Поиск по сайту

Использование современной игровой технологии квест в образовательном процессе


Авторcтво: Соколова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования, Панова Раиса Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ "Юность" Выборгского района Санкт-Петербурга


«Игра - путь к познанию мира, в котором они (дети)

 живут и который призваны изменить».

 

M. Горький

 

Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности.

Как метод обучения игру люди использовали с давних времен. И в настоящее время она находит самое широкое применение в педагогике.

В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения для освоения учебных предметов, и  может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Слово «Квест» - сравнительно новое для педагогической среды системы дополнительного образования..

Дословно с английского языка — это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Как современная образовательная технология квест решает следующие задачи:

-                     Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

-                     Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

-                     Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

В Доме детского творчества «Юность» Выборгского район Санкт-Петербурга прошли квесты «Школа рукоделия», разработанные  Е.В. Тыровой, Е.Ю. Соколовой,  Р.А. Пановой, М. В Беляковой:

20 марта – для педагогов Городского методического объединения «Кружево-бисероплетение и вышивка»,

24 марта – для детей, родителей, педагогов  в рамках открытия Городской выставки детского прикладного творчества по направлениям кружевоплетение, макраме, фриволите,  бисероплетение  и рукоделие «Мозаика талантов»

23 мая 2014 года - для педагогов Городского методического объединения

«Моделирование одежды»

Квест «Школа рукоделия» можно определить как: «живой», творческий, краткосрочный и межпредметный, так как  объединяет различные виды рукоделия: батик, бисероплетение, валяние, кру́жево, вышивка, квиллинг, лоскутное шитьё, макраме, мягкая игрушка, оригами, пергамано, скрапбу́кинг, ткачество, флористика, художественная роспись, шитье.

Цель данных мероприятий - познакомить педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности города, детей и их родителей  с современной педагогической технологией, направленной на развитие личности ребёнка, его познавательных, и  созидательных способностей.

Квест «Школа рукоделия» является авторской разработкой участников группы: сценарий, задания творческого и интеллектуального характера, дидактические материалы. Задания следуют в определенной последовательности, от простого к сложному. Это позволяет участникам с разной степенью подготовленности грамотно и убедительно справляться со всеми возникающими творческими задачами.

Квест состоит из тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу, и предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельно - практического опыта участников, который способствует развитию их творческих способностей и самоопределению. Содержание модулей квеста может меняться в зависимости от вида деятельности целевой аудитории (художники, музыканты, спортсмены и др).

Состав групп участников  может быть разновозрастным, что придает особенную окраску проекту, разновозрастная группа – живой социальный организм, способствующий развитию социальной культуры у детей посредством интеграции разных возрастов.

Участниками квеста являлись дети и их родители, это хороший способ содействия гармонизации детско-родительских отношений, а так же установления  партнерских отношений с семьями воспитанников и демонстрация потенциала образовательного учреждения.

Участникам было предложено провести один учебный день в нашей «Школе рукоделия». Из них  были сформированы команды-классы, выбраны старосты-капитаны, выдан маршрутный лист-дневник,  с указанием изучаемых предметов:

¾                «Своя игра» - игра-викторина, разработанная на основе популярной телевизионной игры. Команды - участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь набрать наибольшее количество очков.

¾                «Бабушкин сундук» - игровая ситуация, в которой команды-участники имеют возможность наглядно и тактильно познакомиться с «продуктами» рукоделия выполненными в разных техниках, классифицируют их, решают дидактическое задание.

¾                 «Мастерская моды»  - творческое задание по созданию аксессуара из традиционных и нетрадиционных материалов.  Итог своей креативной работы команды представляют на манекене.

¾                «Эрудит» - решение кроссворда на интерактивной доске для закрепления знаний о видах рукоделия.

¾                 «Угадайка» - разгадывание загадок-шуток-ребусов по теме рукоделия для  вовлечения каждого участника игры в активный познавательный процесс.

¾                «Переменка» - знакомство в увлекательной форме с методами и  приемами  снятия утомления и повышения умственной работоспособности.

В лучших традициях квестов  в  сценарий включены  задания c элементами ролевой игры, поиск объектов и  информации, бонусы, штрафы, интрига, оценка,  итоги, призы,  и, конечно же — эмоции. Перемещения участников происходили  в границах территории ДДТ «Юность».

Продолжительность уроков - 10 мин. Вели их настоящие учителя – педагоги дополнительного образования отдела ИЗО и ДПИ, и педагоги-организаторы ДДТ «Юность». Также в расписании были факультативы — мастер-классы от ведущих педагогов города.

В традициях игровой деятельности в данной игре так же предусмотрена командная деятельность. Организаторы, проводя беседы, обращают внимание участников  на зависимость результата от умения взаимодействовать в группе, когда каждый участник несёт ответственность за всю команду. И если каждый заинтересован в лучшем результате, и стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием, то способность договориться, понять другого, решить определенную проблему сообща быстрее приведет к положительному результату.

Итогом игры стал инновационный продукт - цветок-пазл, собранный участниками из  элементов «добытых» при прохождении квеста.

Победители квеста получили от организаторов креативные подарки.

Он вызвал огромный интерес у педагогов, школьников и их родителей, так как представленные инновационные образовательные технологии не имеют в настоящее время широкого распространения в массовой практике.

В конце игр был проведен экспресс-опрос, выявляющий отношение участников к деятельности, в которую они были вовлечены, их роли в команде, удовлетворенность мероприятием. В процессе опроса участников, выяснилось, какое значение для каждого имела игра, довольны ли участники своей ролью в ходе проведения мероприятия, насколько полезно и интересно им было .

Из высказываний родителей:

«Воздух просто пропитан идеями участников!»

«Приятно видеть как сами участники и команда раскрывают идеи, о которых бы и не подумал!»

«Командная игра, в которой развивается эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление»

 «Идея игры проста – команды, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания, но изюминка - в заданиях! Они подобраны таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, и не требующие специальных знаний или умений от игроков»

«Игра позволила увидеть педагогов и своего ребенка  с другой стороны!»

«Я и не подозревал, что во мне есть задатки модельера!»

«Большое разнообразие и качество заданий позволяет показать игрокам декоративное творчество с той стороны, которую большинство из нас никогда не замечало»

Из высказываний детей:

«Атмосфера просто улетная!!!»

«Квест - это игра, которая создаст незабываемую атмосферу загадки,  приключения и веселья для всех кто в ней участвует»

«Мы приобрели новые знакомства»

«Ребусы разгадывать очень весело!»

«Соревноваться с родителями - это забавно и очень хотелось у них выиграть!»

«Мы узнали много нового, и о родителях тоже!»

«Оказывается, уроки могут быть классными, веселыми и нескучными!»

Из высказываний педагогов:

 «Не просто полезная информация, а реально действующие методики в очень доступной форме и дружелюбной атмосфере».

«Очень эмоционально, интересно, а главное полезно. Доступные методики, с применением которых, можно создать что-то интересное. Спасибо, за то, что поделились опытом, полезной информацией и вдохновением!»

«Как педагог, не могу не отметить очень хорошую структуру занятий. Было интересно и полезно, как профессионалам, так и любителям - это тот идеал, к которому стремится любой педагог».

Вследствие проделанной работы мы выявили, что цель мероприятия достигнута нами в полном объеме, все поставленные задачи выполнены. Мероприятие получилось современным,  нескучным,  познавательным, запомнилось и участникам, и организаторам.

Основные  результаты организации и проведения квеста «Школа рукоделия», которые следует отметить:

¾                Создание условий для развития личности ребенка, формирование интереса к  исследовательской  и творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

¾                Расширение спектра совместных мероприятий, направленных на   развитие познавательной деятельности, содействующей гармонизации детско-родительских отношений;

¾                Налаживание связей между учреждениями основного и дополнительного образования;

¾                Возможность трансляции  опыта в учреждения района, города;

¾                Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Сильные стороны

Слабые стороны

 

ü интересная форма подачи материала,

ü интересное познание нового теоретического материала

ü мобильность

ü вариативность

ü использование в разных целевых аудиториях

ü работа в команде способствует улучшению климата в коллективе

ü развитие умения принимать решения и отстаивать свою точку зрения

ü умение брать на себя ответственность

ü развитие творческой активности каждого ребёнка

ü рост мотивации к активной познавательной деятельности

ü повышение квалификации педагогических кадров

 

ü большое количество организаторов

ü сложность согласования заданий

Угрозы и риски

Возможности

 

ü зависимость проведения квеста от работы технического оборудования

ü при сложных заданиях может потребоваться большой объем помощи со стороны организаторов

 

ü повышение мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством, раскрытие потенциала каждого участника квеста

ü расширение кругозора

ü демонстрация значимости каждого

члена команды

ü способствует укреплению семейных отношений, доверия между родителями, детьми, педагогами

ü привлечение молодых специалистов образовательного учреждения

ü укрепление связи между семьёй и учреждением

ü рост социальной активности учащихся

ü улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве

ü внедрение эффективных форм занятости детей

 

Использованные источники:

1.      Специализированный электронный журнал «Экстернат. РФ»

http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html

2.      Своя игра

http://www.ntv.ru/peredacha/svoya_igra/

3.      Элисия Рубин, Рита Мойсер. Мода и ваш стиль.-  Ростов н.-Д.: Феникс, 2006

4.      Ильинский М.М. Ее Величество Мода.- Смоленск: Русич, 1997г

5.      Женский онлайн – журнал

http://www.magiclady.net/publ/moda_i_stil/moda_osen_zima_2013_2014/69

6.      Дамский дом. Клуб современных дам.

http://damskiydom.com/moda/modnie-accessuary-2013-2014.html

7.      Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура - М.: Советский спорт,  2003 .

8.      Онлайн-сервисы создания кроссвордов

http://pedsovet.su/publ/44-1-0-4139

http://interaktiveboard.ru/load/33-1-0-582

9.      Генератор ребусов

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1


Фотоотчет

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   


Поделиться: