Поиск по сайту

Педагогическая технология «Алфавит общения»


Авторcтво: Овчинникова Татьяна Сергеевна, д.п.н. профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ им.А.С.Пушкина; Писаренко Ирина Евгеньевна, заведующий ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга; Дудко Надежда Олеговна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга; Сорокина Светлана Павловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга


Педагогическая технология понимается как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата. Образовательный продукт технологичен:

·  представлен системой сюжетно-ролевых игр, разработанных согласно годовому тематическому планированию;

·  реализуется согласно последовательному алгоритму освоения в форме трех видов диалогов;

·  прост в освоении и воспроизводим другими педагогами;

·  апробирован и имеет высокую эффективность формирования коммуникативных навыков дошкольников

Технология «Алфавит общения» – новый продукт в области сюжетно-ролевых игр, поскольку, с одной стороны, решает психокоррекционные задачи относительно развития речи дошкольников, с другой стороны, является коммуникативным тренингом, адаптированным для дошкольников.

Принципиальная новизна продукта заключается в разработке педагогической технологии речевого развития детей с нарушениями речи в ДОУ комбинированного вида. Применение технологии позволяет решить коррекционные задачи по развитию устной речи и профилактике речевой тревоги, связанной с проблемами коммуникации детей.

Цель технологии – создание оптимальных условий для эффективного освоения разных форм устной речи и формирования коммуникативных навыков детей в социально-значимых ситуациях.

Технология позволяет решать ряд образовательных задач:

-  обучающих – помогает усвоить и закрепить формы этикета в магазине, поликлинике, транспорте и пр.; улучшает владение лексическим материалом, расширяет словарный запас, актуализирует речь детей в значимых бытовых ситуациях;

-  развивающих – развивает интеллектуальные и творческие способности детей, их восприятие, внимание, память, воображение в создании сюжета игры, распределении ролей, определении правил игры;

-  воспитательных – формирует навыки коллективной игры, игры по правилам, воспитывает культуру поведения и общения, умения слушать и слышать других людей, принимать точку зрения партнера по игре.

Технология «Алфавит общения» является актуальной и педагогически целесообразной формой инновации в образовательном процессе – с ее помощью легче устанавливается контакт между детьми, снимается напряжение, вызванное речевой ситуацией.

Идея базируется на современных научных положениях об онтогенезе общения, структуре речевого дефекта, на современных концепциях дошкольного образования, рассматривающих процесс развития ребенка как многоаспектный, целостный процесс (Лисина М.И. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М., Баряева Л.Б., Васильева М.А., Комарова Т.С., Овчинникова Т.С., Калягин В.А.и др.[1,3,4,5,6].

Актуальность инновационного продукта – недостаточность методических разработок в области развития устной речи дошкольников с речевыми нарушениями (монологической и диалогической) в естественных для ребенка практико-ориентированных бытовых ситуациях посредством сюжетно-ролевой игры.

Технология решает следующие задачи ФГОС ДО относительно речевого развития:

-       расширение словаря;

-       освоение разных форм устной речи (монолога, диалога);

-       формирование коммуникативных навыков и жизненных компетенций детей.

Технология «Алфавит общения» разработана с учетом освоения речевого этикета и формирования коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре [3]. Исходя из классификации речевых ситуаций, вызывающих речевую тревогу у дошкольников с нарушениями речи [2], были выделены три вида диалогов, вызывающих дискомфорт во время коммуникации:

-       диалог этикета, цель которого закрепить речевые формы этикета в различных ситуациях социального взаимодействия, например: поведение в транспорте, магазине и пр.;

-       диалог общения, который позволяет сформировать у детей устную речь, в ситуации сюжетно-ролевой игры;

-       диалог конфликта, цель которого научить детей решать сложные проблемные ситуации, контролируя свое речевое поведение.

Технология ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Оригинальность инновационного продукта обуславливает реализация дидактических принципов коррекционной и общей педагогики:

-принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение.

- принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.

- принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения.

- принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

Ключевые положения педагогической технологии:

1) Индивидуализация и дифференциация в определении содержания сюжетно-ролевых игр, согласно речевым возможностям детей с речевыми расстройствами.

2) Сочетание общепедагогических и коррекционных принципов при выборе методов организации обучения и воспитания детей с речевыми расстройствами.

3) Выбор сюжетно-ролевой игры согласно лексико-тематическому планированию группы.

Таблица 1

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Кадровые ресурсы

Творческая группа, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Материально-технические ресурсы

Оснащение игровой зоны группы оборудованием, соответствующим лексической теме игры: костюмы, атрибуты и игрушки-заменители.

Информационные ресурсы

Литература по вопросам речевого развития детей и организации сюжетно-ролевой игры в совместной деятельности    детей дошкольного возраста.

Организационные ресурсы

-                   организация обучающих семинаров, мастер-классов;

-                   разработка памяток, практического материала с диалогами общения, этикета, конфликта.

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Для ДОУ:

-  создание условий для реализации ФГОС ДО по направлению «Речевое развитие»;

-  увеличение количества авторских разработок в области социализации детей и их доступность для каждого педагога и специалиста.

Для детей:

-  повышение качества освоения программного содержания воспитанниками ДОУ на основе применения новых игровых технологий;

-  формирование коммуникативных навыков;

-  развитие воображения и творческой активности;

-  снижение речевой тревоги.

Для педагогического коллектива:

-  формирование профессиональной компетентности в области речевого развития всеми педагогами: умение создавать собственные развивающие материалы на основе сюжетно-ролевой игры.

Для семьи:

-  разностороннее развитие ребенка, формирование жизненных компетенций и речевых коммуникативных навыков в практико-ориентированных ситуациях.

Разработанный авторами алгоритм освоения технологии может быть освоен педагогами дошкольных учреждений, родителями и специалистами дополнительного образования. Апробация технологии осуществлялась в ДОУ №126 и подтвердила свою высокую эффективность.

Глоссарий

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллект.

Игровая образовательная технология – является составной частью педагогических технологий, основным методом которой является игра.

Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора и т.д.

Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов обучения, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого результата.

Речевая ситуация – ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия.

Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи, обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения участников общения.

Речевое развитие – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением ребенком средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Сюжетно-ролевая игра – согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. В развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Приложение: методические рекомендации проведения мастер-класса для воспитателей на тему «Использование педагогической технологии «Алфавит общения»



Список литературы

1.     Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985 г.

2.     Инновации петербургской школы / сб.: отв. ред. О. Г. Прикот. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 168 с.

3.     Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в ДОУ. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: НКЦ, 2012.

4.     Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.

5.     Маралова Е. А., Павлова С. М., Яковлева А. П. Коммуникативно-речевой каркас организованной образовательной среды как педагогическая основа коррекции и развития дошкольников // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2011.

6.     Овчинникова Т.С. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 320с

7.     Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. проф. Л.В.Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Боряевой, 2009. – 415с.



Поделиться: