Поиск по сайту

Моделирование информационно-образовательной среды для повышения качества образования в начальной школе с использованием учебно-методического пособия «От действия к мысли» в контексте задач формирования универсальных учебных действий


Авторcтво: Воронова Алла Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №101; Гусева Елена Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №101; Капленко Светлана Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №101; Мартынова Елена Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №101; Стеценко Инна Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ лицея №101


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. В связи с этим, целью образования, его важнейшей задачей становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения и развития младших школьников.

Применение электронных учебных материалов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий появляются возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В ГБОУ Лицее №101 Выборгского района работают учителя начальных классов, творчески реализующие те задачи, которые ставит современное общество перед школьным образованием.

Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счет для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе: она должна стать первым опытом ребенка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить и, по возможности, приумножить учебную мотивацию.

Решению этих задач призвано помочь созданное творческой группой учителей начальных классов авторское учебно-методическое электронное пособие «От действия к мысли». Цель - актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения. Отсюда вытекают следующие учебные и дидактические задачи:

- мотивировать учащихся к изучению слов с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями

- разнообразить виды деятельности учащихся;

- расширять словарный запас учащихся;

- работать над лексическим значением слов;

- развивать зрительную память, активизировать внимание, мышление, речь.

В создании этого пособия участвовали 5 учителей начальных классов.

За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе - нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать учебный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Особенности информационного общества предполагают переосмысление места и роли учителя, его функций. Учитель все реже выступает как основной источник учебной информации и материала и все более как организатор коммуникаций, деятельности, во многом определяющей развитие личности учащихся. Именно коммуникация, взаимодействие «учитель - компьютер – ученик» лежит в основе разработанной авторской системы применения электронного пособия на уроках обучения грамоте (1 класс), русского языка и литературного чтения (1 – 4 класс).

Обращение к системному применению электронного пособия на уроках в начальной школе помогает сделать процесс обучения более современным, приближенным к интересам и стилистике жизни преобладающего большинства учащихся, для которых компьютер в семье ее неотъемлемая составляющая.

Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует положительную учебную мотивацию.

Содержание электронного учебно-методического пособия является в какой-то степени ответом на требования ФГОС дать школьникам не только знания по основам наук, предать социальный опыт, но и формировать универсальные учебные действия учащихся начальной школы для успешной интеграции их в современном информационном обществе.

Использование электронного пособия на примере обучения грамоте, русского языка и литературного чтения помогает учащимся:

∙ проверить свои знания и умения;

∙ формировать алгоритм логических операций и познавательных действий;

∙ развивать зрительную память, критическое, образное мышление, самостоятельность, готовность к коммуникации;

∙ правильно работать с информацией;

∙ развивать интерес к изучаемому материалу.

Использование электронного пособия упростит деятельность педагога, потому что его можно использовать на различных этапах урока:

· при проверке выполнения домашнего задания;

· при объяснении нового материала;

· при закреплении пройденного материала;

· для контроля знаний учащихся.

Авторское электронное пособие формирует активное отношение обучающихся к процессу учения, облегчает учебный труд учащихся, делает его продуктивным и увлекательным.

Пособие предлагает не случайный набор информации по обозначенной проблеме, а определенного объема обучающий инструментарий, структурированный систематизированный, уже готовый к применению. Учебный материал распределен по классам, по темам. В учебном пособии представлены различные виды работ:

  1. Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями (1,2,3,4 класс):

· знакомство со словами из словаря;

· картинный словарный диктант (изучение, контроль);

· зрительный диктант с пропущенной орфограммой;

· самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка;

· классификация слов по различным признакам (по родам, по частям речи, по склонениям).

  1. Работа над многозначными словами и омонимами:

· работа над лексическим значением слов на уроках обучения грамоте;

· выборочное чтение, составление словосочетаний, предложений;

· проведение звукобуквенного анализа;

· морфологический разбор (разбор слов по составу)

· развитие словарного запаса учащихся

  1. Работа над антонимами, синонимами:

· подбор слов близких и противоположных по значению;

· замена слов в тексте на синонимы (при написании сочинений);

· составление синонимических рядов

4. Работа со словами из Букваря:

· знакомство со словами не входящими в активный словарный запас первоклассников;

· толкование слов редко употребляемых в современной речи;

· различие слов близких по звучанию

Задача учителя состоит в том, чтобы определить на каком учебном материале (разделы, темы и т. д.) формировать и совершенствовать умения, навыки, учебные способы действий, выбрать методы и технологии, которые обеспечат достижение запланированных результатов.

Электронное пособие можно использовать не только на уроках, но и дома: родители смогут не только объективно и самостоятельно оценить уровень знаний своего ребенка, но и подготовить его к проведению самостоятельных и контрольных работ.

Отдельные элементы пособия могут использоваться в 5-х классах для диагностики знаний учащихся, переходящих с начальной ступени обучения в основную школу.

При разработке электронного пособия авторы учитывали психолого-педагогические особенности младших школьников, задания сопровождаются наглядностью, предлагаются занимательные материалы, предполагаются более глубокие знания предмета, развивающие учебно-логические умения, критичное, абстрактное мышление, сообразительность, языковое чутье.

Работа по созданию электронного пособия и его использование в практической деятельности изменило профессиональное мышление педагогов. Появилась потребность в инновационной деятельности, расширилась сфера сотрудничества с коллегами своего лицея и другими общеобразовательными учреждениями. Совершенствовались навыки работы ИКТ, в том числе и с интерактивной доской, появилась возможность тиражировать свой опыт в лицее, районе, городе через систему семинаров, мастер-классов и публикаций.

Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Применение электронного пособия, помогает развивать творческую активность, самостоятельность учащихся, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.


Поделиться: