Поиск по сайту

Взаимодействие педагогов и родителей в рамках реализации культурно-образовательных практик дошкольников (к проблеме проектирования модели социального партнерства)


Авторcтво: Данилова Елена Михайловна, Нилова Тамара Михайловна, Тихонова Ольга Борисовна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


   

В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования одной из основных задач, стоящих сегодня перед детским садом, является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях обеспечения полноценного развития ребенка. Наиболее приоритетной формой сотрудничества ДОУ и родителей считается социальное партнерство. Под «социальным партнерством» понимается «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития». Результатом социального партнерства становятся определенные позитивные и положительно окрашенные взаимоотношения между педагогами и родителями, которые складываются в процессе оказания взаимопомощи друг другу при решении образовательных, социальных, коммуникативных, управленческих, организационных и иных проблем посредствам согласительных процедур.
   В ходе инновационной деятельности ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района была разработана педагогическая модель развития партнерских отношений между детским дошкольным учреждением и семьями воспитанников, которая базируется на принципах событийной педагогики.
   Проектируя модель социального партнерства, педагогический коллектив ДОУ исходил из следующего тезиса: выстроить эффективные партнерские отношения между воспитывающими взрослыми можно только в рамках реализации конкретных практических «дел», которые позволяют субъектам образовательного процесса на время объединяться для того, чтобы реализовать свои собственные цели и интересы. Поэтому в качестве единицы проектирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса было выбрано событие, которое понимается как «бытие “образующегося” человека, совместное с бытием других людей, объединенное общими переживаниями, смыслами, деятельностью» (В. И. Слободчиков), «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» (В. В. Лобанов), «способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека» (Ю. С. Мануйлов).
   В рамках разработанной модели отличительными особенностями «события» (в сравнении с «мероприятием») являются:
• актуальность для ребенка и родителей, сопряженность с жизнью семьи. В качестве события, способного объединить всех субъектов образовательного процесса, выбираются не темы базовых и локальных программ дошкольного образования, интересные для педагога, а события, которые непосредственно связаны с жизнью всего детского коллектива или происходящие в жизни отдельных семей;
• субъектность, предполагающая, что дети и взрослые выступают агентами действия (любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания);
• рефлексивность (событие – это ситуация, которая переживается и осознается ребенком как важная и ценная в его собственном развитии, поэтому обязательным элементом события становится осмысление происходящего каждым участников);
• неформальность (событие всегда предполагает равноправие участников, отсутствие какой-либо социальной иерархии, открытость отношений, свободу высказываний и действия);
• развивающий характер (в событии дошкольник и воспитывающие взрослые «обретают себя» – меняют отношение к себе, другим людям и к миру в целом);
• однократность (многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие и становится лишь этапом того или иного процесса).
Как известно, для события необходим информационный повод - случай или происшествие, которое одинаково важно и интересно для всех субъектов образовательного процесса. Им может стать: общегосударственный или городской праздник; ссора между ребятами; подарок, который был подарен одному из детей на день рождение, но эмоционально затронул всех детей группы; конкурс, объявленный сторонней организацией-партнером и пр. Главная задача воспитывающих взрослых – превратить это «событие» в культурно-образовательную практику для дошкольников. А для этого педагогу и родителям необходимо, увидеть в случившемся (или происходящем) некую проблему, обозначать ее в качестве проблемного вопроса, личностно значимого для дошкольников, и организовать деятельность детей по поиску решения этой проблемы.
Одним из таких «событий» может стать традиционный праздник – Новый год. Это – самый любимый и долгожданный праздник для детей и взрослых. Он объединяет людей в радости и согласии. Ведь это единственное торжество, которое является ни политическим, ни конфессиональным. Вероятно, именно поэтому культурно-образовательная практика, которая разворачивается в связи с подготовкой и празднованием Нового года, обладает огромным педагогическим потенциалом.
   Прежде всего, новогодний праздник активизирует процесс развития личности и одновременно удовлетворяет потребность ребенка в приобщении к социокультурным ценностям. Новый год по своей сути является праздником обновления и надежд. Это точка отсчета новой жизни, когда человек стремится избавиться от проблем и неудач уходящего года, продумать жизненные планы на будущее, изменить себя и свое отношение к окружающей действительности. В Новый год люди собираются за одним столом, прощают друг другу старые обиды, обмениваются подарками и теплыми пожеланиями. Свой заветный подарок может получить даже тот, кто об этом не мечтал: новогодние праздники – время добрых дел, проведения многочисленных благотворительных акций и событий. Именно поэтому на примере празднования Нового года можно наглядно раскрыть смысл таких сложных для детей дошкольного возраста понятий как «традиция», «уважение к своей истории», «целеустремленность», «добро», «милосердие» и других нравственных и этических категорий, которые станут основой ценностных ориентаций дошкольников [5].
   Культурно-образовательная практика, построенная на событийном подходе, разворачивалась в формате проектной деятельности. Она была ориентирована на детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Цели практики: расширение представлений детей о традициях празднования Нового года, развитие уважительного отношения к семейным реликвиям, укрепление связи между поколениями.
Авторы придерживались следующего алгоритма взаимодействия между субъектами образовательного процесса (дети, педагог и родители):


          1 шаг – диагностический.

Сущность совместной работы - формирование у субъектов образовательного процесса потребности в проведении события и мотивация их на совместную работу. На этом этапе был проведен социологический опрос родителей, который позволил выявить их отношение к празднику Новый год, а также их заинтересованность в совместном времяпрепровождении с ребенком. Проведенные исследования показали, что родители с теплотой вспоминают истории, которые происходили с ними в канун или во время празднования Нового года, хранят памятные вещи, связанные с этим праздником, и готовы рассказать своим детям о тех или иных семейных традициях. С воспитанниками группы поводились беседы, в рамках которых дети могли отрефлексировать свои эмоции и чувства, связанные с приближением Нового года.


           2 шаг – прогнозирование и планирование «события» - встречи Нового года.
 

 Сущность совместной работы - моделирование образа желаемого результата, совместное целеполагание, определение программы (последовательности) действий, распределение обязанностей и ответственности. Поскольку у воспитанников данной группы опыт целеполагания и проектирования деятельности не очень велик, программу подготовки к Новому году составили педагог и инициативные родители в рамках совместного обсуждения. Было решено организовать культурно-образовательную практику детей в виде серии исследовательских мастерских по изучению семейных архивов и мастер-классов, связанных с изготовлением атрибутов Нового года, причем как в «стиле детства родителей», так и в формах и видах современной культуры (актуальной для детей данного возраста). Родители и педагог распределили между собой обязанности и функции.


           3 шаг – реализация культурно-образовательной практики.
 

 Сущность совместной работы педагога и родителей – выполнение действий по достижению результата.
В рамках культурно-образовательной практики, связанной с празднованием Нового года, воспитывающими взрослыми были проведены следующие мероприятия:
   1. Проведение педагогом познавательных занятий для детей соответствующей тематики:
- история возникновения праздника;
- главный атрибут праздника – елка, и как ее украшали наши предки;
- традиции празднования Нового года;
- кто ты, Дедушка Мороз?
   2. Семейное исследование семейного альбома (фотоархива). Рассматривание родительских фотографий. Отбор детьми тех фотокарточек, на которых изображены родители в детстве в момент празднования Нового года. Прослушивание детьми новогодних историй из жизни родителей, произошедшими в то момент, когда они были маленькими.
   3. Организация временной выставки семейных фотографий в группе. Создает выставку педагог совместно с детьми из тех фотоснимков, что они принесли из дома. Проведение педагогом фасилитированного обсуждения с воспитанниками семейных фотографий. Цель – сформировать у дошкольников представление о том, как встречали праздник родители детей, и как этот праздник проходит теперь у них самих. Выясняется, чем отличается оформление елки, помещений, новогодних костюмов и пр. в прошлом от их аналогов в наши дни.
   4. Семейное исследование коробок с елочными игрушками. В ходе рассматривания родители вспоминают и рассказывают ребенку истории появления той или иной игрушки в семье.
   5. Дети (по договоренности со взрослыми) приносили из дома в детский сад на время старые елочные игрушки, которыми родители когда-то украшали свои елки. Они рассказывали друг другу истории, которые услышали от родителей по поводу появления в семье данной игрушки.
Было решено, что один из родителей воспитанников группы проведет для детей мастер-класс «Украсим елочку». Живую елку дошкольники под руководством родителя наряжали старыми игрушками из детства пап и мам (Приложение № 1). В ходе мастер-класса дети разучивали стихи и песенки из репертуара детей времен детства родителей.
Рядом с елкой «из прошлого» была установлена современная искусственная елочка, которую сами дети нарядили современными игрушками (без участия взрослых).
   6. Проведение родителями нескольких мастер-классов для детей по изготовлению флажков и гирлянд старого образца (из их детства) (Приложение № 1)
   7. Оформление новогодней атрибутикой группового пространства. Участники – дети, родители и педагог (Приложение № 2) .
Групповое пространство было разделено на две зоны, одна была украшена как в детстве родителей, а другая в современном стиле, в группе были установлены две елки. Одна живая, со старыми игрушками, а другая искусственная и украшена по-современному.
   8. Мастер-класс для детей от педагога и родителей по изготовлению подарков для сотрудников детского сада. В ходе мастер-классов воспитывающие взрослые обсуждали с детьми: что такое подарок? Почему его дарят? Что можно подарить человеку на Новый год? Что такое «подарок своими руками»? Может ли он порадовать другого человека? При каких условиях? После изготовления детьми подарков дети подарили их сотрудникам детского сада (Приложение № 3)
   9. Беседа «Подарки из детства»: организация встречи детей с инициативными родителями, которые рассказали воспитанникам о том, какие подарки они просили у Деда Мороза в детстве и почему. Рассматривание некоторых «подарков из детства», которые родители сохранили в своих семейных архивах. В ходе этих встреч дети также обсуждали с воспитывающими взрослыми такие вопросы как: все ли может подарить Дед Мороз? Что я хочу, чтобы мне подарили не Новый год? Почему именно этот подарок? Создание детьми рисунка-письма Деду Морозу с поздравлениями и просьбой о подарке (Приложение № 4)
10. Украшение прогулочного участка детского сада совместно детьми, родителями и педагогом. Участок так же был украшен к празднику, в том же формате что и группа. Совместно с детьми и родителями слепили по старинке снеговика и провели познавательную беседу «История праздника – День снеговика», и создали современные снежные постройки. (Приложение № 5)
11. Участие в конкурсе «Безопасный Новый год» изготовление детьми игрушки и вручение ее родителям. (Приложение № 6)

        
             4 шаг – рефлексия и оценка совместной работы.
    

 Сущность совместной работы педагога и родителей - соотнесение полученного результата с желаемым, выявление отношения участников культурно-образовательного события к нему, поощрение участников культурно-образовательного события. Форма работы на данном этапе – организация психологической диагностики («рефлексивный круг»), проведение социологических исследований (опросы, эксперименты).
Кроме бесед и социологических опросов, на этом этапе была проведена творческая мастерская «Игрушка для потомков». Ее организатором стал педагог. Адресовалась она детям и их родителям. В рамках мастерской семьи создавали новогоднюю игрушку для украшения своей домашней елки. Эта игрушка становилась новой семейной реликвией, которая должна была сохранить память о данном проекте (Приложение № 7)


Приложения



                     Литература

1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.
2. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.
3. Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Непрерывное образование взрослых: Матер. междунар. форума / Отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. СПб.: ИНОВ, 2015. С. 67–72.
4. Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008 – № 4 – с. 7-8.
5. Шейко Н. Г. Праздник, который нас объединяет // Детский сад: теория и практика. – 2017. - № 12. – с. 50-57.

Поделиться: