Поиск по сайту

Современным детям о далекой войне


Авторcтво: Корсанова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №110 Выборгского района Санкт-Петербурга


Восхищение гражданской красотой и
доблестью – это искра, из которой
разгорается огонь зрелой
гражданственности, желания стать
настоящим сыном своей Родины.

В.А. Сухомлинский


С раннего детства и до глубокой старости человек кровно связан со своей Родиной. Ее путь и судьба - это путь и судьба каждого из нас. И всю жизнь мы познаем и открываем ее для себя. А начинается все с детства, со школьной скамьи. Именно здесь воспитание патриотизма и гражданственности становиться последовательным, целенаправленным и творческим процессом, благодаря которому формируются нравственные ценности молодого поколения.
Патриотическое воспитание школьника является многоаспектным и состоит из разных направлений урочной и внеклассной деятельности. Но в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне наиболее актуальным становится обращение к героическому прошлому нашей страны, являющемуся примером истинного мужества и глубокой любви к Родине. Именно этот аспект и лег в основу воспитательной работы с учащимися 5-го класса, классным руководителем которого я являюсь. В данной работе я поставила перед собой несколько задач. Прежде всего, мне хотелось сформировать у моих ребят понимание о войне как об антинародном жестоком явлении, приносящем смерть, разрушения и страдания. Я хотела познакомить их с некоторыми значимыми событиями Великой Отечественной войны, вовлечь их в поисковую деятельность по изучению истории своей семьи, вызвать у ребят чувство уважения к старшему поколению как к живой истории их Родины.
Для решения этих задач невозможно было ограничиться только одной-двумя формами внеклассной работы. Возраст пятиклассников еще не позволяет им быстро охватить пониманием все, что связано с событием, кругозор ребят невелик, уровень начитанности тоже оставляет желать лучшего, да и можно ли только рассказами о войне заставить детей прочувствовать ее жестокость, с одной стороны, и героизм – с другой. Я решила, что буду это делать постепенно, в течение всего учебного года, совмещая урочную и внеурочную педагогическую деятельность, тем более что мои предметы (русский язык и литература) дают мне для этого много возможностей. Так родилась идея моего авторского педагогического проекта «Детям о далекой войне», в который вошли разные формы работы с пятиклассниками в течение 2014-2015 года.
В начале учебного года в ходе беседы с учащимися я обнаружила, что дети имеют поверхностное представление о Великой Отечественной войне: неуверенно называют даты, путают с Отечественной войной 1812 года, не различают понятия «мировая и отечественная война» и т.п. Для того чтобы навести порядок в этом, я через серию презентаций познакомила ребят с хронологией военного периода, а затем в соответствии с ней мы составили календарь боевых действий, в который вошли основные крупные сражения каждого года войны:
1941 г. – Оборона Брестской крепости
1942 г. - Сталинградская битва
1943 г. - Курская битва
1944 г. - Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады
1945 г. - Битва за Берлин
Далее шла работа в группах. Каждая группа для классного часа собирала материал об одном из этих сражений. Ребята готовили презентации и рассказы о подвигах советских воинов. Параллельно с этой деятельностью в классе была организована «золотая полка» в качестве выставки книг о войне. Ребята читали предложенные книги и рассказывали о них на классных часах и уроках внеклассного чтения. Этим закончилось первое полугодие моего проекта. Второе полугодие началось с мероприятий, посвященных непосредственно теме Великой Отечественной войны - 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как данное событие непосредственно касается родного для детей города, то о нем, как оказалось, учащиеся имели более полное представление. Им не составило большого труда провести заочную экскурсию по памятным местам Ленинграда, которая прошла в рамках классного часа, и рассказать о том, что они знают о тех трудных годах боевого прошлого нашего города.
А урок литературы по стихотворению В.Шефнера «Зеркало», проведенный мною в форме творческой мастерской, вызвал у учащихся те чувства и эмоции, которые помогли им выполнить творческие рисунки под названием «Лицо войны». Двадцать шесть «лиц войны» появились на классной выставке, и все они отражали представления о войне детей, которые никогда ее не видели.

Все дальнейшие месяцы учебного года наша внеклассная работа с учащимися проходила в соответствии с общешкольным планом. Надо отметить, что воспитательная служба нашего образовательного учреждения сделала все возможное, для того чтобы и учащиеся, и педагоги смогли настроиться на празднование 70-той годовщины Великой Победы. Мероприятия, которые были предложены, проходили на таком высоком уровне, что «дух захватывало» не только в ходе их проведения, но и в процессе подготовки к ним.
Так, например, Фестиваль инсценированной патриотической песни, проходивший в три этапа, настолько воодушевил учащихся, что не было ни одного человека в классе, который бы отказался принять участие на протяжении всех этапов. Ребята с удовольствием репетировали, предлагали свои варианты инсценировок, костюмов. А с каким патриотизмом они исполняли эти песни? А ведь это песни их прадедов! Вот она - связь поколений! И попробуйте с этим не согласиться.
А проект «Солдатский платок», в котором участвовали ребята моего класса! Когда мы вместе оформляли платки с надписями, посвященными семейным героям-фронтовикам, мы еще не представляли итог нашей работы. Но когда увидели их в актовом зале в составе огромного полотна с именами таких же героев, собранными учащимися всей школы, это впечатлило до «кома в горле». Ребята гордились тем, что имена их прадедушек возвышались на полотне боевой славы.
Ну, а школьный праздник, прошедший 6 мая, вызвал такой восторг у его участников и гостей, что даже родители, не имевшие возможности на нем присутствовать, высказывали слова благодарности за те эмоции, которыми их дети поделились после мероприятия. Это и есть главная оценка школьной патриотической работы, оценка деятельности директора школы Светланы Леонидовны Белеховой, которая смогла на таком высоком уровне обеспечить все условия для организации праздника.
И не только праздника. Для всех классов были организованы автобусные экскурсии по местам боевой славы. Наш класс имел возможность посетить город Кронштадт. Ребята до сих пор вспоминают этот день. Даже погода сопутствовала нашему путешествию: подарила нам яркое солнце и лазурно-голубое небо. А морской кронштадтский ветер не мешал детям чувствовать себя участниками героических событий этого исторического места.
Все эти школьные мероприятия, безусловно, привнесли в сердца моих пятиклассников позитивный, патриотический настрой и подготовили их к завершающему мероприятию - Всероссийскому уроку памяти «Мы внуки страны, победившей фашизм».
К этому уроку мы готовились очень тщательно (после таких высокопатриотичных мероприятий не хотелось «ударить в грязь лицом»). Долго обсуждали форму проведения урока и решили организовать классную музейную экспозицию, посвященную прадедушкам и прабабушкам учащихся нашего класса, которые участвовали в Великой Отечественной войне. И это удалось. Ребята принесли много фотографий, подлинных документов, наград своих родственников-фронтовиков. На уроке звучали стихи, рассказы детей о фронтовиках, военные песни, горел огонек памяти. Было и погружение: писали и учились складывать фронтовые письма-треугольники. А в конце урока учащиеся, взявшись за руки, высказали свое отношение к войне. Каждый ученик отдал свой голос за мир на планете.
Проект завершен. Праздник Великой Победы наступил. И дети были готовы к этому празднику, а значит, работа удалась. Нет сомнений, что после этого проекта все то, что ребятам удалось увидеть и почувствовать 9 мая, когда вся страна приветствовала ветеранов, было понято ими и пронесено через сердца. Разве не в этом заключается патриотическое воспитание?
Тема войны – тема вечная и неисчерпаемая. Еще очень многое можно поведать нашему подрастающему поколению. Придет время, и не останется живых свидетелей тех героических лет. И что тогда? Уйдет из памяти это событие? ......
Этого нельзя допустить. Мы, педагоги, должны сделать все, чтобы современное поколение знало о героическом прошлом своей страны, своего города, своей семьи, было готово по примеру своих прадедов в любой момент встать на защиту Отечества. Только тогда в нашем обществе разгорится «огонь зрелой гражданственности», о которой упомянул в своем высказывании великий патриот В.А.Сухомлинский.












Поделиться: