Поиск по сайту

Взаимодействие педагога и психолога в формировании нравственных представлений старших дошкольников


Авторcтво: Моисеева Светлана Анатольевна, магистр педагогики, педагог-психолог высшей категории ГБДОУ детского сада №34 Выборгского района Санкт-Петербурга; Курпель Наталья Федоровна, воспитатель первой категории ГБДОУ детского сада №34 Выборгского района Санкт-Петербурга


В обновленном варианте основной общеобразовательной программы «Детство» [5] отражены основные направления Концепции духовно-нравственного развития и воспитания [6]. По сравнению с предыдущим вариантом программы «Детство», вышедшей в 90-е годы, появляются новые задачи воспитания и развития детей. Эти задачи отражают основные направления работы педагогов в рамках духовно – нравственного воспитания дошкольников. Данное направление работы - одно из самых сложных в работе с дошкольниками. Результаты духовно – нравственного воспитания носят отсроченный и часто неустойчивый характер. Проявляются они в поведении дошкольников, в общении со сверстниками и взрослыми. Любовь к ближнему, забота, сопереживание, помощь в действии – дошкольник ожидает это от окружающих и сам желает проявлять эти качества в своем поведении. Старший дошкольник уже знает, что эти качества необходимы для успешного общения с окружающими, но соответствовать этим качествам очень трудно. Объективная причина затруднений в поведении дошкольника связана с невысоким уровнем самоконтроля дошкольников, их импульсивностью (возрастные особенности). Затруднения в поведении могут быть вызваны и тем, что у дошкольника еще недостаточно сформированы представления о нравственных качествах, на которые он мог бы опираться в своих взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Со сменой идеологии произошла перемена в нравственных нормах, которые предъявляются человеку и обществу. Начиная с 90–х годов прошлого века, появилась ориентация на успех, воспитание лидера, развитие интеллектуальных способностей дошкольников, задача воспитания коллективизма утратила свою актуальность. Трудовому воспитанию стало также уделяться меньше внимания. Развитие трудовых навыков, столь необходимых для формирования нравственных представлений, отошло на второй план. Воспитатели и педагоги оказались в трудном положении: то, что было значимо и к чему привыкли, оказалось не важно. Результат недостатков в педагогическом процессе дошкольного воспитания стал проявляться в школе.

Развитие потребительских качеств, низкие трудовые навыки, прагматичные взаимоотношения школьников, увеличение числа неблагополучных подростков говорит о том, что обращение к духовно – нравственным ценностям необходимо актуализировать в дошкольном воспитании. Именно дошкольный возраст является начальным этапом в нравственном воспитании детей, поскольку дошкольный возраст – это сензитивный период, когда ребенок особо чувствителен и восприимчив к формировании представлений о нравственных качествах.

Итак, по отношению к детям дошкольного возраста выдвигается задача формирования нравственных представлений. В литературе обсуждается вопрос о средствах передачи детям представлений о нравственных качествах. Активным средством такой передачи признается художественная литература. Художественные образы в доступной для дошкольников форме представляют конкретные поступки, соответствующие или несоответствующие нравственным представлениям, что позволяет детям оценивать их суть и нравственные качества героев. Кроме того рассказы и сказки, содержащие в себе мораль, вызывают эмоции у детей, влияют на нравственные чувства, что усиливает воздействие их на детей (Л.Д.Короткова, Л.П.Стрелкова и др.).

Активно усвоение нравственных представлений происходит и в совместной деятельности детей. Этот вопрос освещен в педагогической и психологической литературе (Р.С.Буре, Л. Колберг, Ж.Пиаже, Т.А.Репина, С.Г.Якобсон и др.). Совместная деятельность вызывает необходимость совместных обсуждений, распределений обязанностей. В совместной деятельности происходит столкновение различных детских мнений и интересов, что позволяет педагогу вносить в обсуждение нормы поведения, представление о нравственных качествах, что помогает детям налаживать взаимоотношения.

Работа с переживаниями детей после прочтения художественного произведения и в ситуации совместной деятельности с целью формирования нравственных представлений старших дошкольников может проводиться и педагогом и психологом.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях А.А. Мороз [10]. Он считает, что нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Представление это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Таким образом, нравственные представления это представления о таких качествах человека, которые помогают действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

Исходные положения организации взаимодействия педагога и психолога определены А.К. Марковой: ею даны основные характеристики этапов сотрудничества.

На первом этапе мотивационно-целевом определяются общие цели, задачи, смыслы взаимодействия. Педагог и психолог становятся единомышленниками, включаются в одно общее дело, реализуя при этом каждый свои специфические задачи, выполняя свои функции.

На втором этане операционно-технологическом происходит согласование между педагогом и психологом средств осуществления взаимодействия с группой, а также между собой. На данном этапе уточняется содержание основных понятий и подходов, уточняются и корректируются функции педагога и психолога, их реальные возможности для успешного достижения результата. Важно понимать, что стратегии взаимодействия не спускаются сверху психологом, они создаются в процессе взаимодействия педагога с психологом.

На третьем этапе рефлексивно-регулятивном происходит взаимное оценивание эффективности работы друг друга и совместного труда. Если мы говорим о взаимодействии педагога и психолога в формировании нравственных представлений старших дошкольников, то для психолога главным показателем в анализе и оценивании труда являются качественные изменения в уровне нравственных представлений дошкольников, а также возможный профессиональный рост педагога. Для педагога значимым будет профессиональный вклад психолога в обеспечение образовательного процесса, то есть создание психологических условий, которые способствуют формированию нравственных представлений и развитию дошкольников.

О значении сказки в воспитании детей писал К.Д. Ушинский «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [14]. Ушинский настаивал, чтобы дети, начиная с самого раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями русского народного творчества. На первое место К.Д. Ушинский ставил русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто -нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [14].

Ученые – фольклористы (В.П.Аникин, А.Н.Афанасьев, Э.В.Померанцева, В.Я. Пропп и др.) высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и художественную выразительность. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственных представлений в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка это художественное произведение, поэтому в своем исследовании мы опираемся и на работы О.И.Никифоровой, которая выделяет три стадии в развитии восприятия художественного произведения [11]. Первая стадия – непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения). Вторая стадия – понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление). Третья стадия – влияние художественной литературы на личность ребенка через чувства и сознание.

Дошкольник, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании сказки. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения нравственной беседы о прочитанном. Кроме дидактической роли сказки известна ее терапевтическая роль.

Все это подтверждает возможность использования сказки как дидактического средства во взаимодействии педагога и психолога в формировании нравственных представлений старших дошкольников.

Для выявления уровня нравственных представлений мы использовали диагностическую беседу. Цель беседы - определение уровня представлений дошкольников о нравственных качествах: доброта, справедливость, ответственность, правдивость, любовь к ближнему, послушание, терпение, милосердие, трудолюбие, благодарность. Нравственные качества: доброта, справедливость, ответственность и правдивость мы взяли из программы «Детство» (образовательная область Социализация) и дополнили этот список нравственными качествами, которые перечислены в монографии Т.А. Берсеневой «Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции» [4].

Мы использовали проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Орехова О.А., 2002, 2006, 2007) [12] . Методической основой теста «Домики» является цвето – ассоциативный эксперимент.

Цель – выявить способность дошкольников различать нравственные представления через отношение к ним, не выходя за пределы своего актуального опыта.

Моисеева1.JPG

Рис. 1. Уровни сформированности нравственных представлений детей логопедической группы

Рейтинг нравственных качеств:

1) милосердие

2) справедливость

3) ответственность

4) благодарность

5) доброта

6) любовь к ближнему

7) правдивость

8) трудолюбие

9) терпение

10) послушание

Как показали результаты диагностической беседы труднее всего детям рассказать о милосердии и справедливости.

Представления о нравственных качествах послушание и терпение дошкольники показали на среднем уровне (более 90%), поэтому эти два нравственных качества мы специально не включали как предмет во взаимодействии педагога и психолога по формированию нравственных представлений. Мы решили начать с нравственного качества трудолюбие, поскольку большинство детей в представлении данного качества вышли на средний уровень.

При подборе сказок мы ориентировались на тот список художественной литературы, который предложен для прочтения программой «Детство». Основной критерий, который мы использовали при выборе сказок, состоит в том, что главный герой или герои являются носителями определенных нравственных качеств. Мы использовали народные и авторские сказки.

При работе с каждой сказкой мы разработали технологию взаимодействия педагога и психолога по формированию нравственных представлений старших дошкольников. Эта технология является общей для формирования представлений о нравственных качествах, указанных выше и включает несколько этапов взаимодействия педагога и психолога с детьми. Каждый этап преследует определенную цель. Ниже представлен алгоритм такого взаимодействия.

Проигрывание эпизода из сказки - ролевая игра с последующей рефлексией детей

(исполнитель психолог)

Погружение в сказку, тактильное знакомство с главными героями (исполнитель психолог).

Художественная деятельность (исполнитель педагог)

Чтение сказки (исполнитель – педагог

Показ иллюстраций , беседа с детьми (исполнитель педагог)

Моисеева2.JPG

Рис. 2. Технология взаимодействия педагога и психолога

Поясним эту схему.

Первый этап взаимодействия – чтение сказки. Исполнитель педагог. Цель этапа – первичное знакомство дошкольников с текстом сказки.

Второй этап – показ иллюстраций, беседа с детьми о главных героях сказки. Исполнитель педагог. Цель этапа – знакомство с содержанием сказки с помощью зрительных образов и выявление эмоционального отношения детей к героям сказки.

Третий этап – погружение в сказку, тактильное знакомство с главными героями сказки. Нравственный урок – беседа. Исполнитель психолог. Цель этапа - погружение в сказку и проговаривание детьми тех нравственных качеств, которые помогали главным героям совершать хорошие поступки.

Четвертый этап – проигрывание эпизода из сказки – ролевая игра с последующей рефлексией детей. Исполнитель психолог. Цель этапа – дальнейшее погружение в сказку и проявление у детей собственных нравственных качеств, сходных с качествами главных героев.

Пятый этап – художественная деятельность (рисование, лепка, раскрашивание, коллаж). Исполнитель педагог. Цель этапа – закрепление образов главных героев и представлений о нравственных качествах героев сказки в творческой деятельности дошкольников.

Этот алгоритм взаимодействия будет общим для формирования нравственных представлений дошкольников о любом из качеств, перечисленных нами выше.

На контрольном этапе для определения уровня представлений дошкольников о нравственных качествах мы использовали диагностическую беседу, так же как и на констатирующем этапе. Результаты беседы представлены на рис.3.

Диагностическая беседа показала, что уровень сформированности нравственных представлений повысился у большинства детей. Причем уровень сформированности нравственных представлений детей логопедической группы значительно повысился и оказался выше, чем уровень представлений о нравственных качествах детей массовой группы. Дети массовой группы занимались по традиционной методике, а дети логопедической по экспериментальной.

Моисеева3.JPG

Рис. 3. Средние показатели сформированности нравственных представлений

Таким образом, после реализации специально организованных педагогических условий, включающих в себя поэтапное взаимодействие педагога и психолога по разработанной нами технологии на формирующем этапе, уровень нравственных представлений старших дошкольников изменился.

На контрольном этапе только 7% детей экспериментальной логопедической группы показали низкий уровень нравственных представлений, 50% детей находятся на среднем уровне, остальные дошкольники на высоком уровне. Способность детей дифференцировать нравственные качества также изменилась. 47% детей показали высокий уровень способности дифференцировать нравственные качества, 42% имеют средний уровень и лишь 11% дошкольников экспериментальной логопедической группы показали низкий уровень.

Значительное улучшение, которое продемонстрировали дети логопедической группы на контрольном этапе, подтверждает возможность использования разработанной нами технологии взаимодействия педагога и психолога по формированию нравственных представлений старших дошкольников.

Данная экспериментальная работа проводилась в детском саду в 2012 – 2013 учебном году. Полученные результаты дали возможность применять апробированную технологию в текущем 2013 – 2014 году уже в двух подготовительных к школе группах: логопедической и массовой. Как дидактическое средство в поэтапном взаимодействии педагога и психолога в формировании нравственных представлений использовалась сказка.

В дальнейшем предстоит изучить, как нравственные представления старших дошкольников отражаются на их поведении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Приложение 1: глоссарий

Приложение 2: Список рекомендуемой литературы, для чтения старшим дошкольникам



Cписок использованных источников и литературы:

1. Андерсен Г.-Х. Сказки. – М.: Детская литература, 1978.- 350с.

2. Аникин В. П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988, - 96 с.

3. Бажов П.П. Сказы. – М.: Астрель, 2012.- 191с.

4. Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции. Монография. – СПб.: СПбАППО, 2007, - 179с.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009

7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 348с.

8. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Смарт, 1996. – 98 с.

9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Метод. рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2004.- 126 с.

10. Мороз А.А. Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии: Автореферат дисс. гранд докт. псих. наук. – СПб, 2010.

11. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972.- 152 с.

12. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с.

13. Русские волшебные сказки / Сост. А.И. Белинский. – СПб.: Лениздат, 1994. – 480 с.

14. Ушинский К.Д. Избранные труды; В 4 кн. Книга 1. Проблемы педагогики. – М.: Дрофа, 2005. – 638 с.



Поделиться: