Поиск по сайту

Подготовка учащихся к научно-практической конференции


Авторcтво: Степанова Екатерина Олеговна, учитель английского языка ГБОУ Лицей № 101Выьоргского района Санкт-Петербурга


ГБОУ Лицей № 101 является образовательным учреждением с физико-математической и естественно-научной направленностью. Следовательно, английский язык для многих учащихся не является главным предметом. Часто ребята уделяют изучению английского языка недостаточно внимания, так как считают, что другие предметы важнее для изучения. Мы считаем, что проектно-исследовательская деятельность, работа над исследованием является мотиватором в изучении английского языка, может убедить ребят в том, что изучение английского языка - это интересно и увлекательно. В процессе подготовки проектно-исследовательской работы, работы с информацией учащиеся узнают много нового, а работая индивидуально или в малых группах, испытают ощущение собственной значимости, сложится особая личностная позиция по отношению к себе.

В нашем лицее Учебное научно – исследовательское объединение существует с 1998 года, поэтому педагогами уже накоплен большой опыт работы с учащимися по выполнению проектно – исследовательские работы. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность учащихся – это требование ФГОС, что предполагает систематическую и целенаправленную работу в этом направлении на основе образовательного маршрута «выбор темы – ученическая конференция», в рамках которого учащийся проходит несколько этапов в своей подготовке к исследованию.

1. Выбор и обоснование темы исследования. В начале учебного года предлагаются примерные темы исследования, так как учащиеся обычно не знают, о чем можно писать, что можно исследовать. Подготовка к выбору темы проводится во время уроков, при этом раскрываются сложные вопросы, возникающие в процессе разбора какой-либо темы урока, предлагается обратиться к другим источникам информации, кроме школьного учебника. На этом этапе разрабатывается концепция темы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка в рамках темы цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

2. Корректировка темы и составление плана работы. Когда учащиеся утверждаются в своем решении начать работу над исследованием, мы собираемся на консультацию, где концепция темы окончательно корректируется, учитывая пожелания и интересы учащегося, составляется план будущего исследования. На консультации разъясняется, как нужно писать работу, описываются ее структуру и компоненты содержания.

3. Работа над теоретической частью. На этом этапе педагог предлагает отобрать методы исследования, рекомендует учащимся источники, информационные ресурсы и сопровождает учащихся в работе с информацией из книг и интернета, помогает составить обзор того, что уже в этой области наработано, провести анализ приобретенной информации.

4. Работа над практической частью. В практической части содержится уже собственно исследование учащегося, то есть то, что сделано именно им по данному вопросу (преобразование полученной в результате поисков информации). Педагог помогает в разработке практической части – в разработке плана наблюдений, в составлении анкет, интервью, в описании и обобщении полученных практических результатов. В английском языке довольно сложно учащимся разработать практическую часть исследования, так как они не являются лингвистами и не владеют широкими знаниями о языке. Однако учитель можем помочь, например, отследить частоту употребления определенных слов как в текстах, так и в речи (например, по фильмам или при живом общении с одноклассниками), проводить анализ переводов одного исходного текста разными переводчиками и так далее.

5. Оформление работы. Когда работа готова в черновом варианте, учащимся предлагается оформить ее согласно требованиям, изложенным в Положении лицея о проектно-исследовательской работе. Важным является публичное представление работы. Здесь можно выделить два этапа – выступление в классе и на лицейской научной конференции.

5.1. Выступление в классе. После того, как работа оформлена, она обязательно представляется классу, в котором обучается учащийся, причем слушатели должны по ходу прослушивания подготовить минимум 3 вопроса по теме. Таким образом в работу вовлекается весь класс. Подготовка вопросов - довольно трудное дело, такое задание заставляет учащихся «активно» слушать. Также, в процессе выступления в классе и дальнейшего обсуждения, выявляются все недоработки исследования, «тонкие места», то, над чем нужно еще поработать исследователю. Процессе классного обсуждения исследовательской работы является средством мотивации к активизации изучения английского языка на уроках.

5.2. Выступление на научно – практической конференции в лицее. После того, как работа прослушана в классе, подправлена и доработана, она может быть представлена на лицейской научной конференции. К этой конференции учащиеся относятся очень ответственно, так как там присутствуют члены жюри из администрации, а также из учащихся лицея. Победители лицейской конференции могут приять участие в районных, городских и всероссийских конференциях. Конференция в нашем лицее проходит в три этапа – для начальной школы, для 5 – 7 классов и 8-11 классов. Для выступления на этой конференции проводится дополнительная подготовка: учащемуся нужно подготовить устное выступление на 5 – 7 минут; кратко, но емко рассказать о своей работе, подготовить презентацию на компьютере или видеофильм, иллюстрирующий работу, при необходимости заготовить раздаточный материал или пособие для учащихся или учителей.

         В качестве успешного примера образовательного маршрута «выбор темы - конференция приведем одну из учениц лицея, которая занималась исследовательской работой по теме «Эффективные способы изучения неправильных глаголов английского языка» в течение двух лет и, в итоге, стала участницей всероссийской «Конференции победителей». Ее творческий замысел состоял в том, чтобы создать методическое пособие и облегчить своим одноклассникам изучение неправильных глаголов английского языка. В этой работе мы планировалось выяснить, каким образом учить неправильные глаголы английского языка проще, быстрее и надежнее. В теоретической части ученица выяснила, откуда взялись вообще неправильные глаголы, и проанализировать довольно большое количество материала, уже написанного на эту тему. В практической части был проведен опрос одноклассников на тему «Как ты учишь неправильные глаголы?» на основе трех самых распространенных способов изучение неправильных глаголов английского языка. В процессе работы было создано методическое пособие по изучению неправильных глаголов английского языка, предпочтительному для одноклассников.

          Каждый этап образовательного маршрута «выбор темы - конференция» возлагает на учащихся очень большую ответственность, но, несомненно, работа над исследовательским проектом укрепляет в учащихся уверенность в себе и, возможно, даже определяет его деятельность на годы вперед. Упомянута выше ученица, например, решила связать свою жизнь с английским языком. После окончания нашего лицея она планирует изучать английский язык и сделать его своей профессиональной деятельностью.

Таким образом, непрерывное сопровождение учителем проектно – исследовательских работ учащихся по образовательному маршруту ««выбор темы - конференция» приносит свои плоды, являясь условием продуктивных и плодотворных результатов, приобретения положительных эмоций и самоопределения учащихся.



Литература


1. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006.

2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003.


Поделиться: