Поиск по сайту

Играя, учимся безопасной жизни


Авторcтво: Малюгина Нина Федоровна, учитель биологии, классный руководитель 7-го класса; Щурчкова Людмила Васильевна, учитель математики, классный руководитель 5-го класса; Перова Надежда Яковлевна, учитель математики, классный руководитель 7- го класса; Абакумова Ольга Викторовна, учитель трудового обучения, классный руководитель 9-го класса учебно-производственного реабилитационного центра-школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга


В условиях коррекционной школы особенно важна проблема обеспечения детской безопасности и сохранения здоровья, привычные условия могут быть опасны для школьников. В связи с этим группа наших педагогов решила провести игру «Остров безопасности». В группу вошли педагоги, которые являются классными руководителями в основной школе. Источником для содержания игры послужило одноименное мероприятие Н. М. Гончаровой (Л. С. Дыбань «Внеклассные мероприятия в коррекционных школах» - Волгоград: издательство «Учитель». 2006.) Содержание сценария было переработано и адаптировано к контингенту наших учащихся. Текст сократили, упростили и подвели к уровню понимания наших детей. Распределили участие классов и учащихся в них, учитывая их желание, умение вести себя перед аудиторией, возможность запоминать и воспроизводить по памяти текст, личностные качества.

Требовалось согласовать цели и задачи, украсить сцену, зал. Подготовить рисунки, плакаты, атрибуты по содержанию; подобрать музыкальное сопровождение, с участием хора девочек; использовать новые технологии с применением компьютера. В ходе подготовки и проведения мероприятия осуществлялось взаимодействие с учителями-предметниками по ИЗО, музыке, информатике, ЛФК, между классными руководителями. Также взаимодействие происходило между учащимися разных классов и разных видов обучения, где они могли слышать друг друга, дополнить информацию, высказывать свое мнение. Викторина, как заключительный блок, была направлена на подведение итогов по усвоению теоретических знаний.

Важно было учесть возрастные особенности подростков, не в назидательной, а игровой форме способствовать их психологической безопасности, а не только в опоре на технические правила. Конечно, в классах много проблем, есть общие, но надо было учесть и индивидуальность некоторых ребят, что мы и пытались сделать. Игра проводилась в общей системе воспитательной работы школы, которая включает учет особенностей классов.

В пятом классе, в связи с переходом в основную школу, обострились возрастные проблемы, усложнились межличностные отношения, появились вредные привычки, проявилась высокая активность и одновременно – неумение вести себя в опасных ситуациях. К тому же в класс прибыло трое новых учащихся, что обострило общий процесс адаптации. Необходимо было общее дело, которое позволило бы увлечь всех пятиклассников, объединить. В процессе подготовки проведены беседы о безопасности, ролевые игры «Электричество», «Один дома», чтение художественной литературы и обсуждение ее, обсуждение поступков детей в разных критических ситуациях. После проведения игры изменилось отношение к участию в мероприятии (появилось желание принять участие во внеклассной деятельности). Сплочение коллектива началось, т.к. было общее дело, опыт передавали другим детям. В последующих беседах по данным темам участники игры были лидерами. Они рассказывали, как бы поступили в подобных ситуациях. Выявилась проблема курения, над которой надо продолжать работать. Участники увидели положительную сторону даже в том, что стали лучше запоминать стихи по литературе, появилась уверенность в себе, активность, дружеские отношения, т.е., это помогло формированию коллектива в классе.

В 7-ых классах необходимость участия в игре была продиктована сложностью состава классов по состоянию здоровья, проблемами культуры поведения, общения, трудностями в построении межличностных отношений между ребятами и с педагогами, неумением предвидеть последствия своих поступков. Например, Игорь совершает поступки, не предвидя последствий, может, играя, причинить вред одноклассникам. Девочки, наблюдая его поведение, чувствуют тревожность, напряженность, страх, неуверенность. Все это влияет на самочувствие учащихся, а, следовательно, и на их здоровье. Чтобы поставить тревожных детей в ситуацию успеха, обсудить эмоциональный климат в классе и наладить взаимоотношения учащихся, проведены беседы, классные часы: «Твори добро!», «Звонок по телефону», «Приветствия», «Извинения». Необходимо было развивать у ребят чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать вежливость, уважение друг к другу. Разыгрывали ситуации по ролям: «Королевский уровень извинения», «Наш уровень», «Дружеский уровень». Ребятам было интересно. Они высказывали свою позицию, слушали одноклассников, задавали вопросы друг другу.

В этой работе помогали родители. Они активно поддержали своих детей, что дало положительный результат. Валера, Лена и Даша согласились участвовать в общешкольной игре. Родители приходили на репетиции в класс, подбадривая ребят. Поддержку оказывали с помощью таких упражнений, как «эмоциональное поглаживание»: комплемент, поддакивание, использовали дружественные жесты и мимику. В итоге Валера сказал: «Я очень боялся, что не смогу выступить, а теперь мне стало не страшно. Я перешагнул какой-то порог. Мне было хорошо. Все было интересно».

Тимур прибыл в 7- ой класс в этом году. Он с трудом устанавливает контакты с одноклассниками и учителями-предметниками. Классные часы «Не играй с огнем», «Один дома», «Осторожно гололед», дидактические игры «Умелые руки»,встреча с медицинскими работниками, использование технических средств на уроках и внеурочное время не изменили его ситуацию.После индивидуальной работы с ним он изъявил желание участвовать в игре и захотел нарисовать вместе с мамой дома рисунок по технике безопасности. Был очень доволен, когда его за это похвалили. Остальные учащиеся класса выполняли техническую часть в подготовке зала к мероприятию, важно было пронаблюдать, как они поведут себя в зале во время игры.

В 9-х классах, наоборот, взаимоотношения между учащимися доброжелательные, ровные, конфликты бывают редко. Есть дети общительные, которые умеют дружить и выстраивать свои отношения с другими. Есть замкнутые, стеснительные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой. Они стесняются отвечать у доски в классе, а тем более на сцене. Им сложно психологически преодолеть свою неуверенность. Чтобы помочь Кате и Алексею, мы включили их в игру, дали текст. Катя вместе с девочками класса поет в хоре, у нее есть опыт участия в выступлениях в группе. А вот одной выступать на сцене страшно. Поэтому ей был дан текст, который бы она быстро выучила, так как классу досталась тема о правилах безопасной работы с режущими предметами и правила безопасного обращения с электроприборами. На уроках труда эти правила постоянно повторяют, а Кате достался рифмованный текст, хорошо понимаемый ею. Она быстро выучила его. Это придало ей уверенность. Затем она принимала участие в написании плакатов:

«Иглы хранить в игольнице»;

«Кнопки хранить в коробке»;

«Ножи и вилки хранить в специальном ящике стола»;

«Каждой вещи – свое место!».

Были нарисованы плакаты с электроприборами: утюг, телевизор, лампа, стиральная машина. Заучивание текста, рисование плакатов, репетиции ее увлекли. У Кати появилась уверенность в себе, даже непринужденность. После выступления она сказала: «Мне было совсем не страшно, а весело».

У Алеши не было страха перед аудиторией, но была проблема с запоминанием текста, так как у него лучше развита кратковременная память. Есть большое желание участвовать в мероприятиях, но когда он выступает, то забывает текст и начинает нервничать. Ему помогло рисование плакатов, выразительное чтение и осмысленное заучивание текста. На выступлении Алексей читал стихотворение очень выразительно. После выступления сказал: «Давайте еще поиграем».

Рефлексия после игры показала, что ребята проявляли интерес к проблеме безопасности, повысили свою самооценку. Им понравилось выступать в роли ведущих. Они делились знаниями друг с другом, соревновались в ответах на викторине. У ребят было хорошее настроение! После игры у них появилось желание принимать участие в других мероприятиях.

Рефлексия взрослых показала, как важна профилактическая работа по технике безопасности на уроках и во внеурочной деятельности. Но есть учащиеся, для которых проведенная работа еще недостаточна, ее надо продолжать. Проблемы техники безопасности тесно связаны с личной, психологической безопасностью, важно не испугать ребят, а вооружить способами безопасной деятельности. Ниже приведено содержание игры.

Цель: Подготовить учащихся к элементарной безопасности для сохранения здоровья и своей жизни.

Задачи: - Обобщить теоретические знаний по основам техники безопасности, которые помогут детям в опасных и трудных ситуациях принимать правильное решение;

- учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;

-осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков;

-создать условия для психологической безопасности тревожных школьников.

Ход игры

Дети, одетые в легкую спортивную одежду, уютно расположились на «Острове безопасности» среди зелени. Каждый ребенок сидит на кубе из пластика. Остров украшен рисунками, планшетами, плакатами по технике безопасности и охране труда.

Песня веселых островитян

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,

Остров безопасности в нашей школе есть,

Остров безопасности в нашей школе есть,

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь.

Там живут веселые дети-школяры,

На лицо приятные, добрые внутри,

На лицо приятные, добрые внутри

Там живут веселые дети-школяры.

Н. Ф.: Дорогие островитяне! Песня у вас веселая и радостная, и пели вы ее дружно да задорно. А почему ваш остров называется «островом безопасности»?

Максим: Потому что на нашем острове существуют правила безопасного поведения.

Н. Ф.: Как интересно! Тогда давайте начнем знакомство с правилами безопасного поведения дома.

Н. Ф.: Ребята! Каждая хорошая, чистоплотная хозяйка покупает для поддержания чистоты в доме средства бытовой химии. Ни в коем случае нельзя вскрывать упаковки, банки, аэрозоли, содержащие средства бытовой химии.

Максим: Химикаты – это яд!

И не только для ребят.

Жили в доме великаны,

Что же делать? Как тут быть?

Тараканов уморить!

Аня: И купили великаны

Средство против тараканов,

Но остались тараканы,

А не стало великанов.

Вместе: Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить!

О. В.: Запомните ребята это правило. А какие еще опасности подстерегают нас дома, в классе, на занятиях кружка? (Острые, колющие, режущие предметы).

Алеша: Неприятно сесть на кнопку,

Можешь ты поранить попку!

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

О. В.: Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности. Где определено место всем полезным, нужным, но опасным предметам?

Катя: Иголки и булавки должны храниться в игольницах, кнопки – в коробке, ножи и вилки – в специальном ящике стола.

О. В.: Молодцы островитяне, вы – хорошие хозяева, живете по принципу: «Каждой вещи – свое место!».

Ребята, а какие электроприборы, которыми вы пользуетесь в быту, опасны?

Все учащиеся: Телевизор, магнитофон, компьютер, водонагреватель, стиральная машина, утюг, люстра, электрический фен, пылесос, бра, электрический чайник, холодильник и другие.

О. В.: Чем опасны эти предметы? Давайте поговорим о правилах безопасного пользования электроприборами.

Саша: Правило первое:

Прочь от машины руки, когда стираешь брюки!

О. В.: Нельзя: совать руку в стиральную машину, руку может затянуть и искалечить; открывая боковую дверку, можно ошпариться кипятком.

Василиса: Правило второе:DSC00871.JPG

Не суй в розетку пальчик ни девочка, ни мальчик!

Катя: Правило третье:

Прежде чем пойдете на свидание,

Чтобы навестить своих подруг,

Сделайте домашнее задание

И не забудьте выключить утюг!

О. В.: Да, ребята, умные электроприборы требуют особого к себе отношения, их надо уважать, относиться к ним бережно и осторожно.

Н. Ф.: Теперь назовите еще одного сильного, умного, полезного и очень коварного помощника, который живет в каждом доме.

Максим: Это газ! Опасность невидимая и неслышная.

Вероника: Выключай в квартире газ.

За газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствуя в квартире,

Позвоните 04!

Н. Ф.: Какие правила пользования газом мы знаем?

Максим: Срочно позвать взрослых при появлении запаха газа.

Аня: Надо сразу же открыть окна проветрить квартиру.

Вера: Проверить, закрыты ли краны на плите или газовой колонке.

Максим: Не включать свет, не зажигать спички.

Н. Ф.: Основные правила вы запомнили, молодцы!

Как вы думаете, перила, лестница, балконы – это опасная зона?

Юра: Человек – не птица! Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

Больно падать с этажа мягким местом на ежа.

Тот, кто ездит по перилам, может стать больным и хилым!

Он в больницу попадет или в мусоропровод!

Н. Ф.: Ребята, а какие опасности подстерегают ребенка дома, если он остается один?

Веня: Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

Коля: В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва…

Все: Позвони скорей 02!

«Четыре стихии»

Н.Я: Есть четыре стихии: «вода», «земля», «воздух», «огонь».

Коль у нас речь зашла о такой грозной стихии, как огонь, позовем на помощь правила пожарной безопасности.

Валера: Знает каждый гражданин

Этот номер – 01

Если к вам пришла беда,DSC00867.JPG

Поскорей звони туда.

А если нету телефона,

Позови людей с балкона!

Н.Я: С огнем шутить нельзя, от одной маленькой спички может сгореть целый дом, улица, город!

Игорь: Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

Дети взяли в руки спички –

Нет жилья у бедной птички,

После страшного огня

Не осталось даже пня!

Н.Я: Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, дом, квартира, могут погибнуть люди. Давайте вспомним правила противопожарной безопасности:

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

2. Уходя из дома, выключай электрические приборы.

3. Не суши белье над плитой.

4. Не зажигай свечи, фейерверки, бенгальские огни дома.

5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Много людей гибнет от огня, но не меньше жизней уносит дорога.

Правила дорожной безопасности

Просим вас, островитяне, огласить.

Не ради обычной формальности

Вы знать должны, как поступить.

Веня: Что такое переход?

Это знает каждый кот!

Уважают эти знаки

Даже кошки и собаки.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава…

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо!

Н.Я: Дети, а как надо вести себя на мостовой?

Саша: Наша Таня громко плачет:

Уронила новый мячик,

Мяч попал под «Москвича»,

Больше нет у нас мяча!

Игры на проезжей части

Могут привести к несчастью.

Скажет каждый постовой:

«Не играй на мостовой!»

Н.Я: Уважаемые островитяне, а как нужно правильно обходить трамвай, автобус, троллейбус?

Аня: Когда переходите площадь,

Представьте: трамвай – это лошадь!

Его обойти впереди,

А сзади не обходи!

Н.Я: Да, трамвай обходи спереди, а автобус, такси, троллейбус – сзади.

На вашем острове есть реки, его окружает ласковое море. А что делать, если в речке тонет друг?остров безопасности.jpg

Лена: Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг,

Балку, мяч или бревно…

Н.Я: Какие правила безопасного поведения необходимо знать на зимних водоемах?

Володя: Человек! Ты – не пингвин,

Не гуляй один средь льдин!

Не ходи весной по льду,

Можешь ты попасть в беду –

В лунку или полынью –

И загубишь жизнь свою.

В тех местах, где бьют ключи,

И бегут к реке ручьи,

Или где стоит завод –

Знай, что там непрочен лед!

Н.Я: Молодец, островитянин Володя, ты и сам на льду в беду не попадешь, и друга убережешь. Как нам быть, если ребенок расшиб колено, ободрал локоть или получил синяк в ребячьей потасовке? Какой совет ты можешь дать ребятам, Андрей?

Андрей: Раны надо мазать йодом,

А бутерброды – маслом с медом,

Всем понятно, что лекарства

Без врача давать опасно,

Но можно доверить любому ребенку

Пластырь, йод, бинты и зеленку!

Н.Ф: Что же, друзья, убедили вы меня, ваш остров – это остров Безопасности, и живут на нем добрые и мудрые правила безопасности, а симпатичные островитяне знают, ценят и соблюдают эти правила и принимают решения, чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и близким.

Звучит песня «Остров безопасности».

Л.В: проводит викторину.


Поделиться: