Авторcтво: Базина Наталья Александровна, воспитатель, Фирер Елена Анатольевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Музыкальное занятие для детей с ТНР имеет огромное значение, представляя собой мощный инструмент для комплексного всестороннего развития детей, затрагивая не только речевую, но и эмоциональную, когнитивную и двигательную сферы. Такие занятия создают благоприятную среду для обучения и развития. Позволяя детям раскрыть свой потенциал и почувствовать радость от общения и творчества.
Цель: создание благоприятной среды для развития речи, музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей с тяжёлым нарушением речи через активное участие в музыкальной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
· Активизировать и расширить пассивный и активный словарь по теме «Весна»
· Развивать артикуляционную и мелкую моторику посредством речевых игр.
· Формировать навыки правильного речевого дыхания и голосоведения.
· Совершенствовать координацию движений и чувство ритма.
· развивать творческую свободу, ассоциативное мышление.
· развивать воображение, навыки фантазийного музицирования.
Образовательные задачи:
· побуждать детей к поиску выразительных движений для передачи характерных образов в музыкальной игре;
· учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки;
· закрепление знаний детей об изменениях, происходящих в природе весной;
Воспитательные задачи:
· воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, привлекая, внимание детей к разнообразию и красоте весенних звуков;
· воспитывать культуру слушания детей, умения «слышать музыку природы»;
· воспитывать коммуникативные навыки и дружеские отношения.
Форма проведения: Комплексное музыкальное занятие с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности.
Методы и приёмы:
· Словесные (беседа, объяснение, вопросы-ответы)
· Наглядные (картинки, иллюстрации, музыкальные инструменты, атрибуты)
· Практические (артикуляционные упражнения, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
· Игровые (использование сюрпризных моментов, подвижных игр)
Дети входят под музыку, садятся в круг.
(Педагог предлагает начать занятие с речевой разминки, дети сидят в кругу, проговаривают стихотворение и ритмично хлопают поочерёдно по коленкам себе и соседу).
На занятие пришли
Девочки, мальчики,
Улыбнемся мы друг другу
Девочки, мальчики,
Любим петь и рисовать!
Хотим много-много знать
(Далее педагог предлагает поприветствовать всех ребят, кто пришел на занятие. Приветствие детей с проговариванием имени.
В ритме хлопок - хлопок – имя ребенка по кругу проговариваем все имена детей по кругу).
Педагог: Сегодня на занятии нас ждет много игр и приключений! Мы услышим и увидим много интересного! Вы готовы? Ну тогда мы отправляемся в путешествие! (Педагог с помощью наводящих вопросов беседует с детьми: на чем можно поехать? что мы можем увидеть, если поедем на машине, самолете?) а если поедем на лошадке, что увидим? А кто-нибудь из вас катался по парку или за городом на лошадке? Какие впечатления?
(Музыкальная игра «Едем, едем на лошадке» с инструментами, которые иллюстрируют стихотворение (автор игры Тютюнникова Т.Э.).
Подбор инструментов может быть любым: бубенчики, клавесы, трещотки, маракасы, свистульки, треугольник, колокольчик. В предварительной работе можно предложить детям самим подобрать инструмент к каждой строчке. Во время игры дети сидят в кругу, дети проговаривают стихотворение по строчке и поочередно играют на инструментах).
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой, скок-скок-скок, скок-скок-скок!
Копытца стучат, бубенчики звенят.
Тележка скрипит, ветер шумит, дятел по дереву клювом стучит.
Подснежники цветут, птички поют.
Белки на сосне, орешки грызет, лисичка зайчишку в кустах стережет.
Ехали мы, ехали, наконец доехали,
С горки ух! В ямку бух!
Педагог: Ой, ребята, вы слышите? Прислушайтесь! Кажется, кто-то идет! Давайте, закроем глаза и послушаем! (дети закрывают глаза) Кто же это к нам приходил?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха!
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог!
Дождь идет стучит по крыше: кап-кап-кап!
Ход часов мы тоже слышим: тик-так-тик-так!
Слышим мышку: шур-шур-шур!
Слышим кошку: мур-мур-мур!
Но никто из нас не слышал,
Как листок из почки вышел.
Вы услышать не могли,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
Вышли тихо, очень тихо,
И повсюду ТИШИНА….
Это значит, это значит
Тише всех пришла ВЕСНА!
(Педагог проводит с детьми артикуляционную гимнастику)
Весеннее солнышко согревает нас своими лучами (руки вверх, поют звук «а»)
С пригорка побежал звонкий ручеек (дети болтают языком)
Он наполнил до краев большую лужу (низким голосом «у-у-у»)
Ручей перелился через край и побежал дальше (булькают)
Проснулся старый пень (кряхтят)
Выбрались из под коры жучки (ж-ж-ж низким голосом), букашечки (з-з-з высоким)
Расправили свои крылышки (крш-крш-крш)
И полетели (тр-тр-тр)
Ожил под теплым весенним солнцем муравейник (стаккато звук «у»)
Лес наполнился птичьми голосами (имитация голосов птиц)
Это красавица Весна (звук «а» в высоком регистре)
Педагог: Я вчера гуляла в парке и в траве увидела большую зеленую гусеницу и я подумала откуда она взялась? Может быть вы знаете?
(Дети рассказывают)
Педагог: Вы все правильно рассказали, гусеницы очень прожорливые! А наши маленькие гусеницы уже проголодались и хотят есть!
(Игра с веревочкой «Гусеница» автор игры Виноградова Д.
Педагог вместе с детьми проговаривает стихотворение. Дети сидят на полу, держат в руках веревочки, имитируют движения гусеницы. Гусеница ползет вправо, влево, затем дети из своих «гусеничек» складывают несколько больших. Считают из скольких маленьких гусениц сложена большая, сравнивают, у кого больше, делают одну большую).
Рис.1 Игра «Гусеница»
Я ползу, ползу, ползу!
Хрум, хрум, хрум!
Свежий листик я найду
Хрум, хрум, хрум
Скоро вырасту большой
Хрум, хрум, хрум
Вот такой!
Педагог: Ребята, у меня в руках картинки, посмотрите и подумайте, что на них изображено? (на картинках: личинка, гусеница, куколка, бабочка) Сейчас вы попробуете разобраться, что и за чем следует! (дети раскладывают картинки по порядку)
Рис. 2 Дети раскладывают картинки по порядку
Педагог: А теперь мы играем в игру превращение!
(Игра-превращение: педагог за инструментом, либо с помощью шумовых инструментов озвучивает сказку про гусеницу, которая превратилась в бабочку. Дети во время игры с помощью свободного движения по залу показывают, как на листочке лежит личинка, как ползает гусеница, как она превращается в куколку и затем в красивую бабочку).
Рис. 3 Игра превращение
Педагог: к нам весною прилетают
И лес песней наполняют
Жук, червяк ее боится, догадались это (птица)
(Педагог начинает с помощью вопросов беседовать с детьми на тему: почему насекомые боятся птиц? Как насекомые прячутся? Что придумывают, чтобы их не съели?)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним каких перелетных птиц вы знаете? А какие зимуют вместе с нами? (ответы детей)
Предлагаю вам поиграть в игру «Птицы прилетели».
Ритмическая игра «Птицы прилетели»
(по мотивам игры Тютюнниковой Т.Э.)
Распускаются листочки (дети щелкают пальцами)
Дружно, дружно! (хлопки в ладоши)
Птицы прилетели, птицы прилетели (шлепаем по коленкам)
К нам, к нам! (топаем ногами)
(Играя в данную игру можно менять силу голоса и диапазон, то есть сначала предложить детям проговаривать шепотом, громко и меняя высоту звука).
Рис. 4 Ритмическая игра «Птицы прилетели»
Педагог: Посмотрите! Вдруг потемнело? Куда подевалось солнышко и стало темно будто наступил вечер! Что случилось? (ответы детей)
К нам в гости тучки прилетели, с нами поиграть хотели!
Рис. 5 Игра с «тучками»
(Для игры с «тучками» берутся воздушные шары. Дети садятся на стулья, ногами зажимают шарик, педагог выдает детям барабанные палочки.
Дети играют на шариках под словесное сопровождение педагога. Дождик может идти медленно, быстро, тихо, громко. Затем детям предлагается тучку «отправить высоко на небо». Дети под музыку играют с шариками свободного двигаясь по залу, подкидывая свой шарик палочками. Данная игра взята из опыта работы Тютюнниковой Т.Э.).
Туча по небу летела-
Всё толстела и толстела.
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам.
"Ба-ба-бах!" - ударил ГРОМ,
И разлился дождь ведром.
Рис. 6 Игра с «тучками»
Педагог: Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте мы немножко отдохнем, сядем вот здесь на полянке, возьмем наши волшебные колечки и вспомним, что же мы увидели и услышали весной!
(Дети, используя колечко су-джок, одевая его с пальчика на пальчик вспоминают признаки весны).
- Тает снег, бегут ручьи, возвращаются грачи
- Солнце пригревает, землю согревает
- Птицы поют, птенцам гнезда вьют
- Почки распускаются, листья появляются
- Грохочет первый гром
Педагог: А теперь пора нам возвращаться домой.
(Уходят под музыку в форме игры «Ниточка-иголочка»)
Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Теперь пришла пора нам со всеми попрощаться, всем сказать до свидания!
Список литературы
1. Музыкальное занятие в детском саду. Технология проектирования. Издательство: Учитель, 2017 год
2. Музыкальное воспитание в детском саду. 4-5 лет. Конспекты занятий. ФГОС Издательство: Мозаика-Синтез, 2023 год
3. К.Е. Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет. Издательство: ВЛАДОС, 2020 год.
4. Пособия Т.Э. Тютюнниковой для музыкального руководителя ДОУ в соответствии с ФГОС.
5. О.С. Ушакова Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / 3-е изд., испр. Издательство: ТЦ Сфера, 2016 год
Поделиться: