Поиск по сайту

Эффективность информатизации


Авторcтво: А.А. Фомина


Методист по ИТ ГОУ ДППО НМЦ Фрунзенского района, к.п.н.

А.А. Фомина





За последние 3 года благодаря активным поставкам Комитета по образованию, участию образовательных учреждений в конкурсе «миллионеров», а также других источников заметно расширилось и обновилось техническое оснащение школ района: увеличилось количество компьютерных классов, частично обновились старые компьютерные классы – теперь в районе только 4 школ из 50 имеют 1 компьютерный класс и только 24 компьютерных класса до 2003 года выпуска; появились мобильные компьютерные классы (как Apple, так и IBM) – их в районе 6; резко увеличилось количество проекторов, в том числе для актового зала; интерактивные электронные доски тоже стали далеко не редкостью – этих устройств в районе более 50 на 50 образовательных учреждений района, правда, всё ещё остались школы, в которых нет ни одной доски; также были поставлены цифровые лаборатории по различным предметам.

Как и во всех районах, прошла массированная поставка программно-педагогических средств в образовательные учреждения. Кроме того, в 70% образовательных учреждений были открыты в сентябре 2007 года инфраструктурные подразделения Центры информатизации образования (4 ставки: руководитель, методист, 2 ставки специалистов непедагогического персонала – лаборант, инженер, программист на выбор образовательного учреждения).

Такая политика в районе и городе привела к тому, что, с одной стороны, мы смогли вывести все образовательные учреждения на некоторый минимальный уровень информатизации, а с другой стороны, возникло заметное расслоение между школами по этому уровню. Так, около 10% ОУ района имеют достаточно большой технопарк, развитую кадровую структуру с достаточно большой степенью вовлечённости в процесс информатизации педагогического и административного коллектива, определённую систему традиций.
Другие ОУ (их тоже около 10%) находятся в самом начале пути, и почти ничем, кроме необходимого курса информатики и нечастой работой с одним проектором похвастаться не могут. В большинстве случаев в таких образовательных учреждениях нет и кадрового потенциала, а в данный момент нет и возможности восполнить этот пробел – просто нет соответствующих ставок. Остальные 80% — это «средний уровень»: есть заместитель директора по школьной информационной сети (а чаще всего центр информатизации образования), не менее 2-х компьютерных классов, несколько проекторов, хотя бы одна интерактивная электронная доска; часть педагогов активно использует средства информатизации в своей деятельности, учащиеся активно принимают участие в районных (и не только) конкурсах по информационно-коммуникационным технологиям, имеются хотя бы элементы школьной локальной сети.

Такая ситуация в районной системе образования уже сама по себе провоцирует постановку вопроса об эффективности информатизации, в частности, эффективности использования имеющейся техники. Однако в школах этот вопрос возникает по-разному: «развитые» школы уже самостоятельно некоторое время назад поставили его перед собой (особенно школы-миллионеры) и пытаются как-то работать в этом направлении (на эмпирическом уровне), причём их интересует не столько количественная (как много часов
используется техника или сколько человек ею пользуется), сколько качественная сторона вопроса (что даёт это использование учебному, воспитательному, административно-управленческому процессу). «Отстающие» образовательные учреждения просто не в состоянии пока сколько-нибудь серьёзно говорить об эффективности вообще, поскольку не имеют ещё достаточного собственного опыта использования средств информатизации.

Но большая часть школ района уже набрала необходимый опыт работы, имеет технопарк, достаточный для того, чтобы проводить некий анализ, однако, основной деятельностью в данном направлении пока остаётся освоение новых наименований техники и вовлечение как можно большего количества педагогов в процесс использования информационно-коммуникационных технологий. Косвенным показателем недостатка работы по вопросам качества использования средств информатизации являются сложности с методическим обоснованием своих разработок у многих участников районного тура фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Таким образом, общая ситуация в районе на данный момент такова, что постановка вопроса об эффективности использования средств информатизации является своевременной и, скорее всего, даст новый толчок в развитии процесса информатизации.

До сведения образовательных учреждений района была доведена информация об открытии городского проекта «Оценка эффективности внедрения средств информатизации в образовательный процесс общеобразовательного учреждения» (на базе НМЦ Выборгского района), а школа № 296 является районной площадкой, участвующей в этом проекте.

Первым мероприятием, открывающим работу района в направлении оценки эффективности процесса информатизации наших образовательных учреждений, стал семинар для заместителей директоров по школьной информационной сети и руководителей школьных центров информатизации образования «Эффективность процесса информатизации: критерии оценки качества, вовлечённость педагогических работников, изменение образовательной среды», прошедший 16 февраля 2009 года на базе ГОУ СОШ № 213 с углублённым изучением английского языка – одной из школ-лидеров в районе в области информатизации образования.

Одной из первых задач семинара было выявить некоторые причины эффективности/неэффективности использования средств информатизации в учебном процессе, для чего участникам было предложено проанализировать конкретные примеры применения информационно-коммуникационных технологий в обучении (примеры взяты из книги
Будунова Г.М. «Компьютерные технологии в образовательной среде: “за” и “против”» М: АРКТИ, 2006).

Среди причин неудачного использования информационно-коммуникационных технологий чаще всего оказывались:

– качество разработки программного обеспечения с педагогической точки зрения (неверно организованная система поощрений, методически необоснованное использование игровых моментов),

– пассивность (самоустранение) педагога на занятии,

– организационные проблемы в построении урока,

– отсутствие четко поставленной перед ребёнком цели выполнения заданий,

– не учитываются возрастные особенности,

– компьютер для развития ребенка используется нецелесообразно.

Удачи можно было обосновать

– общей мотивированностью ребенка,

– рациональным использованием технических средств обучения,

– сбалансированным сочетанием инновационных и традиционных методов,

– реализацией индивидуальных особенностей личности,

– интеграцией знаний, повышением значимости знаний ребенка,

а также тем, что компьютерные технологии

– повышают наглядность и расширяют область знаний,

– позволяют удовлетворять потребности в общении, в наставничестве,

– позволяют вести социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, бросалось в глаза, что неудачных примеров было больше с учащимися младших классов и дошкольниками, следовательно, первый вывод, который необходимо сделать, что именно в этом секторе необходимо уделять повышенное внимание вопросам эффективности использования информационно-коммуникационных технологий. В целом же было замечено, что причины, выявленные в процессе работы, не являются чем-то уникальным, из чего был сделан вывод о том, что средства информатизации – действительно всего лишь СРЕДСТВА, и качество их использования (как и любых других средств) напрямую зависит от педагога, их использующего. автоматически компьютер (и прочие средства информатизации) не делает обучение эффективным. Участники семинара, будучи ответственными за информатизацию в своих образовательных учреждениях, высказали замечание, основанное на их опыте работы, что далеко не все учителя понимают это, таким образом, необходимо вести разъяснительную работу в данном направлении.

Следующим этапом работы была попытка с помощью мозгового штурма выявить некоторые критерии эффективности процесса информатизации с последующей их оценкой по 10-балльной шкале и дальнейшим анализом. В процессе работы была выявлена необходимость уточнения самого понятия эффективности информатизации, однако, всё-таки, опираясь на интуитивное понятие этого термина, были названы следующие критерии (перечислены в порядке убывания значимости критерия по итогам ранжирования этих критериев участниками семинара по 10-балльной системе):

– Успеваемость

– Компетентность преподавателя

– Наличие методических разработок

– Вовлеченность педагогов

– Познавательная активность

– Мотивация учащихся

– Творческие работы

– Проектно-исследовательская деятельность

– IQ школы.

Безусловно, данный список не претендует на какую-либо полноту, но вполне может быть одним их первых шагов на пути поиска способов оценки эффективности процесса информатизации в целом и отдельных его направлений.

В дальнейшем мы планируем развивать данное направление, принимая участие в работе городского проекта по эффективности использования средств информатизации, опираясь на результаты, получаемые в процессе научной и опытно-экспериментальной деятельности на разных уровнях, работая с различными категориями административных и педагогических кадров района.

Приглашаем также образовательные учреждения организовать методическую работу в данном направлении, систематизировать свой опыт, участвовать в районных и городских мероприятиях по эффективности информатизации образования.

Поделиться: