393]

5. Мы часто употребляем прилагательное "гигантский", не задумываясь о его происхождении: гигантская улитка ахатина, гигантские пирамиды в Египте и т.п. Во сколько раз должны превосходить остальные объекты существа или сооружения, чтобы по праву называться гигантскими?

Ответ: в миллиард раз! Комментарий: приставка "гига" означает умножение на 10 в 9 степени. Источник: [6, с. 393]

6. В различных тестах на коэффициент интеллекта часто предлагаются задания, в которых надо установить закономерность и продолжить ряд. Вот пример такого задания – нарисуйте фигуру, которая продолжит этот ряд:

3.JPG


Подскажем, что дать правильный ответ вам помог бы предмет, который есть практически в каждом доме.

Ответ: 4.JPG

Комментарий: если приложить зеркало к написанным цифрам 1, 2, 3 и т.д., то вместе с отражением цифры образуют данные фигуры.

7.        По преданию, китайский император Ию, живший примерно четыре тысячи лет назад, увидел однажды священную черепаху с узором из черных и белых кружков на панцире. Этот узор китайцы стали использовать при заклинаниях. Какими двумя словами мы называем современные аналоги изображенного на рисунке?

5.JPGОтвет: магические квадраты.

Комментарий: заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружочков, получим таблицу, в которой сложение трех чисел каждой диагонали, строки или столбца дает число 15.

Источник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 2006. С. 44.

8.        Об этом изобретении Дедала Юрий Олеша писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный, сверкающий... У него тяжелая голова...» Изображение его можно видеть на фасаде грузинского храма Светицховели рядом с рукой архитектора. Что это такое?

Ответ: циркуль.

Источник: Ю. Олеша. Зависть (сборник). Рассказы. Человеческий материал.

https://www.livelib.ru/book/35207/readpart-zavist-rasskazy-ni-dnya-bez-strochki-yurij-olesha/~29

9.        У некоторых древних народов в этом их было 5, а у египтян в этом их было 10. У нас в этом же их больше 5, но меньше 10. Назовите хотя бы один из них.

Ответ: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота или воскресенье. Речь идет о количестве дней в неделе. Источник: http://ru.wikipedia.org/неделя

10.    Писатель Лесков в «Сказке о тульском Левше», подражая народной этимологии, называет микроскоп «мелкоскопом», барометр – «буреметром». А что он называет «долбицей»?

Ответ: таблицу (умножения). Источник: Лесков Н. С. Левша.

http://dugward.ru/library/leskov/leskov_levsha.html

Такая командная игра способствует развитию следующих универсальных учебных действий:

- личностных: осознание широты применения математики в разных сферах человеческой деятельности, желание расширить свой кругозор;

- метапредметных: логических (установление причинно-следственных связей, поиск закономерностей, аналогии, построение рассуждения), информационных (умение анализировать и интерпретировать полученную информацию, передавать информацию устным или письменным способом), регулятивных (выполнять правила игры, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать сообщение о допущенных ошибках), саморегуляция (концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния в ситуации мотивационного конфликта);

- коммуникативных: инициативное сотрудничество (умение формулировать свои затруднения, договариваться о распределении функций в совместной деятельности), взаимодействие (умение формулировать и корректно отстаивать свое мнение).

Таким образом, предложенная игровая форма повышает интерес учащихся к предмету, реализует межпредметные связи и на каждом из этапов способствует развитию различных универсальных учебных действий, что объясняет актуальность данной разработки.



Литература:


1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2010.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС. / под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2017

3. Правила спортивного варианта игры «Что? Где? Когда?» URL: http://mak-chgk.ru/rules/codex/

4. База вопросов «Что? Где? Когда?» URL: http://db.chgk.info

5. Баландин Б. Б. 10 000 вопросов для очень умных. 2-е доп. и перераб. изд. М.: РИПОЛ классик, 2005. 512 с.

6. Баландин Б. Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей. М.:РИПОЛ классик, 2006. 576 с.


Поделиться: