Поиск по сайту

Здоровьесберегающая исследовательская работа на уроках биологии и физической культуры


Авторcтво: Юрина Марина Геннадьевна, заместитель директора, учитель биологии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пестова Людмила Николаевна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Здоровью подрастающего поколения всегда уделялось пристальное внимание, но, к сожалению, количество здоровых детей с каждым годом становится все меньше и меньше. Многие нарушения здоровья школьников связывают с учебой в школе, такие как: снижение остроты зрения, нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Поэтому одной из главных целей школы является создание условий для формирования ценности здоровья, необходимости его сохранения и укрепления, приобретения навыков культурно-гигиенических, культурно-экологических, физического развития, рационального питания, профилактических.

      Для повышения уровня знаний о самом здоровье и здоровом образе жизни необходимо организовать учебный процесс так, чтобы ребенок получал не только знания о ценности здоровья, но и формировал умения размышлять над своим здоровьем, выстраивал свое здоровьесберегающее поведение в условиях выбора здоровый-нездоровый образ жизни. С этой целью для учащихся организуется интегрированная здоровьесберегающая исследовательская деятельность на уроках биологии и физической культуры. В качестве примера нами приводится опыт такой работы по тематике «Нарушения здоровья».

        На уроках биологии учащиеся проводят наблюдения и диагностику своего здоровья (информационно-диагностический этап) с целью самооценки своего здоровья. Темы практических и лабораторных работ исследовательского характера в 8 классе:

Методы измерения частоты и глубины дыхательных движений.
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Составление пищевого рациона подростка. Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.

Самонаблюдения. Функциональные пробы. Цель: познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.

Тесты определения гибкости позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия. Цель: определение гибкости позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия.

            Предлагаемые исследовательские лабораторные работы, функциональные пробы и эксперименты несложны в исполнении, не требуют много времени и специального оборудования. Поэтому учащиеся, проводя их с целью определения состояния здоровья и выявления отклонений основных соматометрических показателей от нормы, не испытывают особых затруднений. В результате проведенных исследований были выявлены проблемы по следующим направлениям: осанка – слабый мышечный тонус, учащимся сложно находиться длительное время, соблюдая привычное положение тела;      плоскостопие;      затрудненное дыхание после незначительной нагрузки;   необходимость в более длительном времени для восстановления частоты сердечных сокращений. С помощью анализа полученных результатов удается обратить внимание учащихся на причины ухудшения здоровье и профилактику заболеваний. Одной из профилактических мер при беседе были названы физические упражнения. Поэтому далее исследовательскую здоровьесберегающую деятельность предлагается продолжить на уроках физической культуры. Учащиеся обращаются к учителю физической культуры с такими вопросами:    «Как можно способствовать сохранению правильной осанки?», «Есть возможность исправить плоскостопие или остановить дальнейшее развитие плоскостопия?», «С помощью чего можно увеличить жизненный объем легких?», «Каким образом можно способствовать развитию сердечнососудистой системы?» Педагог предлагает учащимся самостоятельный поиск информации в течение 7 дней об упражнениях, комплексах упражнений для профилактики названных проблем здоровья и подготовить краткие сообщения на основе презентации. После поисковой работы на одном из уроков обсуждаются предложенные варианты. Практика показывает, что все упражнения, комплексы упражнений, направленные на формирование жизненно важных систем организма, актуальны еще и потому, что у учащихся, у которых были выявлены проблемы во время лабораторных исследований, есть проблемы и при сдаче нормативов комплекса ГТО. Предложенные учащимися комплексы упражнений способствуют      сохранению здоровья, формированию красивого тела, что влияет на успешность в дальнейшей жизни.

Не всегда педагогу удается отследить результаты своей здоровьесберегающей работы. Здоровьесберегающие исследовательские ситуации содержатся в тематических конкурсах и олимпиадах, в которых участвуют учащиеся лицея, в мероприятиях Недели здоровья, Недели психологии, в занятиях физкультурой и спортом.


Литература

1.Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии.- М., 2004.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья: Книга для учителя и студентов педагогических специальностей. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ – М», 2003.


Поделиться: