Поиск по сайту

Как учиться без перегрузок


Авторcтво: Будницкая Регина Семеновна, учитель английского языка лицея № 179 Калининского района Санкт-Петербурга


Два года назад во время исследования, проведенного Институтом социологии РАН, выяснилось, что подавляющее большинство родителей школьников считают «сохранение здоровья ребенка» важнейшей функцией школы. Однако практически никто из опрошенных не считал необходимым бороться с учебными перегрузками, не ориентировался на сбережение здоровья при выборе школы, редко разговаривал о здоровье ребенка с его учителями и ничего не знал о здоровьесберегающих технологиях обучения. Это притом, что ухудшение здоровья школьников сегодня принимает угрожающие масштабы.

Проблема здоровья школьника – проблема социальная. Еще в советские времена выяснили, что 90-95% выпускников школ обладали психофизиологическими отклонениями, вызванными учебными перегрузками. Исследования совместно с Институтом физиологии Академии медицинских наук выяснили, что перегрузка детей в школах составляет до 350% от нормы. Аргументы в защиту существующей системы поражают: «Так дети же выживают! И, посмотрите, еще и смеются!» …

Сейчас ситуация усугубляется. Общеобразовательные школы, преподавая по учебникам, в которых с каждым годом усиливается неоправданная информативность, продолжают увеличивать нагрузку детей. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение – все это ведет к потере здоровья детей. Сегодня многие первоклассники приходят в школу уже с «третьей группой здоровья». А когда родители, отдавая своих детей в школу, скрывают их медицинские проблемы, это только осложняет ситуацию. Ребенок приходит в школу не только учиться. Он здесь живет, общается, находит друзей, решает проблемы. Здесь формируется и закаляется характер. И задачи помочь развитию личности, сделать жизнь детей интересной и полной не менее важны, чем успехи в обучении.

Поэтому, наряду с важными задачами качественного обучения и эффективного развития детей, каждая школа должна позаботиться о максимально возможном снижении перегрузок. Ведь любой ребенок имеет право на счастливое и здоровое детство! Решить эту проблему можно только наладив грамотное взаимодействие педагогов, родителей, детей и школьных специалистов.

Задача школы – дать максимум возможностей ребенку, развивая его способности, используя на уроках здоровьесберегающие технологии.

Для этого необходимо использовать образовательные технологии, представляющие собой научную систему конкретных педагогических способов повышения эффективности учебной деятельности, позволяющие развить интеллектуальные способности учащихся.

Цели их использования:

1.Развитие интеллектуальных способностей обучающихся;

2.Снижение физической и психологической нагрузки обучающихся;

3.Повышение мотивации обучающихся;

4.Повышение эффективности обучения.

Рассмотрим на примере обучения английскому языку.

С чего бы вы ни начинали учить английский язык, освоить нужно все равно все виды речевой деятельности: говорение, письмо, понимание, чтение.

Это – одна из задач образовательных технологий.

Другая задача – развитие предметно-ориентированных психических качеств (это память, внимание, мышление, воображение). Проблемы с памятью могут возникать в любом возрасте. В детском возрасте, чаще всего, причина не в плохой памяти, а в рассеянности внимания. Все это корректируется. Умеренная забывчивость — еще не болезнь, а нормальный процесс, который можно вовремя остановить. Для этого достаточно регулярно выполнять физические упражнения, хорошо высыпаться, учиться правильно переживать стрессы. В целом, помощь в случае проблем с памятью зависит от тех причин, которые вызвали расстройство. Если это усталость — назначаются специальные лекарства – настойки, сильный эмоциональный стресс — психотерапия. Кроме того, важно не забывать об обычных упражнениях для мозга. Важно! Память развиваема и тренируема.

Эффективные и полезные методы запоминания иностранных слов.

Используя их, запоминать новые слова можно гораздо быстрее. Единственно, это требует сосредоточенности. Выбирается опорная точка и к ней привязывается пять слов, которые легко усваиваются. После этого, к каждому слову дополнительно привязывается еще пять слов. То есть, применяя такой метод, за один раз можно выучить как минимум 25 новых слов. Если приложить усилие, то можно выучить и больше.

Одна из методик – метод Цицерона. Древнеримский оратор знал огромное количество текстов. Его метод основан на образности. В хорошо известном помещении надо представить предметы и образно прикреплять к ним слова. А затем, мысленно совершая прогулку по комнате, вспоминать эти прикрепленные слова.

Например, когда надо запомнить много новых слов, с помощью метода Цицерона надо запомнить русские слова, а потом уже, на основе метода ассоциаций, по сходству звучания – английские слова. Например, необходимо запомнить слово table. Представьте значение этого слова – стол и представьте на что похоже английское. Table похоже на табло. Представьте, что на столе стоит табло, прикрепляя один образ к другому. Таким образом, можно запомнить много слов. Учащиеся, освоившие технологию запоминания иностранных слов, могут и, безусловно, будут применять полученные умения и во время дальнейшего изучения английского языка на более высоких уровнях. (По группе средний результат запоминания слов – 77%)

Упражнение “Слова” Смысл этого упражнения состоит в следующем: зачитывают вслух несколько слов, 4-5 штук, которые надо повторить. Данные слова находятся в одной тематической плоскости, допустим: мяч, клюшка, ворота, кроссовки, корт. После запоминания, в представленную цепочку слов необходимо вклинить слово, отличающееся от той тематики, которая была задана.

Пример: мяч, клюшка, ворота, подсолнух, корт. Этот метод помогает подготовить человека к неожиданностям при переводе с одного языка на другой.

Игры для развития памяти и внимания хороши как для детей, так и для взрослых. Их можно использовать в качестве полезного развлечения или включать в систему простых тренингов. Они хороши своей универсальностью и простотой восприятия.

Игра «Ну-ка, вспомни!»

Предварительно ведущий должен подготовиться. Его задача подготовить для игроков подобные вопросы: «Сколько этажей в этом здании?», «Какого цвета занавески в коридоре?», «Что сегодня одето на Маше?» и так далее. Конечно, ведущий должен знать ответы. Выигрывает тот, кто больше всех даст максимально правильных, точных ответов. Эта игра приучает к внимательности и наблюдательности, развивает память.

Игра «Сыр-бор».

Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово, например «сыр». Второй игрок называет слово предыдущего и добавляет свое, например «Сыр-бор». И так далее. Каждый последующий игрок должен перечислить все слова в том же порядке, в каком они были названы. Кто совсем запутается, вылетает из игры. Выигрывает тот, кто остается последним. Кстати, подобным способом можно запоминать стихотворения – выучивая строчку, каждый раз повторять все предыдущие. В основе процесса должна стоять игра, как основной момент, интересующий ребенка. Если затеять с ним какую-нибудь игру в слова, он охотно вам подыграет. Также надо учитывать, что обучение эффективно для ребенка, если оно наглядное. Здесь помогут красиво иллюстрированные книги: сказки, загадки, песни. Положительный результат достигается, благодаря системе игр, заданий, упражнений, систематически используемых на уроках.

При изучении новых букв можно использовать следующие задания. Для сильных учеников: на бланке напечатаны буквы в случайном порядке. В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок должен среди букв обнаружить слова. Он должен их отыскать и подчеркнуть. А для слабых: среди ряда букв найти и подчеркнуть нужную букву в каждом ряду. Эти упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

На развитие произвольного внимания – игра «Правая, левая». Читается ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку: правую – если окончание твердое, левую – если мягкое.

Число заданий на развитие различных сторон внимания младших школьников, построенных на математическом материале, очень велико. Например: запишем ряд чисел: 45789132. Дети смотрят на них. Затем ряд чисел закрывается. Вопросы: какие цифры вы запомнили? Назовите соседей чисел 5, 7, 3? Сколько всего цифр?

Игра «Счет с помехой». Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20 и т.д.

Игра «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, а другой его дополняет. Конечно, это не весь перечень игр, упражнений по развитию внимания на уроках обучения грамоте. Еще раз подчеркиваю – главное, чтобы эта работа была систематической и целенаправленной.

Таким образом, можно выделить группу учеников с низким уровнем развития внимания, продумать индивидуальную работу с этими детьми, а также контроль над их деятельностью во время урока. Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым и у учащихся появляется умение правильно его распределять. Сформированность внимания – важный показатель личности. Именно состояние этого качества влияет на всю деятельность ребенка. Думаю, что творчески работающие учителя смогут внести еще много интересного в эти занятия.

Упражнения для развития интеллекта

Развивайте увлеченность. Рисуйте, фотографируйте, пойте, ищите необычное в обычном и повседневном.

Выполняйте действия, требующие одновременной сложной координации пальцев обеих рук. Например, играйте на музыкальных инструментах, учите стихи, ведите дневник. Вспоминая, вы тренируете память и наблюдательность. Анализируя совершенные поступки, тренируете мышление.

Учитесь быстро читать.

В школах есть такой параметр проверки, как техника чтения. Раньше, мне казалось, что это плохое тестирование, потому, что учащиеся не вдумываются в прочитанное и приучаются читать «между строк». Сейчас я полностью изменила свой взгляд на эту проблему. Прежде всего, из-за того, что в дальнейшем ученику придется перерабатывать все больший объем информации. И не владея техникой чтения, ученик может быть неуспешен. Работу по овладению техникой чтения можно сделать интересной, предлагая учащимся читать тексты, соревнуясь, кто быстрее. Разумеется, тексты должны быть короткими.

Посетите сайт www.superidea.ru . Там собраны статьи на тему развития воображения.

Для занятий английским с детьми дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего использовать стишки и песенки с движениями. Английский для детей с помощью таких “физкультминуток” на занятиях с детьми просто необходим. Песенки с движениями помогут запомнить фразы, и просто разрядят обстановку на уроке.

I’m a little teapot

I’m a little teapot Дети садятся на корточки

Short and stout Встают

Here is my handle Левая рука на пояс

Here is my spout Правая рука вперед

When I get all steamed up В том же положении поворачиваемся вокруг себя

Hear me shout

“Tip me over Меняем руки, качаем головой

and pour me out!”

Clap, clap, partner

Clap, clap, partner Хлопаем в ладошки

Clap, clap, neighbour Хлопаем в ладоши соседа напротив

Stamp, stamp, Топаем ножками

Turn yourself about Поворачиваемся вокруг себя

Dancing so merrily, Дети кружатся парами, держась за руки

So merrily together,

Dancing so merrily,

So merrily, heigh ho.

A ring o’ roses

A ring, a ring o’ roses,

A pocket full of posies;

(Дети держатся за руки и танцуют в круге)

Tishoo, tishoo,

All stand still.

(Дети становятся ровно, руки по швам)

The King has sent his daughter,

To fetch a pail of water;

(Дети держатся за руки и танцуют в круге)

Tishoo, tishoo,

All fall down.

(Дети падают на пол)

The bird upon the steeple,

Sits high above the people;

(Дети держатся за руки и танцуют в круге)

Tishoo, tishoo,

All kneel down.

(Дети становятся на колени)

The wedding bells are ringing,

The boys and girls are singing;

(Дети держатся за руки и танцуют в круге)

Как не утомить?

На вашем пути могут возникать проблемы с усидчивостью и с быстрой интеллектуальной утомляемостью ребенка. И ту, и другую проблему вполне возможно решить.

  1. Делайте занятия короткими. Лучше прерваться, отвлечься и, если ребенок готов продолжать, провести еще одно маленькое занятие. Время, которое ребенок может заниматься, легко определить по его состоянию. Понаблюдайте за ним и не заставляйте его заниматься намного дольше, чем он может. Однако усидчивость и волю к обучению обязательно нужно развивать: позанимайтесь чуть дольше того момента, когда ребенок устал.

  1. У родителей, по сравнению с учителями, есть бесценная возможность обучать ребенка не только на специальных занятиях, но и «между делом». Поэкзаменуйте ребенка или поиграйте с ним, когда вы находитесь в транспорте, гуляете, готовите ужин. Конечно, если внимание ребенка не поглощено чем-то другим. Результативность «занятий», проведенных в такой форме, очень высока. Иногда у ребенка на улице получается в первый раз то, что не могло получиться на занятиях, так как он ведет себя более непосредственно.

  1. Заканчивайте занятие только на успешной ноте. Часто родителям и учителям кажется, что чем чаще «закреплять» то, что у ребенка получилось, тем лучше у него это будет получаться, однако далеко не всегда это так. Не поддавайтесь искушению добиться от ребенка идеального выполнения того, что вы от него требуете. Если что-то получилось, временно поставьте на этом точку. Лучше вернуться к этому позднее.

    4. Играйте с ребенком и стремитесь к разнообразию упражнений.

     5. Фиксируйте удачи и достижения ребенка, например, запишите при помощи компьютера или магнитофона, как он умеет  считать по-английски, регулярно подсчитывайте вместе с ним, сколько слов он знает, вместе отмечайте в специальном блокноте, сколько минут было каждое занятие. Дети обожают подобные подсчеты и очень радуются, когда сами себя обгоняют в этой игре.

Не забывайте, что ребенку трудно.

Упражнения должны носить соревновательный характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и снижается утомляемость.

Все это стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

Школьная программа очень насыщена, несет в себе огромный поток информации, который, к сожалению, порой не укладывается в голове ученика.

Кроме того, учеба в школе совершенно не оставляет ребенку свободного времени. Следствием этого являются такие негативные явления, как неуверенность ребенка в себе, депрессия, нарушения сна, раздражительность. Снижается работоспособность, повышается утомляемость, что, в конечном счете, приводит к серьезным заболеваниям и психическим расстройствам.

Перед родителями встает проблема выбора – хорошее образование ребенка или его здоровье.

Всякое знание носит условный характер. Образование – это не столько усвоение готовых знаний, сколько обучение способам поиска информации, ее обработки (чтения и запоминания) с целью производства знания в соответствии с возникающими потребностями (усвоение материала, ответ на уроке, сдача экзамена).

Как правило, школьные учителя дают знания и требуют знаний, но не учат ребенка, как получать эти знания и как оперировать ими. Поэтому, упражнения на развитие основных качеств, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности очень важны, так как за счет развития способностей детей можно снизить их утомляемость. Возможности организма повышаются. И, конечно, если учебный процесс организован сообразно возможностям ученика, все задания становятся доступны. А если есть усвоение – ребенок учится с удовольствием.

Список литературы

  • Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.
  • Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.
  • Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
  • Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М.,: «Первое сентября», 2004.
  • Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.-М. :Рольф, 2000.
  • Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Зиганов М.А. Как повысить культуру качество и скорость чтения. Москва. 1998г.
  • Зиганов М.А. Техника запоминания иностранных слов. Образование. 2002г.
  • Зиганов М.А. Как на 100% запомнить текст. Москва.2008г.
  • www.kindereducation.com


Поделиться: