Поиск по сайту

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через художественные образы родной природы


Авторcтво: Кузнецова Анна Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Фото 1.JPGСтремление человека к добру, любви, истине, красоте было во все времена. Но, сегодня, как никогда, актуальными становятся проблемы нравственно-патриотического воспитания детей. Разделить понятия «нравственность» и «патриотизм» невозможно. История человечества и в прошлом и в настоящем знает много примеров извращенного понимания слова «патриотизм» – это национализм. Это как раз пример того, когда у данного понятия отсутствует фундамент, платформа, на котором должен базироваться настоящий патриотизм – нравственность.

Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Образы восприятия в этом возрасте очень яркие и именно поэтому они надолго остаются в памяти, и, как правило, на всю жизнь.

У педагогов-практиков в процессе работы возникает множество вопросов: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Одной из составляющих понятия «патриотизм» является чувство любви к Родине, к родной природе. Природа близка ребенку с самого рождения, легка для его восприятия и может сильно воздействовать на его эмоциональную сферу. Фото 2.JPG

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность участвовать в жизни окружающей его действительности. Дети в полной мере способны проявлять сострадание, сочувствие происходящему вокруг, эмоционально реагировать на увиденное и услышанное, могут дать нравственную оценку происходящим вокруг событиям, тем самым, осознавая себя частью окружающего мира.

Наш детский сад с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей, поэтому в работе по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через художественные образы родной природы», мы особое внимание уделяем использованию синтеза искусств, как мощному инструменту воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс, который может вызвать у детей яркий эмоциональный отклик. Наша главная задача научить детей слушать и слышать музыку дождя, ветра, шум леса, крик улетающих журавлей, смотреть и видеть очарование золотой осени, буйные краски лета, нежность и трепет ранней весны, грустить и радоваться, удивляться и восхищаться, сопереживать, любить и пробудить желание все это сохранить и сберечь.

Эффективность работы достигается только в результате тесного взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Обязательным условием для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей является создание насыщенной предметно-развивающей среды в каждом помещении детского сада, которая является полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности детей: это подбор и систематизация художественных произведений (поэзия и проза), фонотека музыкальных произведений всех жанров, репродукции великих художников и на сегодняшний день – наличие мультимедийного оборудования.

Второе необходимое условие - заинтересованность каждого педагога, определение роли каждого в этом процессе, подбор наиболееФото 3.JPG эффективных форм, методов и приемов. Эффективность работы может быть достигнута только в ходе интеграции таких видов искусства как музыка, художественное слово и живопись.

Педагогами используются:

  1. Чтение художественных произведений: поэзия, проза. 
  2. Слушание литературных произведений в аудиозаписи.
  3. Рассматривание репродукций картин художников.
  4. Знакомство с произведениями народных промыслов.
  5. Слушание музыки различных жанров.

Художественное слово является эффективным средством воспитания патриотизма. Красота родного языка, эпитеты, олицетворение образов родной природы в стихах великих русских поэтов вызывает у детей яркий эмоциональный отклик: восхищение, гордость, любовь.

Наше глубокое убеждение, что невозможно воспитать истинного патриота России, не знакомого с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина, поэтому изучению творчества А.С.Пушкина мы уделяет особое внимание. Огромное значение имеет речь воспитателя, ее интонационная окраска. Мелодика звучания произведения отзывается в сердцах детей. Дети готовы применить полученные знания и впечатления на практике: декламировать отрывки произведений, заниматься творческой деятельностью.

Список литературы для детей очень разнообразен: стихи классиков, проза, народное речевое творчество.

Читая рассказы К. Паустовского, В. Бианки, И. Сладкова, М. Пришвина, дети испытывают чувство удивления, радости, восхищения от происходящих в них событиях. Герои произведений понятны и близки ребенку.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети слушают произведения, беседуют с педагогом, делятся впечатлениями, разучивают наиболее полюбившиеся произведения наизусть.

Но для яркого запоминания и возникновения патриотических чувств одного устного знакомства недостаточно. Так как особенностью старших дошкольников является наглядно-образное мышление, очень важным становится рассматривание картин великих художников: И. Левитана, Ф. Шишкина, А. Саврасова, И.Репина, где дети наглядно могут увидеть красоту родной природы, ее неповторимый образ, мастерски переданный художником. Одним из таких образов является образ русской березки – символа России. После знакомства с картинами великих художников дети по-другому начинают смотреть на летящие облака, капельки воды на листьях после дождя и т.д.

Невозможно переоценить и роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей. Музыка помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, создать более насыщенный, законченный образ. В своей работе мы широко используем образцы русской и зарубежной классической музыки (М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова; А. Вивальди, Э. Грига, Р. Шумана, Ф. Шуберта, В. Моцарта) как на музыкальных занятиях, досугах, так и в режимных моментах. Также приобщаем детей к народной музыке, знакомим с народными музыкальными инструментами, разучиваем небольшие пьесы. Это вызывает у детей неподдельный восторг.

Выразительность музыкального языка, поэтичность стихов помогает детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Музыкальные произведения широко используются и в процессе изобразительной деятельности. Это помогает детям получить эмоциональный настрой и ярче представить увиденные образы.

Фото 12.JPGМожно говорить о том, что после прослушивания литературных произведений, знакомства с картинами, слушанием музыки, у дошкольников складываются более полные представления о красоте родной природы. Это можно наблюдать в продуктивной деятельности детей. Результаты детского творчества хороший индикатор качества полученной детьми информации и впечатлениях. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме знаний, полученных на занятиях.

Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв. Ярким событием, где для детей предоставляется возможность реализовать полученные знания и выразить свои патриотические чувства может стать праздник, где дети читают стихи, поют песни о Родине, играют в народные игры, на народных музыкальных инструментах, тем самым приобщаются к народной культуре, которая является неотъемлемой частью патриотического воспитания.

Решение задачи патриотического воспитания детей нам помогает использование проектной деятельности, где есть возможность органично соединить и эффективно использовать все формы работы как с детьми, так и с родителями, глубоко погрузиться в тему.

Мы уверены, что те зерна добра и любви, которые мы стараемся посеять в маленькие детские сердечки прорастут в большие настоящие чувства и они вырастут настоящими людьми и истинными патриотами.

Ппрезентацию «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через художественные образы родной природы» вы можете посмотреть на сайте детского сада (http://119frspb.caduk.ru) на странице группы «Ягодка».

 


Поделиться: