Поиск по сайту

Современные тенденции в обучении хоровому исполнительству в рамках хоровой студии системы дополнительного образования


Авторcтво: Смирнова Анна Борисовна, педагог дополнительного образования, Богданова Румия Мюнировна , педагог дополнительного образования, Мазько Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, Пензина Виктория Александровна, педагог дополнительного образования ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


В условиях современного общества дети развиваются буквально «под натиском» массовой культуры, окружены миром «ценностей» рекламы и воспитываются на идеалах нового коммерческого общества. Что касается музыкальной сферы образования, большинство родителей предпочитают видеть своего ребёнка на сцене как солиста, с микрофоном в руках и «подтанцовкой» на заднем плане, а качество музыкального материала  и его исполнения не всегда являются приоритетом.

Сегодня педагогам-хормейстерам приходится прилагать много усилий, чтобы противостоять засилью этой культуры, быть авторитетными, уметь заинтересовать детей хоровым искусством и удержать их в музыкальном  коллективе.

Хоровое искусство –  уникальная область воспитания и образования человека. Хор – это КОЛЛЕКТИВ, где от вклада каждого певца зависит конечный результат. Коллектив подразумевает взаимодействие, сотрудничество, совместную деятельность, общие идеи, интересы, потребности. Мудрые родители заранее прогнозируют путь развития своего ребёнка и способствуют формированию достойного на их взгляд окружения. Именно хоровой коллектив с активной творческой жизнью и традициями может послужить примером такого круга общения. В подростковом возрасте мнение родителей становится менее авторитетным, а всё большее значение приобретает влияние наставника. В дружном и сплочённом коллективе этим наставником зачастую становится руководитель хора.

Помимо узкопрофессиональных, перед педагогами хоровой студии «Камертон» Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга стоят следующие общие задачи: заинтересовать ребёнка и его родителей поступлением в хоровую студию; как можно быстрее включить его в творческую жизнь коллектива; мотивировать заниматься и окончить полный курс комплексной образовательной программы хоровой студии «Камертон».

Опыт европейских хоровых фестивалей и конкурсов, семинары ведущих российских и зарубежных педагогов, мастер-классы успешных дирижёров позволяют педагогам студии отслеживать современные тенденции в обучении хоровому искусству, искать и внедрять в свою деятельность методы, апробированные коллегами.

Каждый год в хоровую студию «Камертон» приходят новые дети. И они, действительно, новые, не похожие на детей, рождённых годом раньше. Меняются их взгляды, психология, интересы. Так и педагоги не могут стоять на месте, учатся вместе с новыми детьми, новыми поколениями, ищут, пробуют, анализируют.

В 2015-2016 учебном году педагоги студии «Камертон» посчитали целесообразным работать в направлении активного внедрения современных тенденций в обучение хоровому исполнительству. Данная деятельность предполагает несколько этапов:

1)   анализ опыта зарубежных и отечественных хормейстеров, отбор методик;

2)   апробация и выявление наиболее эффективных методик в работе с хоровыми коллективами разного возраста;

3)   включение эффективных методик в практику педагогами студии, переработка и пополнение учебно-методического комплекса образовательных программ.

В настоящей статье упоминаются лишь некоторые из наиболее актуальных методик, которые педагоги студии используют в своей работе, адаптируя к конкретным задачам каждого коллектива: развитие певческого дыхания; освоение навыка чистоты интонирования; воспитание чувства метроритма.

            Один из основных навыков, который формируется на начальном этапе и развивается на последующих этапах обучения пению – певческое дыхание. Формирование этого навыка происходит постепенно: в младшем возрасте – сначала через игровые образные элементы (шелест листвы, шум волн и проч.), затем через приобщение к специальным дыхательным упражнениям. С этой точки зрения в работе с детскими певческими коллективами (как отмечают многие ведущие хормейстеры современности) очень полезно использовать дыхательную гимнастику Александры Стрельниковой. Несмотря на то, что эта дыхательная гимнастика была создана в 30-40х годах прошлого века, а в 1972 г. официально зарегистрирована, в настоящее время она очень популярна и широко применяется в вокальной педагогике, являясь одним из способов восстановления певческого голоса. Эти упражнения, основанные на сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, головы и туловища, успешно тренируют мускулатуру дыхательного аппарата, активизируют кровообращение, быстро восстанавливают работоспособность детей при появлении малейших признаков их утомления на занятиях. При работе с хоровыми коллективами дыхательная гимнастика А. Стрельниковой учит активно и осознанно пользоваться дыханием, что немаловажно в певческом процессе, а также способствует профилактике заболеваний певческого голоса.

Ни для кого не секрет, что большинство современных детей не может верно проинтонировать даже простенькую мелодию. Проблема «гудошников» знакома каждому хормейстеру, имеющему дело с детьми. К сожалению, именно такие дети зачастую приходят в хоровую студию «Камертон», в том числе и в средний, и в старший хоры. Чего только не приходится делать, чтобы сохранить у детей в такой ситуации интерес к пению и веру в свои возможности! При этом одной из наиболее актуальнейших проблем хормейстера остаётся научить ребёнка интонировать, координировать слух и голос в кратчайшие сроки. Здесь на помощь приходят различные современные методики, в основе которых звукоподражательные эффекты. Опираясь на эмоциональные и зрительные образы, детям легче контролировать звучание своего голоса и соотносить его со своими представлениями о том или ином персонаже. В работе с детьми младшего школьного возраста важно не напугать скучной и рутинной работой, непонятными для детей определениями и сложными заданиями. Занятия музыкой должны приносить радость детям и базироваться на ранее приобретенном ими жизненном опыте.

Задачей педагога-музыканта, работающего с начинающими, является формирование интонируемых, музыкальных звуков на основе звукоподражания, то есть звуков немузыкальных, что является основой фонопедического метода развития голоса Виктора Емельянова – педагога, кандидата педагогических наук, исследователя, консультанта по управлению голосом и развитию голосового аппарата. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе, способствуют развитию чистоты интонации на начальных этапах обучения пению, впоследствии – расширению певческого диапазона, выработке яркости, полётности звучания, раскрепощённости певческого процесса в целом. Например, на начальном этапе часто включается «пение» glissando, «крики чаек», «дельфин» и другие. Эти упражнения очень эффективны при работе со всем контингентом, но особенно с детьми, которых в профессиональной сфере называют «гудошниками». При помощи звукоподражательных упражнений у них  постепенно формируется иное, верное представление о звукоизвлечении и тем самым развитие интонации происходит быстрее и эффективнее.

На более поздних этапах работы с хором возможно также использование звукошумовых подражательных эффектов в исполнении хоровых произведений, что в настоящий момент широко применяется в современной хоровой музыке и концертных программах многих зарубежных хоровых коллективов.

Заслуженный работник культуры России, член Союза концертных деятелей  России, художественный руководитель детских и молодежных областных и международных хоровых фестивалей «Гатчинская радуга» и «Зеркало времени», президент Ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Запада 
И.В. Роганова в своих выступлениях отмечает, что  российским хоровым коллективам не хватает свободы и раскрепощённости в исполнении современной музыки. Такая музыка имеет множество отличий от классических, привычных слуху произведений. Это выражается в поиске новых ладовых красок, в использовании инструментальных приёмов изложения, в свободных формах построения произведений, широком применении звукоподражательных и шумовых  эффектов.

Дети, занимающиеся музыкой, сензитивны для творческих заданий, их отличают исключительная эмоциональность и любознательность, игровой характер познания. В связи с этим двигательные, инструментальные, звукоподражательные иллюстрации являются залогом успешной деятельности хормейстера в работе с детьми любого возраста.  Примером синтеза различных музыкальных средств выразительности, яркой образности и удобного написания хоровой партии могут служить хоровые произведения Е. Подгайца, С. Плешака, В. Сапожникова, Л. Хайтовича, О. Юргенштейна, А. Думченко и другие.

Говоря о современных тенденциях в хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, следует отметить возросшую роль ритмического начала в музыкальной культуре XX века, результатом чего явилось обновление методики музыкального воспитания.

В работе по воспитанию чувства метроритма педагогами хоровой студии «Камертон» пополняется арсенал используемых методов ритмическими играми, упражнениями с движениями, элементами body percussion (дословно «тело – ударные»), игрой на шумовых инструментах.

Cеминары Татьяны Тютюнниковой — известного специалиста-эксперта в области детского музыкального образования – открывают для интересующихся и думающих педагогов систему «элементарного музицирования» немецкого композитора и педагога   Карла Орфа. Его идеи были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк», где музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию. Основная идея К. Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофоны, металлофоны и другие.

Одной из форм метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с каким-либо движением, исполнением звучащих жестов. Это может быть как свободное движение в пространстве, так и различные виды тактирования, метрирования, двигательного моделирования протяжённости фраз, предложений, подчёркивание окончаний. Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные элементы: метр, ритм, динамику, структуру, – в этом состоит смысл активного слушания. Детям   могут быть предложены разнообразные задания: отменить сильную долю, чередовать игру метра и ритма, сопровождать музыку ритмическим остинато и другие.

В старшем возрасте педагоги студии используют ритм и «звучащие» жесты (хлопки, шлепки, щелчки пальцами и т.д.). Упражнения применяются  на репетициях  в начале года с целью сплотить коллектив, позволить участникам группы почувствовать друг друга, осознать себя частью коллектива, проявить себя в импровизационном творчестве, самовыразиться, воспитать терпимость и уважение к мнению и видению ситуаций другими людьми. Затем, в течение учебного года – как минутки переключения видов деятельности, активного отдыха.

Работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании формообразования в музыке и композиции, постепенно развивая способность детей к ритмической импровизации, креативному использованию разнообразных немузыкальных звуков в музицировании. Интересным разделом при работе с современными хоровыми партитурами является изучение особенностей записи шумовых и звукоизобразительных эффектов в виде специальных обозначений, расписанных для каждой партии (группы) отдельно. Такие изобразительные приемы не могут не заинтересовать детей. Систематическая работа в данном направлении позволяет исполнять коллективам студии  современную музыку на высоком уровне.

Использование современных тенденций в обучении хоровому исполнительству является перспективным направлением в музыкальной педагогике. Оно позволяет приобщить детей и их родителей к музыкальной культуре, воспитать потребность в творческой самореализации и желание развивать свои музыкальные способности. Кропотливая и трудоёмкая работа педагогов и обучающихся в новом, непривычном для восприятия направлении призвана обогатить музыкальный опыт и улучшить качество образовательного процесса в хоровой студии «Камертон».


 

 

 

 


Поделиться: