Поиск по сайту

Роль педагога в актуализации педагогического потенциала предметно-пространственной среды детского сада


Авторcтво: Севастьянова Марина Николаевна, Сулима Людмила Константиновна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


     

 В последние годы в философии образования произошел серьезный пересмотр смысла понятия «образование». Сегодня образование (в том числе и дошкольное) трактуется как процесс культурной идентификации и личностной самодетерминации, происходящей в ходе освоения личностью ценностей культуры (Ильюшин Л. С.), как процесс непрерывного «созидания и самосозидания Человека» (Миронова Н. В.). Действительно, становление целостного и непротиворечивого образа своего «Я» происходит, прежде всего, благодаря желаниям и усилиям самого человека. Институты социализации и образования (семья, детский сад, школа) способны оказать лишь определенное влияние на личностное становление ребенка. Главная их миссия – стимулировать и поддержать развитие мотивационной сферы воспитанника – его желания познавать (учиться), развиваться, меняться, самосовершенствоваться.
       Дошкольный возраст – важный период в формировании мотивационной сферы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. И. Ковалев, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.). Это время, когда ребенок учится принимать самостоятельные решения, то есть осуществлять выбор, руководствуясь при этом личными потребностями и социальными интересами.
       Педагогическая поддержка образовательной мотивации детей дошкольного возраста, особенно в условиях реализации культурных практик, не простой процесс. Она зависит от множества факторов. Первый и самый главный – позиция самого педагога. От ценностно-смысловых установок воспитателя, его стиля общения с воспитанниками, уровня методической компетентности, культурного кругозора зависит очень многое. Сегодня педагог – это не «учитель», глубоко и широко осведомленный и передающий свои знания воспитанникам.
Роль воспитателя в детском коллективе многогранна: он выступает как
     - тьютор, обеспечивая разработку индивидуальных образовательных траекторий воспитанников,
     - координатор различной деятельности детей,
     - партнер, способный включиться на равных в совместную с детьми деятельность, в том числе и игрового характера,
     - наставник и помощник, готовый поделиться с дошкольниками образовательным опытом,
     - фасилитатор, помогающий воспитанникам самим выработать и принять решение,
     - модератор, организующий общение между детьми, контролирующий, чтобы участники коммуникации не нарушали установленных правил,
     - медиатор, то есть посредник, выступающий третьей стороной при разрешении споров и конфликтов в детском коллективе, помогающий оппонентам достигнуть соглашения,
     - проектировщик и дизайнер предметно-пространственной среды, в которой наиболее успешно проходить личностное развитие ребенка.
      Последняя из ролей как раз и обусловлена внедрением в образовательную деятельность детских садов культурных (культурно-образовательных) практик, в ходе которых развивается мотивационная сфера воспитанников. Для того, чтобы дети заинтересовались чем-то и начали самостоятельно осуществлять деятельность, связанную с познанием окружающего мира и определением себя в этом мире, необходимо, чтобы педагог постоянно совершенствовал и обновлял предметно-пространственную среду группы. Грамотно организованная предметно-пространственная среда благоприятно воздействует на всех субъектов образовательного процесса: и на воспитанников, предоставляя им возможность для инициирования новых культурно-образовательных практик, и на педагога, позволяя ему реализовывать все свои профессиональные роли и функции.
      Очевидно, что современная предметно-пространственная среда детского сада – многогранна и разнообразна. Ведь сегодня ее составляют огромное количество специально разработанных для дошкольников определенного возраста игрушек, дидактических материалов, тренажеров, настольных игр. Однако даже самые замечательные образцы как приобретенные в специальных магазинах, так и рукотворные, изготовленные руками педагогов и родителей, остаются невостребованными детьми из-за того, что воспитанники не знают, как их использовать в играх. Функция воспитателя в этом случае будет заключаться в инициировании специальных культурно-образовательных практик, в рамках которых эти материалы будут активно вовлечены в игровую, коммуникативную, творческую деятельность. Другая проблема современной предметно-пространственной среды – ее «имитационность». Под этой характеристикой авторы статьи понимают следующее: многие предметы, которые находятся в развивающих уголках группы, лишь напоминают реальные аналоги. Вместе с тем, настоящих (подлинных) предметов, которыми пользуются или пользовались в повседневной жизни дети и их родители, в среде группы не так много.
       Чтобы инициировать культурно-образовательные практики детей нами была предпринята попытка обновления предметно-пространственной среды группы за счет внесения в нее реальных бытовых вещей и предметов, которые могут быть понятны дошкольникам по своему утилитарному назначению.
       Так, в центр познавательного развития (уголок математики) внесли старые счеты. Педагоги не объясняли, что это за предмет и почему он здесь появился. Новый для детей элемент среды инициировал целый спектр культурно-образовательных практик, в основном исследовательского характера. В течение нескольких воспитатели наблюдали за тем, что со счетами делали дети. Ребята катались на них по полу, как на коньках. Девочки использовали в качестве крыши домика для кукол. Мальчики спускали с них, как с горки, маленькие машинки, выясняя – чья дальше проедет. Так, на первом этапе, дети без участия взрослого выдвигали свои версии относительно назначения нового предмета. В ходе самостоятельных экспериментов и опытов дошкольники пришли к выводу, что любую вещь можно использовать по-разному (для разных функций, а не только по-своему прямому утилитарному назначению).
       Затем воспитатель предложил детям использовать данный предмет для новой игры: дети бросали кубик – сколько выпадет точек, столько и нужно было отложить косточек на счетах. Дошкольники играли с удовольствием еще два дня, уже теперь осваивая непосредственную (прямую) утилитарную функцию: счеты нужны для того, чтобы быстро и легко подсчитывать. В ходе культурной практики педагог усложнил задание: дети стали складывать на счетах числа (решать простые примеры), используя косточки разных цветов. На этом этапе деятельности воспитатель предложил узнать, как называется этот предмет. Была проведена беседа, в ходе которой дети узнали историю возникновения счет.
       Далее ребятам было предложено выяснить, у кого из них дома тоже есть счеты, и по возможности принести их в группу. Вслед за этим началась новая волна культурных практик, только теперь творческого характера: дети стали сочинять новые игры со счетами. И инициаторами этой деятельности опять были сами воспитанники. Они устроили соревнование под названием «Велокоты»: выигрывает тот ребенок, чей игрушечный кот, размещенный на счетах, словно на машине, быстрее доедет до пирамидки. Также дети предложили использовать счеты в качестве регулятора очередности прыжков на фитболах и сами следили за соблюдением правил. А прыгая на скакалках, откладывали столько косточек, сколько каждый сделал прыжков до ошибки.
       Далее педагоги пошли на эксперимент. Они предложили детям внести счеты в разные развивающие зоны и попробовать использовать этот предмет там. Были выбраны игровое пространство «Магазин» и зона «Музыкальный уголок». Ребята стали использовать счеты при проведении расчетных операций при «покупке товаров», а также придумали превратить счеты в шумовой музыкальный инструмент.
       Приведем еще один пример обновления среды, которое стимулировало развитие образовательной мотивации детей и инициировало их культурно-образовательные практики. Чтобы привлечь внимание воспитанников к «Уголку экспериментирования», в него внесли пустые картонные коробки разных форм и размеров, оставшиеся после покупки различных бытовых предметов, одежды, обуви. Ребята сразу обратили на них внимание и стали активно использовать их в играх: строили замки, крепости, дома, мебель, ракеты. В сюжетно-ролевой игре «В гости» одну из коробок они самостоятельно украсили «под подарок». Далее, обратившись за помощью к педагогу, создали из коробки робота. С помощью взрослых они вырезали части для изготовления робота, в которого в дальнейшем играли самостоятельно. А закрепляя тему «Часы», уже сам педагог предложил детям превратить одну из коробов в макет башенных часов.
       После того, как в пространство развивающих зон были внесены указанные выше реальные бытовые предметы, вызвавшие искренний интерес у детей, авторы данной статьи наметили программу по усовершенствованию предметно-пространственной группы детского сада. Был создан актив из родителей, педагогов и детей, которые занялись изготовлением различных атрибутов к играм.
 Так появились:
     • в «Театральном уголке» – куклы-ходунки, сделанные под руководством опытной мамы-дизайнера, которые дети могли использовать для самостоятельных театральных игр, театральный грим, маски и пр.;
     • в «Спортивном уголке» для активизации самостоятельной игровой деятельности педагоги были размещены самодельные игры, в том числе, на меткость - «Бросайки-попадайки», созданные из пластиковых бутылок и      контейнеров из киндер-сюрпризов;
     • в «Транспортном уголке» для реализации задач гендерного воспитания представлено игровое пособие «Я – водитель», в которое были некоторые атрибуты, связанные с дорожным движением – права на автомашину, нагрудные изображения автомобилей на ленточках, макеты дорожных знаков и пр.
       Таким образом, педагогический эксперимент по внесению реальных бытовых предметов в среду группы подтвердил правильность выдвинутой гипотезы: развитие образовательной мотивации дошкольников напрямую зависит от того, насколько незнакомыми являются эти вещи для детей, и какую роль в учебно-воспитательном процессе занимает педагог, насколько он не подавляет детскую активность (то есть выступает ли он в роли координатора, фасилитатора, модератора, медиатора).




                          Список литературы:

  1. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 38-47.
  2. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. – СПб., 2002.
  3. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
  4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  5. Миронова Н. В. Образование как сфера созидания и самосозидания человека. Учебное пособие. – Чита, 2010.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.


Поделиться: