Поиск по сайту

Методическая разработка метапредметного билингвистического проекта экскурсия «Мое Лесное»


Авторcтво: Алексеева Галина Алексеевна, учитель русского языка школы №117 Выборгского района Санкт-Петербурга; Жмейдо Мария Алексеевна, учитель химии, школы №117 Выборгского района Санкт-Петербурга; Заостровных Алена Николаевна, учитель английского языка школы №117 Выборгского района Санкт-Петербурга; Быкова Анна Сергеевна, учитель истории школы №117 Выборгского района Санкт-Петербурга; Терехова Марина Владимировна, учитель русского языка школы №117 Выборгского района Санкт-Петербурга


Увлечь учащихся историей, природой своего микрорайона; заинтересовать изучением литературы и русского языка; развивать метапредментные компетенции, повышать мотивированность к учебе; сделать русскую культуру частью жизни иностранных детей, обучающихся в школе №117, – такова была наша цель при разработке проекта экскурсия «Мое Лесное».

Среди задач, которые мы перед собой ставили, было: собрать ученические группы для разработки каждого предметного модуля, включенного в состав проекта; модули создавать таким образом, чтобы они могли быть применены для работы учителем как все вместе, так и каждый в отдельности; при разработке предметных модулей учитывать высокую вероятность того, что отдельные модули проекта будут использоваться родителями как участниками образовательного процесса с целью улучшения знаний ребенка.

Современные требования к образовательному процессу стимулируют творческое начало педагога. Объединяясь в группы, мы решаем многоуровневые задачи: вовлекаем детей в поисковую деятельность, обучаем их работе с большими массивами информации, наблюдаем и корректируем их аналитическую и синтетическую деятельность, создаем ситуации успеха и повышаем мотивацию к учебе.

Исследование микрорайона «Лесное» легло в основу нашего проекта потому, что школа №117 находится в самом центре этого участка города. Мы убеждены, что любовь к Родине начинается с любви к своему двору, к своему району и городу, с уважения и изучения богатейшей истории прежде всего того места, где ты живешь.

Работая над проектом «Мое Лесное», мы выделили несколько предметных модулей:

- модуль «История и культура Санкт-Петербурга»: роль района в становлении научного общества в Петербурге 19 в., памятники и обелиски района. Для работы над данным модулем создана рабочая группа, состоящая из учащихся 5-7 классов. Участники группы посещают музей ЛТА, Детский музейный центр исторического воспитания, отбирают материалы, касающиеся истории микрорайона Лесное для включения их в образовательный модуль «История и культура Санкт-Петербурга»;

- модуль «Природоведение»: парк и сад Лесотехнической академии, известные ученые, чьи судьбы тесно связаны с нашим районом. Коллектив учащихся 5-7 классов собирает материалы, отвечающие требованиям данного блока, обрабатывает их, создает целостный модуль по природоведению, который касается природы микрорайона. Разумеется, нельзя обойти вниманием и ученых, посвятивших свою жизнь изучению окружающей среды, поэтому ребята ищут и анализируют информацию о них;

- модуль «Русский язык и литература»: В.К. Кюхельбекер, Д.С. Лихачев, В. Виноградов и другие. В этой рабочей группе учащиеся под руководством учителей ищут, собирают и обрабатывают информацию, касающуюся тех периодов жизни известных литераторов и ученых, которые связаны с Лесным;

- модуль «Английский язык»: перевод и адаптация текста экскурсии-квеста на английский язык для англоговорящих подростков. В ГБОУ СОШ №117 обучается довольно много ребят, для которых русский язык, русская культура не являются родными. Языком-медиатором в образовательном процессе для них является английский язык. Поэтому все модули проекта переводятся на английский язык.

За каждый предметный модуль отвечает учитель-предметник, вошедший в состав творческой группы.

Работа над проектом предполагает постоянное расширение и углубление знаний учащихся школы о микрорайоне Лесное. Для этого творческой группой учителей и учащихся создается сайт проекта, на страницах которого будут отражены все этапы работы участников образовательного процесса. Привлечение к работе над созданием этого образовательного продукта родителей наших учеников преследует несколько целей: увеличение времени, которое родители проводят со своими детьми, налаживание контакта между детьми и их родителями, развитие коммуникативных компетенций учащихся, повышение качества их репродуктивной деятельности.

Развитие метапредметных компетенций учащихся делает задачу построения у детей целостной культурно-исторической картины мира логичной. Работа в группах и индивидуально, создание образовательного продукта не только для русскоязычных одноклассников, но и для англоговорящих – это, несомненно, отвечает всем требованиям ФГОС и формирует те самые горизонтальные связи в обществе, которые и делают население – народом.


Поделиться: