Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика руками родителей – это возможно!


Авторcтво: Лютянская Наталья Львовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


   

 Как важно в нашей жизни, когда каждый второй смотрит в экран своего гаджета, найти время и тему для живого общения. Время и желание – это для нас взрослых. Для детей это – жизненная необходимость, единственная возможность развить экспрессивную речь. Научиться говорить. Говорить красиво и грамотно. Родители – первые учителя. Задача специалиста (педагога-логопеда) помочь им найти время и тему для общения с ребенком, которое не только положительным образом отразится на его когнитивном развитии и сформирует связную речь, но и не потребует больших материальных затрат на организацию процесса.
Как часто приходится слышать от родителей на консультациях о том, что совсем не хватает времени на занятия с детьми и повторения пройденного материала на занятиях у логопеда. О том, что дома после работы хочется полежать перед телевизором, почитать, да просто ничего не делать и побыть в тишине, а вместо этого надо готовить ужин, какие уж там занятия с ребенком. И это в наш век современных технологий, когда белье стирает стиральная машина, а посуду моет посудомоечная, а ужин готовит мультиварка. В связи с этим порой возникает риторический вопрос: как же все успевала моя мама несколько десятилетий назад? Сходить в магазин за продуктами, который был не в шаговой доступности, приготовить, постирать, и на вторую работу сбегать, и уроки проверить и почитать перед сном? Новые технологии, казалось бы, стремятся к тому, чтобы облегчить нам жизнь и освободить массу времени, а на поверку получается, что технологии мы используем, а свободного времени у нас не остается.
     Можно много философствовать на эту тему, но я попробую перейти к практическим советам. Если есть у родителей проблема, то я, как специалист, должна попробовать помочь им найти возможное решение.
В связи с тем, что практически все мамы говорят о том, что полжизни проводят на кухне и освободиться от кухонных забот не удается, то возникла мысль: а нельзя ли организовать развивающие игровые занятия в формате культурных практик … прямо в помещении кухни?
Кухня – вполне подходящее место для игры и развития! Родители проводят там много времени, так почему бы не совместить приятное с полезным, тем более, что на создание развивающей среды не придется тратить ни времени, ни денежных средств.
     Кухня – прекрасное место для развития слухового внимания. Можно помешивать ложкой в стакане, закрывать кастрюлю крышкой, тереть на терке морковь, шуршать пакетом, греметь горохом в банке. А ребенок пусть отгадывает, закрыв глаза, что это звучало.
     Кухня – прекрасное место для формирования элементарных математических представлений: математика, спрятанная в кулинарию, обеспечивает развитие ребенка более эффективно, чем скучное решение арифметических задач. Во время игры на кухне ребенок может узнать, что любое блюдо готовится из определенного количества компонентов, что существенное значение имеет их величина и последовательность действий. Дошкольник способен самостоятельно отмерить необходимое количество стаканов крупы, молока, ложек сахара и соли для каши, разделить яблоко на части, отсчитать ягоды для украшения пирога.
     Кухня – прекрасное место для того, чтобы, наконец, выучить дни недели, составив меню на каждый день.
     Кухня – кладовая для формирования фонематических представлений: «приготовьте ужин» (то есть назовите кушанья) только из блюд, в которых есть звук «З» (запеканка, заливное, зразы). При этом важно не путать твердые и мягкие звуки! Ведь «земляничный компот» – это уже на звук «ЗЬ».
     Кухня – что может быть лучше для изучения лексической темы «Посуда». Именно здесь можно найти настоящие, а не игрушечные столовые приборы, разного размера тарелки, миски, кастрюли, сковородки, банки и коробки. Чайная, столовая, кухонная посуда – все это не только можно увидеть и назвать, но, главное, потрогать и поэкспериментировать с ними.
     Кухня – просто огромное поле для развития мелкой моторики в панацее, которой уже не сомневается ни один специалист: разбирать рис от гречи или собирать бусы из разного вида макарон. А какие игры вы еще можете придумать?
     Кухня – как много в этом слове вариантов для словообразования и формирования представления о предлогах, когда «сливовый компот стоит на полке в холодильнике справа от сливочного масла»!
Кроме того, кухня – это место, где можно учиться планировать и прогнозировать свои действия, составлять план своей работы. Ведь чтобы приготовить еду, нужно следовать определенному алгоритму. Уместны напоминания ребенку: подготовь все для приготовления задуманного блюда, подумай, как удобней расположить необходимое, с чего начнешь, что сделаешь затем и т.д. При наличии современной техники (миксер, измельчитель продуктов, мясорубка…) вполне возможно привлекать детей к ее использованию: ребенок старшего дошкольного возраста может разбирать и собирать мясорубку, расшифровывать символы-обозначения по управлению техникой, по обеспечению безопасности. Особенно привлекательна эта деятельность для мальчиков: старшие действуют по схеме – по операционной карте, малыши нажимают клавиши пуска.
Игры на кухне – это не только повод для речевого развития и развития интеллектуальных способностей ребенка, но прекрасная возможность развивать его творческие способности. «Сиреневое» молоко захочет выпить даже самый заядлый противник молочных продуктов. Разноцветный арбуз, пестрый салат, полосатый картофель не только вкусно, полезно, но и интересно есть. Придумывание новых названий блюд, отгадывание названия блюда по «зашифрованному» рецепту, отбор блюд к празднику, приготовление любимых блюд бабушки, сестренки, украшение блюда – все это далеко не полный перечень своеобразной творческой «воспитательно-кулинарной» работы.
Таким образом, включение «кулинарных» заданий в подготовку дошкольника обогащает содержание педагогического процесса в ДОУ и содержание общения в семье.
Для чего это надо маме? Очевидно, выполнить свои родительские обязанности, не отходя от плиты. Совместное приготовление еды может стать замечательным совместным времяпрепровождением и общением.
Для чего это надо самому ребенку? Чтобы избавиться от дефицита внимания со стороны значимых взрослых – родителей.
Для чего это надо педагогам детского сада, и, прежде всего, логопеду? Подобные «кулинарные практики» позволяют решить целый ряд психомоторных и логопедических проблем воспитанников. Они содействуют:
 - развитию слухового и зрительного восприятия детей;
 - формированию пространственных представлений дошкольников;
 - развитию моторных функций;
 - формированию пассивного и активного словаря детей;
 - формирование умения производить фонематический анализ и синтез.
Педагог-логопед при организации такого рода детско-взрослой культурно-образовательной практики в условиях домашней кухни оказывает воспитывающим взрослым (мамам, бабушкам) методическую и дидактическую поддержку.
Взаимодействие с семьей может строиться так:
 - на первой встрече с мамами и бабушками педагог рассказывает о сущности предлагаемой работы с детьми в условиях домашней кухни и проводит короткий обучающий мастер-класс – играет с самими родителями. Например, в игру «Изучаем размер» – раскладываем посуду на большую и маленькую, вилки – на длинные и короткие.
 - на втором этапе родители пробуют провести несколько игр (примеры предоставляются логопедом) с ребенком дома, чтобы понять преимущества данной культурно-образовательной практики и выявить трудности и проблемы в ее реализации;
 - при необходимости родители имели возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию логопеда по возникшим вопросам и проблемам;
 - далее родители получают от логопеда широкий перечень возможных игр на кухне, которые нацелены на преодоление логопедических проблем именно их детей, и проводят эти игры с детьми;
 - в ходе реализации родителями культурно-образовательной практики на кухне проводилась еще одна встреча с мамами и бабушками, на которой обсуждались игры, самостоятельно придуманные взрослыми и детьми. В рамках моего эксперимента – это были такие игры, как: составление фигурок из спичек, зубочисток; выполнение различных объемных построек из зубочисток, спичек (пирамидку, гараж, с обыгрыванием постройки); рисование пальцем, рукой или кисточкой для смазывания теста на манке, муке.
       Данная культурно-образовательная практика подойдет для детей абсолютно любого возраста, более того это будет полезно и результативно для детей с ОВЗ и остро необходимо для детей с задержкой развития и детей с тяжелыми нарушениями речи.



Поделиться: